Накануне осенних полевых работ рынок азотных и сложных удобрений в Украине переживает серьезную трансформацию. Долю, которую занимал на нем российский продукт, попытаются разделить между собой Дмитрий Фирташ и Игорь Коломойский. В 2013 г. Украина импортировала минудобрений на $800 млн. Преимущественная часть этих денег ушла в Россию.
В июле Кабинет министров ввел в действие антидемпинговые пошлины в 36,03% от таможенной стоимости на импорт из России самого популярного у селян азотного удобрения – аммиачной селитры. В исключения из правила попала только продукция компании “Дорогобуж”: против нее размер санкций оказался несколько ниже – 20,51%. Но данная компания не являлась ключевым поставщиком. В 2013 г. боле 80% от всего импорта селитры из России приходилось на холдинг “Еврохим” Андрея Мельниченко.
К осени готовится еще одна заградительная мера на российском направлении – пошлины на сложные удобрения с содержанием азота. Их ставки Минэкономразвития пока не оглашает. Но, например, аналогичная санкция против белорусских химиков составляла 55,29%. Правда, применить ее практически не успели. По факту пошлина должна была стягиваться с 26 июля, но в начале августа Минск и Киев договорились о взаимном отказе от торговых ограничений. Таким образом, белорусы остались при своих, а потесниться, вероятно, придется россиянам – “Еврохиму”, а также компаниям “Фосагро”, “Уралхим”, “Акрон”.
Впрочем, в 2014 г. туго придется всем поставщикам зарубежных удобрений на внутренний рынок. Тех, кого не подкосят пошлины, припечатает девальвация гривны. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), в I полугодии импорт азотных удобрений уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 83% до 385,9 тыс. т, сложных – на 22,8% до 439,7 тыс. т. Кроме того, если в начале 2014 г. на внутреннем рынке можно было найти российскую селитру дешевле отечественной, то к концу I квартала она предлагалась на 8-10% дороже.
В апреле-мае ввоз селитры практически прекратился. И только приближение пошлин заставило “Еврохим” заключить со своей украинской дочерней компанией громадный контракт стоимостью $150 млн., чтобы успеть до наступления санкций. При нынешнем уровне цен в контракт “влезет” 400-500 тыс. т селитры, т. е. примерно 2 годовых объема поставок. Такой ход создает юридический казус, благодаря которому “Еврохима” будет пытаться избегнуть уплаты пошлины. Но, очевидно, только через суд. Вряд ли таможенная служба Украины поведется на подобную уловку. Тем более, закрытия рынка от чужаков требуют от правительства украинские химики.
Генеральный директор холдинга Ostchem (объединяет химические активы Дмитрия Фирташа) Александр Халин в июле задекларировал готовность полностью покрыть осенний спрос на нитраты в Украине. “По нашим оценкам, которые также совпадают с прогнозами профильного министерства, для проведения осенней посевной кампании в этом году аграриям потребуется 340-350 тыс. т азотных удобрений в пересчете на действующее вещество. С учетом наших складских запасов украинские заводы Ostchem полностью и в необходимые сроки покроют эти потребности. Мы готовы произвести и больше, если буде платежеспособный спрос”, – заверил А. Халин.
В августе холдинг возобновил производство удобрений на “Ривнеазоте” и черкасском “Азоте”, которое было остановлено на период низкого летнего спроса. Теоретически к ним может вскоре присоединиться и “Азот” в освобожденном от террористов Северодонецке. Во время боев мощности предприятия серьезно не пострадали. Хотя спешить с пуском производства в непосредственной близости от АТО Ostchem не будет. Разве что возникнет крайняя необходимость в дополнительных объемах – например, дефицит внутри страны или благоприятная конъюнктура на внешних рынках.
Свою выгоду от пошлин ожидает получить и днепродзержинский “ДнипроАзот”, входящий в группу “Приват”. Предприятие непосредственно селитру не производит, но выпускает аммиачную воду – более дешевый химикат, на который переключается часть аграриев в случае подорожания селитры. В структуре доходов “ДнипроАзота” на аммиачную воду приходится около 10%, но после карбамида, ориентированного на экспорт, это второй по значимости для комбината продукт. Согласно оценкам МинАПК, на каждую из двух посевных в Украине требуется до 100 тыс. т аммиачной воды.
