Каждый автовладелец, вероятнее всего, сталкивался с некачественным бензином. Потеря мощности и неустойчивая работа двигателя после недавней заправки являются явными признаками этой проблемы. К сожалению, далеко не всегда выбор АЗС, принадлежащих известным нефтеперерабатывающим компаниям, гарантирует высокое качество бензина, заливаемого в бак.
Курс на Европу
Бензин, реализуемый в Азербайджане на автозаправках различных компаний, поставляется одним производителем – Госнефтекомпанией SOCAR.
С 1 августа 2012 года в нашей стране вступил в силу новый стандарт AZS 636-2012 «Автомобильные средства. Экологические классы», который предполагает внедрение стандарта Евро-3 для выбросов автомобилями вредных веществ. Однако переход на топливо, соответствующее стандартам Евро-3, потребует времени. Выпуск такого бензина планируется не ранее 2014 года, когда будут завершены работы по реконструкции на существующих нефтеперерабатывающих заводах.
Дальнейшее повышение качества топлива до стандартов Евро-4 и Евро-5 станет возможно после того, как SOCAR сдаст в эксплуатацию новый нефте- и газоперерабатывающий, нефтехимический комплекс, строительство которого запланировано в Гарадагском районе Баку.
А пока топливо на НПЗ Госнефтекомпании Азербайджана производится согласно стандарту AZS 388-2011 «Топливо моторное. Неэтилированный бензин. Технические условия». Данный стандарт относится к неэтилированным бензинам, используемым в качестве моторного топлива для транспортных средств. Он исключает присутствие в бензине металлических соединений, которые могут нанести вред двигателю. Стандарт относится к маркам бензина 93, 95, 98, не распространяется на 76-й, который, как правило, используется в грузовых автомобилях, большей частью советского производства. Отметим, что в настоящее время бензин, производимый Бакинским нефтеперерабатывающим заводом им. Г.Алиева соответствует требованиям стандарта Евро-2.
Что касается дизельного топлива, на котором по официальной информации ездят около 45% автотранспортных средств в Азербайджане, то SOCAR еще три года назад выступила с сообщением о доведении с апреля 2010 года стандарта выпускаемого дизельного топлива до Евро-3, а до конца того же года – до стандарта Евро-4. При этом SOCAR закупает также евродизель в Румынии, однако реализует его не в Азербайджане, а через собственные заправки в Грузии, по цене примерно 1 AZN за литр. Отметим, что стоимость в Азербайджане дизельного топлива составляет 45 гяпиков. Розничная цена 76-го и 93-го бензина – 55 гяпиков, 95-го – 60 гяпиков, а 98-го – 1.20. Интересно, что цена бензина в Азербайджане примерно равна его стоимости в США, но качество…
Начнем с октанового числа
Бензин – горючая смесь легких углеводородов, получаемых путем перегонки и отбора фракций нефти, в зависимости от температуры кипения.
Основной характеристикой бензина является его октановое число. Именно оно указано в названии марок бензина – 93, 95, 98 и т.д. Что же такое октановое число? Это относительная характеристика детонационной устойчивости бензина. Она определяется в смеси двух химических соединений: изооктана и н-гептана. Изооктан не взрывается, а горит. Н-гептан же наоборот – взрывается при любой удобной возможности. Если бензин при исследованиях ведет себя так же, как смесь 95% изооктана и 5% н-гептана, то нумеруется октановым числом 95.
Почему в автомобиль необходимо заливать только бензин с определенным октановым числом?
«Двигатели автомобилей созданы специально под определенную марку бензина, – говорит представитель компании Autouniversal, официального дистрибьютора в Азербайджане марки Fiat Ильхам Масиев. – Объем камеры сгорания и степень сжатия подбираются специально для того, чтобы бензин сжигался полностью и, соответственно, мощность двигателя была максимальной. Если заливать в двигатели бензин с более низким октановым числом, то он теряет мощность, появляется характерный стук, начинаются дополнительные вибрации. Поэтому автомобилистам всегда следует использовать топливо, рекомендуемое производителем, которое указывается в технических характеристиках автомобиля».
Ориентир на качество
Даже заботящийся о своем автомобиле владелец, заливая бензин рекомендуемой марки, не застрахован от проявления вышеописанных симптомов, из-за низкого качества реализуемого в нашей стране топлива.
При этом качество бензина – это целый набор показателей, куда помимо октанового числа, входит фракционный состав, а также всевозможные вредоносные примеси – кислоты, щелочи, органические соединения и другие вещества.
И хотя производитель топлива обязан указывать качество бензина в специальном сертификате, нередки случаи, когда приведенные данные оказываются весьма далекими от реальности.
Низкое качество бензина во многих случаях является следствием недобросовестности продавца. Благодаря использованию различных присадок, 76-ой бензин может чудесным образом превращаться в 93-й, а 93-й в 95-й, что не лучшим образом сказывается на автомобиле, который вынужден «питаться» таким топливом. Не исключены также случаи, когда присадки добавляются сразу в сырье для производства бензина, что наносит транспортному средству еще больший вред.
Впрочем, далеко не всегда низкое качество бензина говорит о том, что вы имеете дело с мошенниками – не следует забывать, что при длительном хранении топлива октановое число снижается само по себе, а количество смол в результате окисления углеводородов, напротив, растет. Самым устойчивым к длительному хранению является дизельное топливо.
При этом чтобы достоверно судить о качестве топлива, о наличии в нем присадок, необходим соответствующий волновой анализ. Таким оборудованием ни один потребитель не располагает. Поэтому автомобилистам приходится выявлять качество бензина на своей практике.
В таком случае за основу критерия выбора автозаправки можно использовать ее популярность у местных водителей. Если на АЗС наблюдается порядочная очередь из автомобилей с местными номерами, скорее всего, бензин там заливается более или менее качественный. (biznesinfo.az/Химия Украины, СНГ, мира)