Химия Украины и мира

Европа: развитие фармрынков стран Центральной и Восточной Европы, 2010-2011 годы

Фармацевтические рынки стран Центральной и Восточной Европы продолжают увеличивать свои объемы. Прогнозы аналитиков по развитию фармрынка каждой из стран этих регионов различны в зависимости от экономической ситуации и законодательных инициатив. Речь пойдет о состоянии фармрынков Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии и России и о тенденциях на будущее.

В 2011 г. объем фармацевтических рынков Центральной и Восточной Европы, по прогнозам, составит $59,8 млрд. в ценах конечного потребления. В дальнейшем ожидается среднегодовое увеличение их объема в денежном выражении на 7,7%. Таким образом, в 2016 г. общий объем фармрынков стран Центральной и Восточной Европы может достигнуть $94,5 млрд. Реализация данного сценария будет возможна при условии восстановления экономики данных регионов после глобального экономического кризиса в ближайшие несколько лет.

Непатентованные лекарственные средства составляют около половины от общего объема фармрынка Центральной и Восточной Европы в денежном и почти 3/4 в натуральном выражении. Сохранение сильных позиций дженерических препаратов в данных регионах обусловлено существующим спросом на доступные лекарственные средства. Также выбор в пользу локальных дженериков делают некоторые правительства стран Центральной и Восточной Европы в процессе проведения госпитальных закупок и реимбурсации в связи с их большей доступностью по сравнению с конкурентными аналогами зарубежного производства. Такое решение помогает снизить государственные расходы и положительно влияет на развитие рынка дженерических лекарственных средств.

Отмечающееся в докризисный период увеличение объема продаж оригинальных препаратов было обусловлено повышением уровня доходов населения. Однако с началом глобального экономического кризиса структура потребления населением лекарственных средств видоизменилась. По предположению экспертов, финансовые трудности, возникшие во время и после глобального экономического кризиса, побудили потребителей переориентироваться на приобретение более доступных для них препаратов – дженериков.

На территории Центральной и Восточной Европы представлено большинство известных фармкомпаний – производителей дженериков: “KRKA”, “Gedeon Richter”, “Polpharma” и “Zentiva”. Ведущая дженерическая компания России “Фармстандарт” имеет в своем портфеле небольшое количество оригинальных лекарственных средств, но у многих других фармкомпаний отмечается нехватка финансовых ресурсов для проведения обширной программы R&D и выведения на рынок инновационных лекарственных средств.

На территории России проживает 142 млн. человек, что составляет чуть меньше трети всего населения стран Центральной и Восточной Европы. При этом по показателю потребления лекарственных средств на душу населения российский фармрынок схож с таковым Румынии и является одним из наиболее низких по сравнению с другими странами исследуемых регионов. При этом численность населения в Румынии значительно уступает таковой в России и составляет около 22 млн. человек. По прогнозам экспертов, объем фармацевтического рынка России будет увеличиваться умеренными среднегодовыми темпами прироста в течение ближайших нескольких лет, что по-прежнему будет обусловлено увеличением объема импорта готовых лекарственных средств. Продолжающийся рост поставок лекарственных средств в Россию является результатом недостаточного объема локального производства инновационных лекарственных средств. Правительство России намерено внести коррективы в сложившуюся ситуацию с помощью внедрения Федеральной целевой программы “Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 г.” (“ФАРМА 2020”).

Согласно прогнозам, расходы на здравоохранение в 2016 г. в странах Центральной и Восточной Европы составят $335,9 млрд. (6,8% ВВП). В условиях ограниченных государственных бюджетов правительствами нескольких стран в данных регионах принимаются меры для снижения расходов на здравоохранение путем перекладывания части затрат на пациентов, а в некоторых случаях и на фармацевтические компании. Например, в Польше принят новый законопроект, которым с января 2012 г. ограничиваются расходы на реимбурсацию лекарственных средств. Также будут введены в действие фиксированные розничные цены на реимбурсируемые препараты.

На протяжении 2010-2011 гг. в странах Центральной Европы возобновились инвестиции в частное здравоохранение. В связи с возобновлением реализации отложенных во время экономического кризиса проектов последующие прогнозы развития отрасли частного здравоохранения являются оптимистичными. Так, в 2011 г. было отмечено появление новых частных учреждений здравоохранения в Румынии.

