Химия Украины и мира

ПРОГНОЗ: объем шинных отходов в России к 2015 году может достичь 935 тыс. т в год

Объем выбрасываемых изношенных шин в России составляет около 850 тыс. т/год, а объем механической переработки не превышает 17%. К 2015 г. объем шинных отходов может достичь 935 тыс. т/год. Такие данные приводятся в обзоре компании “СИБУР-Русские шины”. Объем накопленных в мире шинных отходов к 2009 г. составлял, по различным оценкам, 60-80 млн. т. Ежегодно в мире выходят из употребления еще свыше 10 млн. т покрышек. Крупнейшими регионами образования шинных отходов являются США, ЕС и Япония. В США объем образования вышедших из употребления автопокрышек оценивается в 4,1-4,5 млн. т (299,2 млн. шин)/год. На конец 2007 г. в стране было накоплено 128 млн. изношенных шин. При этом с 1990 г. свалки покрышек в стране сократились на 87%. Текущий уровень переработки изношенных шин в США составляет около 86%. В странах ЕС в 2008 г. было образовано около 3,3 млн. т использованных автошин, 6% совокупного объема отходов было отправлено на захоронение. В Японии в 2008 г. было образовано 96 млн. шт. изношенных автопокрышек (1,056 млн. т). При этом уровень переработки составил 88,5%.

В России отрасль по переработке покрышек находится в начальной стадии развития. При этом шины относятся к одной из наиболее опасных групп отходов. “Мировой опыт показывает, что для создания эффективной системы сбора и утилизации шин необходимы либо субсидии, либо создание условий, при которых отрасль становится выгодной ее участникам. В России этих целей можно добиться, применив систему ответственности производителей и поставщиков”, – отмечают эксперты “СИБУР-Русские шины”. Подобная система действует в большинстве стран ЕС. Ответственность за утилизацию шин несут поставщики (производители и импортеры) новых покрышек. Источником финансирования процессов рециклинга служит фонд, в который компании перечисляют средства пропорционально объему собственной выручки. Например, если компания произвела в год 1 млн. покрышек для внутреннего рынка, за каждое колесо она должна перечислить в фонд от EUR1 до EUR5. Таким образом, расходы на утилизацию шин учтены в стоимости новых автопокрышек. В дальнейшем фонд распоряжается собранными средствами: создает площадки (пункты приема шин), дотирует заводы по переработке шин.

В России самым популярным способом переработки шин является механическое дробление. Его используют 19 предприятий. К альтернативным методам утилизации прибегают ЗАО “Завод переработки покрышек №1” (криогенное дробление) и ООО “Экоинвест” (бародеструкционное дробление). К ограничивающим развитие рынка переработки шин факторам в стране относятся требования, выдвигаемые перерабатывающими предприятиями к шинным отходам. Качество отходов должно соответствовать ГОСТу 8407-89 “Сырье вторичное, резиновое. Покрышки и камеры шин”. Наружный диаметр шин обычно не должен превышать 1070-1100 мм. Сырье должно быть чистым, без посторонних включений, с целыми бортами и иметь остаточный слой резины на беговой дорожке. Обычно предприятия не принимают к переработке резинометаллические отходы, шипованные шины и шины на колесных дисках. При этом предприятия, как правило, не имеют региональной сети сбора шинных отходов. Основной продукт переработки изношенных шин – резиновая крошка (РК), являющаяся композиционным эластомерным порошком. Стоимость РК, полученной из шин, составляет 9500-15000 руб./т, что ниже стоимости РК из синтетического каучука (EPDM) – 17500-50000 руб./т. Но последняя превосходит шинную по потребительским качествам. Рынок РК находится в начальной стадии формирования. Однако пока крошка не выдерживает конкуренции с первичным сырьем, а государственной поддержки системы использования вторичного сырья в стране нет. Одной из наиболее перспективных областей применения шинной РК, по мнению “СИБУР-Русские шины”, могло бы стать дорожное строительство. Использование асфальтабетона в смеси с РК или покрытие полотна различными модификаторами с РК позволяет существенно повысить срок службы дорожного покрытия, увеличить межремонтные сроки. При незначительном удорожании работ это позволить экономить средства, выделяемые на обслуживание и капремонт дорог. Но, помимо разработки и внедрения новых технологий, такое применение РК требует объемной работы по изменению нормативной базы строительства, которая пока находится на начальной стадии. (Topof.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version