О том, что с самообеспечением страны простыми нитратами проблем возникать не должно, говорит и статистика. В 2013 г. в Украине произведено около 2,3 млн. т азотсодержащих удобрений, а потреблено в 2 раза меньше. Т. е. запас прочности достаточно велик, даже с учетом неработающих сейчас “Стрирола” и северодонецкого “Азота”. Другое дело, что отечественные аграрии небезосновательно опасаются в связи с июльскими пошлинами роста цен не только на российскую, но и на украинскую селитру. Согласно расчетам УКАБ, в результате санкций ожидается увеличение стоимости импортных удобрений этой группы примерно на 20-22%, а произведенных в Украине – на 10-15%. Вследствие этого дополнительные расходы агропроизводителей до конца года могут составить 300-370 млн. грн. Впрочем, экспортерам сельхозпродукции по силам перекрыть эти затраты за счет одной лишь девальвации гривни.
По данным мониторинга ГП “Держзовнишинформ”, после введения пошлин на российский товар украинская аммиачная селитра подорожала на 17%, достигнув 4100 грн./т по состоянию на конец июля. Это примерно на 60% выше, чем она стоила год назад. Как считает эксперт “Держзовнишинформа” Константин Кинжалов, доля отечественной селитры на внутреннем рынке будет постепенно увеличиваться, но и аграрии не оставят попыток искать ей альтернативу. “Они могут найти ее в недорогом товаре из Средней Азии. Стоимость транспортировки из этих стран довольно высокая, однако она компенсируется отсутствием антидемпинговой пошлины”, – отмечает Константин Кинжалов.
Сложнее будет найти замену заграничным сложным (комплексным) удобрениям, в состав которых входят азот, фосфор и калий. Зависимость Украины от импорта в данном сегменте химикатов крайне высока, в 2013 г. – более 80%. Однако предпосылки к ее уменьшению есть.
Производство сложных удобрений освоено на “Сумыхипроме” (формально – государственном, реально – контролирующимся Д. Фирташем) и Днепровском заводе минеральных удобрений, который входит в “Украгрохимхолдинг” Сергея Лисковского. Первое из предприятий потенциально способно производить целую гамму комплексных удобрений суммарной продуктивностью свыше 500 тыс. т годовых, планка второго – 180 тыс. т. Таким образом, при самом оптимистическом раскладе набирается 800 тыс. т. Реальные же объемы производства гораздо меньше.
В 2013 г. национальное производство сложных удобрений составило лишь 248 тыс. т, в 2012 г. – 420 тыс. т. Разрыв между отечественным предложением и спросом традиционно покрывался за счет импорта – преимущественно из России и Беларуси. Поэтому если правительство Украины всерьез намерено обложить заградительными пошлинами комплексные удобрения происхождением из РФ, то у него не было другого выхода, как снять подобные ограничения на белорусскую продукцию. Иначе украинские аграрии оказались бы в совсем затруднительном положении, оставшись практически без выбора. Теперь же есть варианты.
Гомельский химзавод (Беларусь) в 2013 г. поставил в Украину комплексных удобрений на $80 млн., заняв около 15% рынка. На россиян приходилось до 70%. Если на них будут наложены пошлины, то белорусы смогут увеличить свою долю вдвое за счет части российской ниши. Правда, Министерство экономического развития и торговли Украины официально еще не заявляло о начале расследования, поэтому пока разговоры о пошлинах – предположения, хотя и полученные из нескольких источников. Один из них указывает, что в межведомственной комиссии по международной торговле еще не пришли к единому мнению насчет того, вводить ли ограничения на всю группу сложных удобрений или на некоторые позиции, например, на диаммофоску. Не исключено, что удар от этих санкций настигнет российских химиков только в 2015 г.
Согласно данным черкасского НИИТЭХИМа, в последние годы страна потребляет 1,2-1,3 млн. т комплексных химикатов. Правда, в 2014 г. в их потреблении не исключено падение ниже уровня в 1 млн. т. В частности, в I квартале их объемы уменьшились более чем на 20%. Как обращают внимание в НИИТЭХИМе, такое наблюдается впервые за несколько последних лет. На II квартал пришелся традиционный сезонный спад, так что некий всплеск спроса на сложные удобрения наметился только в августе. Причем активность в поставках демонстрируют не столько белорусы, как входящая в орбиту Дмитрия Фирташа трейдерская сеть “УкрАгро НПК”, завозящая российский продукт. (МинПром/Химия Украины и мира)