Химия Украины и мира

СНГ: газовые отрасли России и Туркменистана (№15-2011)

В истории туркменско-российских отношений 2010 г. стал последним, когда РФ лидировала по объемам экспорта туркменского природного газа. На смену России в 2011 г. пришел Иран, увеличивший в январе-ноябре 2010 г. мощности газоэкспортных магистралей из Туркменистана с 8 млрд. куб. м до 20 млрд. в год, а затем лидером может стать Китай, который к 2015 г. намерен выйти на проектную мощность 40 млрд. куб. м.

Уровень закупки Россией туркменского газа в 2011 г. остался прежним – 10-11 млрд. куб. м из-за низкого потребления его в Европе. В финансовом отношении, как считает российский “Газпром”, он ничего не теряет. Однако стратегический характер газового партнерства между странами понизился за три года до закупок на уровне 11 млрд. куб. м. Некоторые эксперты считают, что в России не замечают укрепившийся за последние годы статус Туркменистана как четвертого в мире обладателя запасов природного газа и не воспринимают всерьез ее конкурентные качества, возросшие с пуском китайского и еще одного иранского газопроводов.

В октябре 2010 г. Туркменистан посетил с визитом президент РФ Д. Медведев. Как сообщил вице-премьер И. Сечин, входивший в состав российской делегации, на переговорах в Туркменбаши “обсуждалось все, в том числе проблемы”. “Оценки европейских рынков в целом совпадают, и нам затруднительно увеличивать в ближайшие годы экспортные поставки в Европу, особенно с учетом того, что там работают активно норвежские партнеры и есть другие источники поставок”, – пояснил он. “Надо объективно относиться к росту потребления, понимание у туркменских партнеров есть”, – убежден И. Сечин. “Мы не замораживаем прикаспийский проект, мы имеем в виду реализацию всех договоренностей по нашему газовому сотрудничеству, но приоритеты будут определяться рыночной ситуацией”, – подчеркнул вице-премьер.

Подобные высказывания вызвали ноту протеста туркменского МИДа, в которой говорится, что информация в российских СМИ о “замораживании” проекта Прикаспийского трубопровода, равно как и об отсутствии у Туркменистана перспектив сотрудничества в газовой сфере на европейском направлении, не имеет под собой никаких оснований. Высказывания, приведенные в публикациях, были расценены в Туркменистане как “попытка помешать нормальному ходу международного сотрудничества страны в энергетической сфере и поставить под сомнение принятые ею обязательства перед партнерами”. В Баку на прикаспийском саммите президент Туркменистана Г. Бердымухамедов заявил о строительстве транскаспийского газопровода с ориентацией на рынок в Европе. (БИКИ по материалам ИТАР-ТАСС/Химия Украины, СНГ, мира).

Exit mobile version