Для системы общественного здравоохранения стран Центральной Европы по-прежнему актуальными проблемами остаются дефицит финансовых средств и низкооплачиваемый труд медицинского персонала. Также характерной чертой системы общественного здравоохранения являются неудовлетворительные темпы развития инфраструктуры. При сложившейся ситуации совокупность этих факторов может выступать дополнительным стимулом для развития частного здравоохранения в этих странах.

По данным аналитической компании “PMR”, общий объем рынка частного здравоохранения Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии и Румынии увеличился в 2007-2010 гг. почти на 25%, с EUR4,7 до EUR5,9 млрд.

Это увеличение отмечали, несмотря на вызванное глобальным финансовым кризисом снижение стоимости евро в 2009 г. и соответствующее сокращение покупательной способности потребителя.

В 2010 г. отрасль частного здравоохранения начала восстанавливаться и, как ожидается, с 2012 г. с каждым годом ее показатели будут улучшаться.

В Центральной Европе наиболее развитыми рынками здравоохранения в денежном выражении являются Польша и Чехия, на долю которых приходится около 70% всего рынка частного здравоохранения данного региона.

В связи с отсутствием последовательной политики на рынке частного здравоохранения в Венгрии прогнозировать развитие данной отрасли в стране сложно. Учитывая уровень развития и планы финансирования других сфер, к 2013 г. объем частного здравоохранения в Венгрии уменьшится приблизительно на EUR300 млн. По ожиданиям экспертов, наиболее существенный рост показателей этой отрасли будет отмечаться в Румынии, рынок которой будет развиваться более быстрыми темпами, чем в предыдущие годы, а также в Болгарии. При этом для этих двух развивающихся стран отмечают самые низкие расходы на душу населения – около EUR20 в 2010 г., в отличие от показателя Чехии – около EUR200.

В 2010 г. средняя сумма государственных затрат на здравоохранение в 6 исследуемых странах составила около 5% ВВП. При этом минимальный уровень расходов отмечали в Румынии, максимальный – в Чехии. По оценкам экспертов, в 2009 г. средние затраты на здравоохранение в данных странах на душу населения составляли 7,2% ВВП. Сокращение бюджетов на нужды здравоохранения в таких государствах, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, привело к увеличению внимания населения этих стран к медицинским услугам, предоставляемым частными медицинскими учреждениями. В связи с этим в 2011 г. отрасль частного здравоохранения продолжает динамично развиваться, а частные компании продолжают вкладывать в нее инвестиции. Недостаточное финансирование инфраструктуры здравоохранения продолжает оставаться серьезной проблемой в масштабах всего региона. Исключение составляет только Чехия, инфраструктура здравоохранения которой была обновлена на ранней стадии реформы здравоохранения в 1990-е годы после проведения модернизации медицинских учреждений страны. На протяжении последних 2 лет государственная система здравоохранения Чехии недостаточно финансируется, а выделяемые бюджеты значительно сокращены.

Долги отрасли здравоохранения в Словакии по итогам 2010 г. составили EUR285 млн. и, по отчетам министра здравоохранения Словакии, они продолжают увеличиваться на EUR7,7 млн. ежемесячно. По данным Министерства национальных ресурсов Венгрии (Ministry of National Resources), просроченные обязательства перед больницами этой страны в 2010 г. составили около 34,6 млрд. форинтов (EUR126 млн.). В конце декабря 2010 г. долг государственных учреждений здравоохранения Польши составил 2,18 млрд. злотых (EUR553 млн.), что на 8,8% меньше по сравнению с 3 мес. ранее. Общая задолженность этих предприятий (в том числе долгосрочный долг) составила 9,64 млрд. злотых (EUR2,45 млрд.). Наличие долгов государственных учреждений здравоохранения Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии и Румынии приводит к задержке поступлений инвестиций для государственных больниц этих стран. График выделения финансовых средств в большинстве случаев также не определен. Ограниченное государственное финансирование в исследуемых странах и его постоянное сокращение способствуют развитию частных компаний на рынке здравоохранения.

