Ситуацию на украинском рынке ЛКМ в 2011 г. определяли последствия мирового финансового кризиса. Статистика производства ЛКМ в условиях кризиса подтвердила предположение профильных экспертов о сокращении темпов роста в отрасли. В товарном производстве наиболее многотаннажной лакокрасочной продукции наибольший спад, согласно предварительным данным Госслужбы статистики Украины, наблюдался в сегменте органоразбавляемых ЛКМ – на 9,5% к уровню 2010 г. Выпуск данной продукции составил около 99 тыс. т. Выработка водоразбавляемых ЛКМ оставалась примерно на уровне 2010 г. – 72,9 тыс. т. Положительную динамику производства продемонстрировал сегмент фасадных декоративных штукатурок (на 12-15% к 2010 г.), что обусловлено преимущественно увеличением заказов на строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов перед Евро-2012. В производстве органоразбавляемых ЛКМ наибольшее снижение отмечалось в группе алкидных лаков и эмалей. Причинами этого стали избыточные объемы предложения на внутреннем рынке данной продукции и стремление игроков минимизировать запасы готовой продукции на складах перед окончанием сезона. На начало декабря 2011 г. товарные запасы ЛКМ на органических растворителях в отрасли составляли более 7 тыс. т.
Индексы производства лакокрасочной продукции в 2011 г. (в % к соответствующему периоду 2010 г.)
Январь | Январь-февраль | Январь-март | Январь-апрель | Январь-май | Январь-июнь | Январь-июль | Январь-август | Январь-сентябрь | Январь-октябрь | Январь-ноябрь | Январь-декабрь |
143,9 | 120,5 | 105,7 | 107,7 | 106,7 | 103,6 | 100,4 | 98,9 | 98,5 | 99,3 | 98,4 | 99,0 |
На протяжении прошедшего года проблемы отечественных производителей ЛКМ были связаны с постоянным ростом цен на сырье, а зачастую и его дефицитом, соответственно, увеличением цен на товарные ЛКМ, снижением потребительского спроса, доминированием предложения над спросом, ростом доли продукции низкого ценового сегмента, присутствием на рынке контрафактной продукции. Непредсказуемость рынка, резкие и разнообразные колебания отмечали как производители, так и импортеры лакокрасочной продукции. Ситуация менялась практически каждый месяц. Ежемесячно пики и падения продаж. Продолжительность лакокрасочного сезона сократилась. Производители ЛКМ зачастую не могли спланировать объемы продаж ЛКМ, производств и закупки сырья. Достижения в производстве ЛКМ в I кв. были нивелированы в III кв., что нетипично для лакокрасочного производства. В июле-августе на многих предприятиях начали корректировать планы с учетом профицита продукции на рынке. Отрицательная динамика выпуска ЛКМ отмечалась с августа до конца года по сравнению с теми же периодами 2010 г. (Подробнее см. в журнале «Химия Украины»). (Черкасский НИИТЭХИМ/Химия Украины, СНГ, мира)