В последние годы рынок средств освежителей воздуха развивался довольно активно. Показатели роста достигали более 15% в год. Экономический кризис замедлил темпы роста рынка, однако существенного влияния на него не оказал. Так, изменения в основном произошли в структуре спроса – потребители стали предпочитать продукцию среднего и экономичного ценовых сегментов. При этом снижение общего объема потребления было незначительным.
По итогам 2010 г. объем российского рынка освежителей воздуха вырос на 8,5% и составил почти 100 млрд. руб.
В натуральном выражении рынок также вырос. Рост составил чуть более 5%. Разницу в натуральном и стоимостном выражении можно объяснить тем, что в 2010 г. произошел переход незначительной категории потребителей в премиальный ценовой сегмент, что стало следствием улучшения благосостояния населения.
При этом потребители предъявляют к продукции высокого ценового сегмента повышенные требования к качеству, обращая внимание на следующие факторы:
– улучшенная формула, не просто маскирующая неприятные запахи, а полностью уничтожающая их;
– натуральность состава;
– гипоаллергенность;
– безвредность при использовании.
Однако определяющим фактором принятия решения о покупке освежителя воздуха является оптимальное соотношение “цена/качество”.
Несмотря на то, что среди продукции, представленной на рынке, потребители для себя выделили наиболее популярные брэнды (Glade, Chirton, Viz и др.), большинство покупателей не отказывается и от новых, неизвестных марок. Что касается вида освежителей воздуха, здесь предпочтения потребителей продолжают оставаться на стороне аэрозолей.
В категорию “Другие” вошли микроспреи, чистящие таблетки, подободочные очистители и т. д. Однако эксперты компании «Маркет Аналитика» прогнозируют постепенное снижение доли освежителей мгновенного действия и заменой их средствами постоянного действия. Хотя в силу дешевизны и популярности аэрозолей в ближайшие годы этого ожидать не следует.
В целом российский рынок освежителей воздуха динамически развивается и имеет тенденцию к росту. Специалисты прогнозируют в ближайшие годы выход показателей рынка на докризисный уровень. При условии стабильного благосостояния населения сегмент более дорогих средств, освежающих воздух, будет расти, т. к. растет потребность населения в более качественной продукции. (Маркет Аналитика/Ruhim/Химия Украины, СНГ, мира)