Фармрынок Польши

Польша занимает 2 место по уровню развития экономики среди стран Центральной и Восточной Европы. При этом в расчете на душу населения экономическое развитие страны можно считать средним. В связи с большим количеством проживающего в Польше населения (38,1 млн. человек) спрос на лекарственные средства в этой стране остается высоким. Тем не менее, для демографической ситуации Польши характерно уменьшение общей численности населения при увеличивающимся количестве граждан в возрасте 65 лет и старше. Данная тенденция оказывает повышенное давление на систему здравоохранения страны.

Объем потребления на фармрынке Польши в расчете на душу населения, по оценкам экспертов, вдвое больше, чем таковой Чехии. Доля импорта в денежном выражении составляет около 63% всего фармрынка Польши. По прогнозам экспертов, в течение ближайших нескольких лет темпы прироста объема рынка лекарственных средств Польши будут относительно высокими. Драйверами этого роста выступят находящаяся на подъеме экономика страны, отмечающееся увеличение объема импорта готовых лекарственных средств и процесс старения населения.

Сегмент частного здравоохранения Польши в 2010 г. увеличился на 3,2% до 28,8 млрд., злотых (EUR7,2 млрд.). До 2013 г. ожидается прирост данного сегмента рынка до 34,4 млрд. злотых (EUR8,6 млрд.). Эта цифра включает общий объем розничных продаж лекарственных средств и медицинского оборудования, оплату диагностических тестов и визитов к врачам, услуг по реабилитации, расходы на частное медицинское страхование, а также другие сборы и отчисления, оплаченные непосредственно пациентами.

По итогам 2010 г. развитие рынка частного здравоохранения замедлилось по сравнению с 2009 г. При этом следует отметить, что для всех сегментов фармрынка Польши характерна положительная динамика, а темпы прироста таких сегментов, как медицинские взносы и медицинское страхование превышали таковые по сегментам розничных продаж лекарственных средств и медицинского оборудования. Так, согласно данным, опубликованным компанией “PMR”, ожидаемый среднегодовой прирост общего объема фармрынка Польши в 2011-2013 гг. составит около 6%. В данный период будет отмечаться 2-кратный прирост сегментов медицинских взносов и медицинского страхования, в то время как темпы развития остальных сегментов не превысят 10%. При этом существует риск замедления развития сегмента частного медицинского страхования Польши в связи с отсутствием правового регулирования этого сегмента рынка. Сегодня в сфере здравоохранения легализованы такие понятия, как страхование здоровья и страхование жизни. При этом отсутствует правовое определение частного медицинского страхования.

В марте 2011 г. Министерство здравоохранения Польши предприняло попытку регулирования рынка частного медицинского страхования, представив законопроект о дополнительном страховании здоровья. Однако, вопреки ожиданиям, действие данного законопроекта не только не оказывало положительного эффекта на процесс реформирования здравоохранения в Польше, но и могло привести к уменьшению объема дополнительного медицинского страхования в будущем. Надежды на законопроект не оправдались вследствие неправильной расстановки в нем приоритетов. Главной целью Министерства здравоохранения Польши при разработке данного законопроекта была защита прав потребителей медицинских услуг в рамках общественной системы здравоохранения. При этом вопросом второстепенного значения было создание правовой базы для функционирования дополнительных инструментов страхования здоровья. В итоге законопроект о дополнительном страховании здоровья был подвергнут критике практически со стороны всех участников рынка здравоохранения. Представители частных медицинских компаний считают дискриминационным положение о действии налоговых льгот при дополнительном страховании здоровья только в отношении тех, кто финансируется за счет Фонда социальных пособий (Company Social Benefits Fund). Также негативную оценку данный законопроект вызвал у представителей Польской страховой палаты (Polish Chamber of Insurance), работодателей Польши (the Employers of Poland), Высшего медицинского совета (the Supreme Medical Council) и профсоюза врачей Польши (the Doctors’ Trade Union of Poland).

Ключевым предложением Министерства здравоохранения Польши в законопроекте о дополнительном страховании здоровья являлось повышение доступности дополнительного медицинского страхования для населения путем введения налоговых льгот. Министерство финансов Польши акцентировало внимание на сложности воплощения этого пункта законопроекта в связи с чрезмерным дефицитом государственного бюджета страны. Реализация проекта внедрения налоговых льгот привела бы к еще большему сокращению поступлений в бюджет и соответствующему увеличению его дефицита. По мнению министерства, введение налоговых льгот на дополнительное медицинское страхование населения станет возможным только с 2013 г.

