Китайский рынок доминировал в морской торговле коксом на протяжении большей части последних трех лет, но это может измениться в 2023 г.
В последние месяцы экономика Китая пошатнулась, особенно в ключевых отраслях промышленности, потребляющих кокс, таких как производство стекла, цемента и металлов, при этом инвестиции в недвижимость замедлились. Стимулирующие меры и ослабление политики нулевого уровня Covid в стране могут стимулировать новый рост, но перспективы остаются более туманными, чем в последние годы.
Ослабление спроса на нефтяной кокс в Китае в 2023 г. может перенаправить больше кокса в другие страны, особенно в Индию. Но кокс может иметь большую конкуренцию со стороны угля, чем это было в течение большей части этого года, после того, как сбои на мировых энергетических рынках, особенно из-за российско-украинской войны, привели к повышению цен на уголь на многих рынках.
В то же время ожидается, что производство высокосернистого кокса в Мексиканском заливе в следующем году вырастет, что заставит продавцов искать больше покупателей за пределами Китая.
В настоящее время Китай остается крупнейшим импортером зеленого кокса, который в январе-ноябре получил около 13,62 млн. т или чуть менее 30% мирового морского сырого кокса, согласно данным, собранным Global Trade Tracker (GTT). Это сопоставимо с 11,73 млн. т в январе-ноябре 2021 г. или чуть менее 28%. Многие страны еще не сообщили об импорте в ноябре, что может скорректировать их долю на рынке в 2022 г. Но Китай, безусловно, доминировал в мировом спросе в ноябре, поскольку его месячный объем импорта достиг более 1,94 млн. т, что является рекордно высоким месячным объемом для любой страны, превысив показатель Индии в 1,9 млн. т в августе 2016 г.
За весь 2021 г. на Китай пришлись 26,8% мирового импорта кокса морским путем или 12,52 млн. т, что намного выше, чем в любой другой стране, при этом ряд стран делит сопоставимую долю рынка. Япония заняла 9% с 4,2 млн. т, Индия 8,6% с 4 млн. т, Мексика 8,3% с 3,9 млн. т и Бразилия получила 7,6% с 3,6 млн. т. Следующей по величине доли рынка была Турция с 4,5% и 2,1 млн. т.
Это было изменением по сравнению с 2020 г., когда Китай был крупнейшим импортером, но Индия следовала за ним гораздо ближе. На Китай пришлись 20,6% морского импорта кокса в 2020 г. (10,1 млн. т), на долю Индии – 9,6 млн. т или 19,5%. А в 2019 г. Китай занял 15,7% при 8 млн. т, отставая от Индии на 21,1% при 10,8 млн. т. Если спрос в Китае вернется к уровню 2019 г., то наиболее вероятным направлением для продавцов станет Индия.
Индия ранее доминировала на рынке в течение определенного периода, поскольку ее крупная цементная промышленность ценит высокую теплотворную способность высокосернистого нефтяного кокса топливного качества. Но пандемия Covid-19 перевернула фундаментальные принципы рынка с ног на голову, в результате чего цена на кокс значительно превышала цену на уголь , что быстро подавило спрос в Индии во второй половине 2020 и 2021 годов. Когда восстановление предложения кокса и исторически высокие цены на уголь возродили скидки на кокс в 2022 г., спрос в Индии резко вырос. Импорт в страну более чем удвоился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые 10 месяцев 2022 г., достигнув 7,4 млн. т или 16,1% от общей доли рынка морских перевозок, что примерно на 10% больше, чем годом ранее.
Индийские покупатели, скорее всего, поглотят большую часть кокса, который больше не может найти себе место на китайском рынке, если объем закупок в Китае упадет с недавних рекордных уровней. Но только если скидка на уголь останется благоприятной. Доступность дешевого российского угля, а также возможное снижение цен на уголь другого происхождения с их рекордно высокого уровня также могут оказать давление на спрос на кокс в Азиатско-Тихоокеанском регионе в следующем году. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)