2011 г. стал еще одним нелегким годом для фармацевтической отрасли, в течение которого произошел ряд значимых событий. Аналитики компании FierсePharma подвели итоги года. По мнению экспертов, основной темой в Европе стали реформы, направленные на жесткую экономию средств и сокращение бюджетного дефицита. Эти меры не могли обойти стороной и европейскую фармотрасль.
В отрасли произошел ряд поглощений/слияний с участием средних и небольших компаний. Кроме того, наращивание бизнеса в странах с развивающимися экономиками также оказало влияние на деятельность фармкомпаний в 2011 г. Не последнее место среди событий года занимает “патентный обвал”, наступление которого уже почувствовали некоторые компании Большой Фармы.
Эксперты выделяют в качестве одного из самых главных событий 2011 г. внедрение в начале года Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) 5-летнего плана развития европейского фармбизнеса до 2015 г. Согласно этому плану EMA сосредоточило внимание на трех приоритетных аспектах – интересы общественного здравоохранения, расширение доступа к лекарственным средствам и обеспечение безопасности лекарственных препаратов. План пополнялся новыми положениями в течение всего года, в числе которых принятие законодательных мер против контрафактных лекарственных средств, совершенствование формата подачи заявок на одобрение фармпродукции в ЕС, а также публикация стандартов фармакоэпидемиологии. Также в 2011 г. была расширена база данных EudraGMP, включающая данные обо всех расположенных в Европейской экономической зоне производителях человеческих и ветеринарных лекарственных препаратов.
Не обошло EMA вниманием и вопросы сотрудничества, в частности с американскими коллегами из FDA. С 2012 г. оба регуляторных ведомства будут делить между собой инспекционные проверки производственных предприятий, что позволит им охватить и другие регионы, в т. ч. страны с развивающимися экономиками. Подобные альянсы являются частью стратегии FDA, направленной на обеспечение безопасности и качества импортируемых в США лекарственных средств. В ноябре 2011 г. сменился руководитель EMA. На смену Томасу Лоннгерну пришел бывший генеральный директор Итальянского агентства по лекарственным средствам Гвидо Расси. Последствия европейских реформ для фармотрасли оказались значительными. Например, в Испании был принят закон, обязывающий врачей и работников аптек назначать и продавать дженерики, а в Греции швейцарская фармкомпания Roche приостановила поставки лекарств в государственные больницы, задолжавшие по счетам. В Великобритании медленно, но верно все идет к переходу на формат компенсации стоимости лекарственных препаратов, основываясь на их эффективности. Такой принцип уже принят в Германии.
Все принимаемые меры не могли не сказаться на сотрудниках фармкомпаний, которые в рамках мер по снижению затрат сокращали рабочие места. AstraZeneca сократила 1,5 тыс. медрэпов в США, из них 400 – в штаб-квартире в штате Делавэр. Pfizer закрыл предприятие в британском Кенте, что привело к потере 2,4 тыс. рабочих мест, Novartis “избавился” от 2 тыс. сотрудников и 3 предприятий в Италии и Швейцарии. Teva уволила 1,5 тыс. сотрудников компании Cephalon после ее приобретения. Однако лидером по сокращениям стал американский Merck & Co. – к концу 2012 г. компания намерена сократить свой общий штат на 12 тыс. человек.
В странах с развивающимися экономиками, в частности в Китае, ситуация прямо противоположная. Страна продолжает привлекать интересы крупных международных производителей лекарств, которые увеличивают инвестиции в местные компании. Так, Merck & Co. вложила $1,5 млрд. в развитие научно-исследовательской деятельности в КНР. AstraZeneca также осуществила ряд инвестиций в китайскую фармотрасль, в т. ч. приобрела дженериковую компанию BeiKangPharmaceuticalCompany, производственное предприятие в Тайчжоу и заключила два соглашения по разработке противодиабетических и противоопухолевых лекарств. BoehringerIngelheim инвестировала EUR70 млн. в производственное предприятие в Шанхае, а Pfizer обозначил планы сотрудничества с китайскими компаниями ZhejiangHisunPharmaceuticals и ShanghaiPharmaceuticals Co.
Важную роль в 2011 г. сыграли слияния/поглощения. Одна из главных сделок – приобретение французской фармацевтической компанией Sanofi американской биотехнологической компании Genzyme за $20,1 млрд. Это крупнейшая сделка года. Японская Takeda взяла под контроль швейцарскую Nycomed. Сумма сделки – EUR9,6 млрд. Израильская Teva купила американскую биотехнологическую компанию Cephalon за $6,8 млрд. Наиболее “щедрыми” на покупки были американский Pfizer и канадская Valeant, специализирующаяся на разработке лекарственных средств для дерматологии. Компания купила литовскую ABSanitas (EUR314 млн.), AfexaLifeSciencesfor (76 млн. канн. долл.), PharmaSwissS.A. (EUR350 млн.) и дерматологическое подразделение французской Sanofi ($425 млн.). Кроме того, в самом конце года Valeant выступил с инициативой враждебного поглощения американской компании IstaPharmaceuticals. Pfizer завершил сделки по приобретению FerrosanConsumerHealth и дерматологической компании ExcaliardPharmaceuticals, а также купил американскую биотехнологическую компанию Icagen.
Но крупнейшим событием для Pfizer в 2011 г. стало истечение срока патентной защиты в США на препарат всех времен и народов Lipitor (atorvastatin) в ноябре. В Европе патент действителен до мая 2012 г. благодаря тому, что компании удалось доказать его эффективность в педиатрии. Среди других компаний, испытавших на себе патентный обвал, Novartis (препарат Diovan) и EliLilly (Zyprexa). (Фармацевтический вестник/Химия Украины, СНГ, мира)