Химия Украины и мира

Украина: рынок лекарственных средств, ноябрь 2011 года (№1-2012)

Невзирая на то, что лекарственные средства (ЛС) представляют собой категорию товаров с низкой эластичностью спроса, кризис 2008-2009 гг. оказал пагубное влияние и на этот рынок. Тогда сократился физический и стоимостной в долларовом эквиваленте (за счет девальвации национальной валюты) объем розничного потребления лекарственных средств. При этом в гривневом выражении рынок продолжил расти – по итогам 11 месяцев 2009 г. темпы его прироста составили 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что было обусловлено инфляционной составляющей. Кроме того, в тот неблагополучный период в условиях тотальной экономии денежных средств потребительские предпочтения сместились с дорогостоящей на более дешевую продукцию. Так, по итогам 11 месяцев 2009 г. удельный вес препаратов низкостоимостной ниши в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств увеличился с 54 до 57% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Начиная с 2010 г. на фармрынке Украины наметились позитивные тенденции – оттаивание проходило планомерно, наращивался объем потребления лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, структура розничного потребления лекарств в разрезе ценовых ниш возвращалась к докризисной. Прирост рынка в 2010 г. обеспечивался преимущественно индексом замещения, рост которого свидетельствовал об увеличении физического объема потребления наряду со смещением структуры аптечных продаж с сегмента низкостоимостных препаратов в пользу более дорогой продукции.

В 2011 г. восстановление продолжилось, однако несколько замедленными темпами по сравнению с предыдущим годом. По итогам 11 месяцев 2011 г. объем украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств достиг 20,8 млрд. грн. ($2,6 млрд.) за 1,1 млрд. упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 18% в денежном и 2% в натуральном выражении. Таким образом, в денежном выражении объем украинского рынка лекарственных средств превысил показатели всех предыдущих лет, в то время как по количеству реализованных упаковок его объем хоть и превысил уровень 2008г., но еще не достиг 2006-2007 гг. В 2011 г. активизировалось влияние инфляционных процессов на развитие рынка при его стагнации в упаковках. (Аптека/Химия Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Химия Украины»)

Exit mobile version