Химия Украины и мира

Украина: рынок синтетических моющих средств, 2011 год (№2, 2012)

По итогам 2011 г. потребительский рынок СМС в Украине оценивается в 320-325 тыс. т. По сравнению с 2010 г. он сузился примерно на 5%. В структуре потребления СМС составляющая импорта сократилась с 46% в 2010 г. до 37% в 2011 г. Доля внутреннего производства (с учетом выпуска СМС под торговыми марками зарубежных компаний на местных предприятиях с иностранным капиталом) выросла до 73% против 64% в 2010 г. Несмотря на то, что на рынке СМС в 2011 г. сохранялось негативное влияние экономического кризиса, он в целом, в силу своей специфики, заключающейся в относительно невысокой эластичности спроса (значительном доминировании стиральных порошков) оставался сравнительно устойчивым.

Объемы производства СМС в Украине в 2011 г., по предварительным данным Государственной службы статистики Украины, составили 231,5 тыс. т, увеличившись к уровню предыдущего года на 6,7%. При этом основной вклад в позитивную динамику внесло увеличение выпуска стиральных порошков. Их доля в общенациональной производстве оценивается в 75%. Выпуск СМС в течение года был достаточно стабильным. Товарные запасы продукции на предприятиях на конец декабря 2011 г. составляли порядка 6 тыс. т. Из них СМС для розницы – 5,7 тыс. т. В товарной структуре производства СМС доминировали стиральные порошки, моющие и чистящие средства для розничной торговли – около 95%.

В производстве СМС для розницы свыше 90% общей выработки контролировали компании “Проктер энд Гембл Менюфекчуринг Украина”, “СК Джонсон”, “Винницабытхим”, “Унал-АВС Кемикал Индастри”, “Интерфил”, “ФС Украина”, “Милам”, “Голд Дроп”, “Пирана”, “Сан Клин Инт”, “Симокс”. При росте внутреннего производства СМС для розницы снижались поставки их по импорту. В январе-ноябре 2011 г. импорт данной продукции сокращен более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Основной объем поставок обеспечила Россия, контролировавшая в анализируемом периоде почти 50% общих поставок.

Основными игроками в импорте СМС на украинский рынок оставались компании Procter & Gamble (основные экспортеры – Россия, Чехия) и Henkel (Россия, Польша, Венгрия, Сербия), контролировавшие порядка 60% общего импорта моющих и чистящих средств в весовом выражении. При этом компания Henkel увеличила свою долю в импорте до 33,5%, а Procter & Gamble – сократила до 27%. Среди других ведущих поставщиков СМС для розницы следует отметить компании Reckitt (Россия, Венгрия, Польша), Cussons (Польша), Unilever (Россия, Венгрия, Италия), Amway (США), Ficosota (Болгария), SANO (Израиль). Из России доминирующие объемы поставок СМС обеспечили компании “Проктер энд Гембл-Новомосковск” и “Хенкель Рус”. Их доли в общих поставках их этой страны составили 49% и 20% соответственно. По сравнению с январем-ноябрем 2010 г. отмечалось заметное снижение поставок СМС компании “Проктер энд Гембл-Новомосковск”. В достаточно крупных объемах СМС поставляли “Юнилевер”, “Невская косметика”, “Рекитт Бенкизер”. Группу фирм-поставщиков с небольшими объемами поставок представляли “Нэфис косметикс”, “Арнест”, “Аист”, “Пластинвест”, Ступинский химзавод и др. (Подробнее см. в журнале «Химия Украины»). (Черкасский НИИТЭХИМ/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version