Химия Украины и мира

Беларусь: фармрынок подвел итоги 2011 года

Впечатляющий прирост рынка в начале сменился устойчивым минусом по итогам 2011 г. Экономический кризис, который начал набирать обороты с середины марта, в полной мере оказал негативное влияние и на фармацевтический рынок (хотя негативные явления начали проявляться несколько позже, чем в других отраслях народного хозяйства).

За 2011 г. объем фармацевтического рынка Беларуси составил $650,4 млн. (в оптовых ценах), что на 3,84% меньше, чем в 2010 г. В натуральном выражении также зафиксировано снижение объема рынка, правда, всего 0,21% (до 379,13 млн. уп.). Тройка лидеров по итогам года состоит из белорусских производителей – РУП “Белмедпрепараты”, РУП “Борисовский завод медицинских препаратов”, СП ООО “Фармлэнд”. В ТОП-10 входит еще одно быстрорастущее белорусское фармпроизводство – СООО “Лекфарм”. Суммарно белорусские предприятия, входящие в ТОП-10, по итогам года заняли 16,36% фармрынка в денежном выражении, что ниже результата 2010 г. на 17,68%.

СООО “Лекфарм” продемонстрировало впечатляющий прирост для кризисного года – более 37%, объем продаж которого вырос до $17,4 млн. В аутсайдерах оказалось РУП “Белмедпрепараты”, продажи которого снизились на 22,75% до $33 млн., что не помешало оставаться лидером. Из иностранных компаний в “плюсе” по итогам 2011 г. остались “Гедеон Рихтер”, “Новартис” и “Байер Хэлскэр”. В 2011 г. доля продаж иностранными компаниями в денежном выражении по сравнению с 2010 г. практически не изменилась – 76,46%, белорусские производители заняли 23,52%. В натуральном выражении белорусские компании занимают большую долю рынка – 58,75% (в 2010 г. – 58,37%). Среднее потребление лекарственных препаратов одним жителем страны в 2011 г. составило около $68,8 (в 2010 г. – $71,35).

Сокращение финансирования бюджетом госпитальных учреждений вызвало значительное сокращение продаж в госпитальном секторе – на 31,73% до $120,06 млн. Розничный сегмент показал рост продаж на 5,96% и составил $530,3 млн. В итоге доля розничных (аптечных) продаж составила 81,54%, увеличившись за год с 74%.

Препаратом №1 на белорусском рынке по итогам 2011 г. с рыночной долей 0,96% является препарат компании “Никомед: в составе Такеда” – “Актовегин”. “Актовегин” продемонстрировал рост продаж 14%, что является очень хорошим показателем. Прирост продаж компании “Nycomed: a Takeda Company” составил 2,31% в денежном выражении и 9,93% в натуральном. По итогам года компания занимает 6 позицию с рыночной долей 3,51% (против 3,46% год назад). (Remedium/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version