Несмотря на положительную динамику продаж, 2011 г. принес мировому калийному рынку изрядное разочарование. Первые три квартала прошли для калийщиков чрезвычайно успешно, хотя сначала индийские потребители затягивали переговорный процесс. Подкачали макроэкономические проблемы: на их фоне к концу года темпы роста рынка значительно замедлились.
В начале 2011 г. канадская компания PotashCorp прогнозировала рост мирового рынка хлоркалия до 55-60 млн. т по сравнению примерно с 53,3 млн. т в 2010 г.. Нижняя граница прогноза, говорилось в материалах компании, соответствует общему тренду рынка, а достичь верхней можно было за счет благоприятной конъюнктуры. Однако чуда не произошло: по оценке директора по продажам PotashCorp Стивена Даудла, продажи калия в 2011 г. составили около 55 млн. т, а планы по достижению 55-58-миллионной планки пришлось перенести на 2012 г.
Как объяснил Даудл в ходе телеконференции, давать более оптимистичные прогнозы мешает прежде всего сложная ситуация в Индии (девальвация рупии, неопределенность с субсидиями), тогда как на этот рынок калийщики традиционно возлагают большие надежды. Впрочем, рано или поздно, надеются в PotashCorp, обстановка на индийском рынке нормализуется на фоне существенной потребности в удобрениях, а остальные регионы (Китай, Бразилия, Юго-Восточная Азия) покажут результаты, сопоставимые с 2011 г. или выше.
При этом, как выразился президент PotashCorp Билл Дойл, нынешний год станет “зеркальным отражением” прошлого. В 2011 г. спрос на калий был сильным с начала года и в течение первых трех кварталов, а к концу года сократился. Не считая поставок в Индию и Китай (где действовали долгосрочные контракты), в октябре-декабре 2011г. сократились закупки во всех регионах. В 2012 г., прогнозирует глава канадской компании, будет наоборот: слабый первый квартал будет скомпенсирован дальнейшим уверенным ростом.
Российский “Уралкалий” хотя и сократил прогноз производства на 2012 г. с 11,3-11,8 млн. до 10,5-11 млн. т, также смотрит на будущее с надеждой. По объемам потребления 2012 г., уверены в компании, будет не меньше, чем 2011 г. “В начале года традиционно спрос на рынке не очень большой, так как не везде еще начался посевной сезон и используются складские запасы. Со второго квартала мы ожидаем восстановления спроса”, – прокомментировали представители “Уралкалия”.
“Все равно 2011 г. нужно считать успешным для калийщиков: объем рынка увеличился на 3,2%, цены росли, производство тоже”, – считает аналитик “Ренессанс Капитала” Михаил Сафин. То, что динамика рынка оказалась не такой значительной, как ожидалось, эксперт объясняет слишком долгими переговорами с Индией в начале года и неблагоприятной макроэкономической ситуацией в четвертом квартале. “В конце года спад произошел в основном на спотовых рынках. В Бразилии потребители негативно отреагировали на рост цен, а в США цены даже сократились”, – комментирует Сафин. В данном случае потерять больше всего должны были североамериканские производители (PotashCorp и Mosaic) – они ориентируются на развитые рынки, которые максимально пострадали от волнений. (rbcdaily/Химия Украины, СНГ, мира)