Сегодня в планах Министерства здравоохранения Польши – децентрализация и демонополизация Национального фонда здоровья (Narodowy Fundus Zdrowia-NFZ). Цель этого проекта – предоставление возможности частным страховым компаниям начиная с 2012 г. на равных конкурировать с NFZ.

1 июля 2011 г. в Польше вступил в силу закон о деятельности в сфере здравоохранения, в соответствии с которым проводится политика преобразования учреждений здравоохранения в коммерческие общества (Plan B). Действие этого положения больше не является обязательным и применяется только при наличии у заведений здравоохранения отрицательных результатов финансовой деятельности и покрытия этих убытков за счет местного самоуправления. В данной ситуации реорганизация учреждений здравоохранения не проводится до тех пор, пока местное самоуправление не компенсирует все убытки, понесенные в процессе их преобразования в коммерческое общество, на протяжении 3 мес. утверждения финансовой отчетности. При отказе со стороны учреждений здравоохранения от проведения реорганизации оно будет вынуждено в течение 12 мес. сменить свою организационно-правовую форму на совместную компанию или публично финансируемое юридическое лицо. В противном случае деятельность этого учреждения здравоохранения будет прекращена. По оценкам Министерства здравоохранения Польши, до 40% больниц, действующих в качестве независимых государственных учреждений здравоохранения (SP ZOZ), до 2013 г. будут преобразованы в коммерческие общества. По данным министерства здравоохранения, в 2000-2010 гг. данная реорганизация была проведена относительно 114 учреждений здравоохранения и 55 больничных палат. Согласно правительственной программе учреждения здравоохранения, находящиеся в подчинении Министерства здравоохранения Польши, не будут подвергаться преобразованию в коммерческие общества.

Фармрынок Венгрии

Фармрынок Венгрии является одним из крупнейших в Центральной Европе. По прогнозам компании “PMR”, совокупный среднегодовой темп роста (Compound annual growth rate – CAGR) будет умеренным в течение ближайших нескольких лет. Ожидается, что потребление населением лекарственных средств, как и в других странах Центральной Европы, будет возрастать по мере восстановления экономики в 2011 г. В Венгрии импорт лекарственных средств составляет значительную долю рынка. Как и в других странах Центральной Европы, фармацевтическая промышленность Венгрии сконцентрирована на производстве дженерических препаратов. Такие компании, как “Gedeon Richter” и “Egis”, сохраняют сильные позиции на фармрынке, также они широко известны в странах бывшего Советского Союза. В последние 2 года со стороны венгерского потребителя увеличивается спрос на оригинальные лекарственные средства высокостоимостного сегмента.

Первоочередной задачей правительства Венгрии является внедрение реформ здравоохранения. При этом актуальной проблемой остается финансирование сектора здравоохранения Фондом медицинского страхования (Health Insurance Fund). На систему страхования здравоохранения приходится около 2/3 всех расходов, выделяемых на здравоохранение. В медицинском страховании увеличивается доля частного сектора, которая увеличивается за счет роста доплат и объема частного страхования. В 2011-2016 гг. расходы на здравоохранение, как ожидается, будут иметь умеренные темпы прироста CAGR и соответствовать темпам экономического развития в стране.

Итоги

Для каждой из стран Центральной и Восточной Европы последствия глобального экономического кризиса были разными. Невзирая на это объем фармрынков данных государств продолжал увеличиваться, несколько замедлив при этом темпы прироста своих сегментов. Сегодня оздоровление экономик анализируемых стран также проходит по разным сценариям, прогнозы экспертов по дальнейшему развитию фармотрасли каждого государства различны.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов правительства стран Центральной и Восточной Европы вынуждены предпринимать непопулярные среди населения меры по сокращению расходов на здравоохранение. С этой целью внедряются новые законодательные инициативы, которые предусматривают изменение условий реимбурсации лекарственных средств, внедрение фиксированных розничных цен на препараты и т. д.

Наличие государственных долгов перед учреждениями здравоохранения и постоянное сокращение расходов государства на нужды системы здравоохранения стимулируют развитие сегмента частного здравоохранения.

