В 2010 г. США и страны ЕС, выходя из наиболее тяжелого за последние десятилетия экономического кризиса, прилагали значительные усилия, чтобы обеспечить прирост производства. В это же время КНР продолжает развитие экономики, вкладывая инвестиции в инфраструктуру и профинансировав план стимулирования развития на уровне $586 млрд. Предполагают, что в 2011 г., несмотря на некоторое снижение темпов роста, экономика Китая в целом вырастет приблизительно на 10%.
Столь высокие показатели эта страна демонстрирует в течение 3 десятилетий, что позволило КНР во II квартале 2010 г. обогнать Японию. В результате в настоящее время экономика Китая – вторая в мире после США, имея номинальный ВВП $4,99 трлн. (2009 г.). Средний годовой доход на душу населения в стране в 2009 г. составлял около $6600. Являясь второй крупнейшей торговой страной в мире, Китай – крупнейший экспортер и второй импортер товаров. По мнению экспертов, сохраняя такие темпы развития, Китай к 2030 г. обойдет США, крупнейшую экономику мира (ВВП в 2009 г. – около $14 трлн.).
По последним опубликованным данным, КНР является второй страной мира по производству и потреблению ЛКМ и четвертой – по производству печатных красок. В 2009 г. производство ЛКМ превысило 6,2 млн. т (в том числе 4,97 млн. т алкидных и масляных красок), а годовой рост составил 16,2 %. Объем выпуска печатных красок в 2009 г. достиг 450 тыс. т, что составляет около 7% от мирового.
Эксперты прогнозируют, что лакокрасочный рынок Китая, оценивавшийся в 2009 г. в $105,2 млрд., будет расти со скоростью 2,4% в год и к 2012 г. достигнет $112,8 млрд.
Вступление в ВТО, увеличение урбанизации и развитие промышленности средств массовой информации способствовало 8% и 12%-ному годовому росту в издательском и упаковочном секторах промышленности соответственно. Рост в этих секторах экономики окажет мощное влияние на будущую потребность в печатных красках.
В Китае насчитывают 8000 производителей ЛКМ. Объем рынка декоративных ЛКМ оценивается приблизительно в 2,2 млн. т. Предполагают, что в течение следующих 5 лет он будет расти со скоростью, превышающей 10% в год. С 2004 г. крупнейшим сегментом рынка стали интерьерные водно-дисперсионные ЛКМ. По оценкам экспертов, их потребление в 2010 г. составило 800 тыс. т.
Темпы роста китайского рынка автомобильных конвейерных ЛКМ составляют около 5%, а его объем достигает $900 млн. Учитывая темпы роста производства автомобилей, объем этого сегмент рынка в Китае к 2012 г. может превысить $1 млрд.
Китайский рынок антикоррозионных ЛКМ для окраски морских сооружений и судов, контейнеров, мостов и нефтяных платформ устойчиво растет и в период ослабления экономической активности. Несмотря на снижение количества выпускаемых контейнеров и судов, на окраску которых потребляется наибольшее количество антикоррозионных ЛКМ, другие отрасли промышленности, такие как нефтехимическая, транспортная, строительная и энергетическая, поддерживаемые правительством КНР, стимулируют увеличение производства и повышения качества материалов этого вида. Рынок антикоррозионных ЛКМ в 2010 г. в Китае вырос более чем на 30% и в настоящее время объем потребления морских и антикоррозионных ЛКМ достигает около $1,5 млрд.
Крупные игроки мирового рынка работают в Китае
За последние 2 десятилетия на лакокрасочном рынке Китая значительно увеличилось количество известных мировых компаний. Это справедливо как для производителей сырья, так и производителей ЛКМ. Ниже перечислены некоторые компании, инвестировавшие в развитие китайского лакокрасочного рынка.
Компания BASF инвестировала средства в строительство завода по производству дисперсий в Daya Bay Petrochemical Industrial Park в Хойчжоу. Новый завод производительностью 100 тыс. т будет выпускать акриловые дисперсии для лакокрасочной и строительной промышленности, производства печатных красок, упаковки и клеев, а также стирол-бутадиеновые дисперсии для бумажной промышленности. Преимуществами завода являются доступность местного сырья и близость к основным потребителям быстро растущего потребительского рынка Азии. Начало выпуска продукции запланировано на I квартал 2012 г.
Пользуясь преимуществами стремительного роста автомобильной промышленности, компания PPG продолжает расширять присутствие в Китае. В 2008 г. PPG приобрела Bonny Coating-Made Co., Ltd., частный автомобильный бизнес в Гуанчжоу. В настоящее время PPG владеет всеми брэндами, списком потребителей, торговыми марками, технологиями и оборотными средствами Bonny. Приобретение позволило расширить сеть дистрибуторов и базу потребителей PPG в Китае.
Новая лаборатория и производственная установка компании DuPont в Китае ускоряет адаптацию экологически безопасных ЛКМ на китайском автомобильном рынке. Технический центр компании DuPont в Шанхае и производст-венная установка в Чанчуне позволят DuPont быстро и эффективно обеспечить потребности местных потребителей.
Компания AkzoNobel открыла новый научно-иссле-довательский центр технологии порошковых покрытий в Нинбо. Kansai Paint построила завод по производству автомобильных ЛКМ в Гунчжоу и создала своеобразную систему быстрого реагирования на рост автомобильного рынка в Китае для различных областей страны.
Прогноз
Не все достижения КНР позитивны. Например, в 2006 г. Китай перегнал США и стал крупнейшим источником газовых выбросов, ответственных за “парниковый” эффект, который некоторые ученые считают причиной глобального потепления. Сейчас в Китае работает программа, направленная на сокращение использования энергии во всех отраслях экономики к концу 2010 г. на 20% (по сравнению с 2006 г.).
В свете современных изменений рынка ЛКМ в Китае, вероятно, будет увеличиваться использование водно-дисперсионных, порошковых и ЛКМ с высоким содержанием нелетучих веществ. Некоторые водно-дисперсионные материалы уже производят в КНР. На рынке индустриальных ЛКМ требуются высококачественные и экологически безопасные продукты; в сегменте декоративных ЛКМ – атмосферостойкие материалы с низким содержанием летучих органических соединений.
Китай в течение очень короткого исторического периода построил высоко динамичную экономику, основанную на больших объемах экспорта и бурно развивающемся местном рынке. Однако даже при столь поразительном экономическом успехе страна пока относительно бедна при сравнении ее годового дохода на душу населения с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону, США и европейскими странами.
Правительство КНР способно предпринимать решительные действия, стимулирующие экономику, осуществлять новые проекты и инвестировать в определенные области промышленности. Нет сомнений, что лакокрасочный рынок Китая будет продолжать расти в течение десятилетий со скоростью, невиданной во всем мире. Если компания, участвующая в цепочке поставщиков сырья для лакокрасочной промышленности, действительно желает стать мировым игроком, можно настоятельно ей порекомендовать обеспечить свое присутствие в Китае. (O-Journal/ Химия Украины, СНГ, мира)