Повышение влияния частного сектора здравоохранения на фоне восстанавливающейся после кризиса экономики и старения населения позволяет экспертам делать оптимистичные прогнозы по дальнейшему увеличению объема фармрынков стран Центральной и Восточной Европы. При этом прирост объема фармрынка каждого государства в большей степени будет зависеть от экономического потенциала данной страны.

Перспективы поставок АФИ из Центральной Европы и Балкан

В настоящее время лишь несколько фармкомпаний, расположенных в Центральной Европе и на Балканах, придают значение наличию контрактного производства и возможности поставок активных фармацевтических ингредиентов (АФИ). Это связано с достаточно сильной конкуренцией со стороны фармкомпаний из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Западной Европы. Несмотря на это, потенциал Центральной Европы остается по-прежнему значительным, особенно таких стран, как Польша и Чехия. Фармкомпаниям, расположенным в Центральной Европе и на Балканах, в связи с высокими производственными затратами сложно конкурировать с индийскими и китайскими производителями.

По сравнению с производителями АФИ из стран АТР главными преимуществами производителей из стран Центральной Европы и Балкан являются наличие законодательства, базирующегося на стандартах Евросоюза, широкое применение ISO и GMP-стандартов производства и динамично развивающаяся отрасль биопроизводства. При этом следует признать, что в государствах Центральной Европы и Балкан по сравнению с Индией и Китаем более ограниченный выбор фармкомпаний, предоставляющих услуги контрактного производства и/или изготовления AФИ.

По данным доклада “Фармацевтическое контрактное производство и поставщики AФИ из стран Центральной Европы и балканских стран, 2011” компании “PMR”, опубликованного в августе 2011 г., из всех государств Центральной Европы и Балкан наиболее привлекательными странами, обладающими производственными мощностями, являются Польша и Чехия. Фармкомпании этих двух стран имеют возможность производить не только AФИ и другие химические вещества, но и готовые формы лекарственных средств, диетические добавки и т. д. В обеих странах насчитывается несколько десятков фармкомпаний, которые предоставляют услуги контрактного фармацевтического производства и являются поставщиками АФИ.

В Чехии по сравнению с другими странами Центральной Европы и Балкан расположено множество фармкомпаний, которые специализируются на производстве AФИ, это государство может рассматриваться как центр производства субстанций лекарственных средств в Центральной Европе в целом. Контрактное производство готовых лекарственных форм в стране ориентировано, прежде всего, на производство диетических добавок.

На сегодня в Польше количество производителей AФИ немного уступает таковому в Чехии. При этом большинство фармкомпаний производит субстанции лекарственных средств для собственных потребностей. Что касается контрактного производства, то в Польше функционирует несколько польских фармацевтических компаний с многолетней историей. Данные фармкомпании также занимаются производством по контракту. Есть также много компаний, специализирующихся на производстве специальных пищевых продуктов и/или природного сырья, используемого в производстве лекарственных и косметических средств.

Заметные изменения в производственной инфраструктуре на мировом рынке контрактного производства начались несколько лет назад, в том числе и на территории Центральной Европы. В последующие годы прогнозируется рост популярности контрактного производства в государствах Центральной Европы. Это будет обусловлено истечением срока патентов нескольких препаратов-блокбастеров в ближайшие годы и ожидаемым в связи с этим сокращением доходов крупных транснациональных фармкомпаний. Эти компании будут вынуждены искать пути экономии своих финансовых ресурсов. Одним из таких решений может стать аутсорсинг производства фармацевтической продукции на территории стран Центральной Европы.

Также сокращение расходов компаний может быть вызвано внедряемыми правительствами изменениями в законодательства стран Центральной Европы и Балкан, например, в Польше был введен в действие закон, согласно которому фармацевтические компании будут принимать участие в механизме реимбурсации и участвовать в возмещении расходов Национального фонда здоровья (Narodowy Fundus Zdrowia). Данным законом также вводится фиксированная наценка и цена на реимбурсируемые лекарственные средства. Правительством Венгрии было приняло решение об увеличении с 1 июля 2011 г. налога с фармкомпаний на доходы от реализации лекарственных средств с 12 до 20%. (apteka.ua/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version