Несмотря на то, что в 2010-2011 гг. появились признаки восстановления мирового рынка минеральных удобрений, ситуацию нельзя назвать устойчиво позитивной.
Рассчитывать на положительную динамику спроса в ближайшей перспективе позволяют такие факторы, как сокращение складских запасов (с 31% до 24% в 2009-2010 сельскохозяйственном году по сравнению с 2001-2002 годом), высокие мировые цены на зерновые культуры, наметившееся в 2010 г. оживление инвестиционной активности производителей минеральных удобрений и неослабевающий интерес к развитию биоэнергетики. Вместе с тем, причины глобального характера, прежде всего финансовая неустойчивость, общеэкономическая неопределенность и значительные политические риски, могут помешать реализации потенциальных возможностей отраслевого рынка.
Основная часть экспертного сообщества все же прогнозирует рост мирового спроса на минеральные удобрения, хотя и довольно медленный: 2,3-2,5% в год в 2011-2015 гг. по сравнению с 3-5% в докризисный период. Согласно базовому сценарию развития мирового рынка минеральных удобрений, представленному IFA в мае 2011 г., мировое потребление удобрений в 2012 г. составит 179,5 млн. т (азотные – 107,2 млн. т, фосфатные – 42,2 млн. т, калийные – 30,1 млн. т) и к 2015 г. возрастет до 190 млн. т (азотные – 112, фосфатные – 45, калийные – 33 млн. т). Из-за более значительного сокращения потребления в кризисный период фосфатных и калийных удобрений потребление этих питательных элементов будет расти более высокими темпами (2,5% и 4% в год соответственно) по сравнению с азотными (2,0%). Согласно прогнозу Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), на региональном уровне основной прирост потребления удобрений будет приходиться на страны Азии и Американского континента – 59% и 23% мирового прироста потребления соответственно. Из азиатских стран основная часть прироста потребления придется на страны Южной Азии (Малайзия, Индонезия, Индия), где все большее внимание уделяется продовольственной безопасности. В США средний ежегодный прирост потребления в ближайшие 5 лет прогнозируется на уровне 2%. Прогноз сделан исходя из устойчивого спроса на кукурузу, используемую в качестве сырья в производстве этанола. В Латинской Америке упрочат свои позиции на сельскохозяйственном рынке Аргентина и Бразилия, что повысит спрос на удобрения (3,1% в год). Рынок стран Западной и Восточной Европы в ближайшие 5 лет, скорее всего, останется депрессивным: годовой прирост составит 1,1%. Принимая во внимание значительную интенсификацию сельского хозяйства в некоторых африканских странах, IFA дает весьма позитивный прогноз спроса на минеральные удобрения в регионе – 4,2% в год до 2015 г. Однако подчеркивает, что ситуация здесь нестабильна, неоднозначна, это может помешать реализации прогноза.
Позитивные ожидания на отраслевом рынке в целом поддерживаются ростом цен на минеральные удобрения. Опережающими темпами растут цены на аммиак – продукт, пользующийся наибольшим спросом, применяющийся как самостоятельно, так и для дальнейшего производства азотных удобрений. Колебание мировых цен на некоторые виды удобрений, отмеченное в октябре (аммиачная селитра, карбамид) и ноябре (диаммонийфосфат) 2011 г., не встревожило аналитиков. Оно было незначительным. За первую неделю октября цена на аммиачную селитру снизилась с $328 до $320/т (порт Южный), значит, не носило кризисного характера. Скорее всего, снижение цен послужило реакцией на биржевое снижение стоимости зерна и предотвратило перегрев цен на рынке удобрений, опасный резким падением платежеспособного спроса. Дальнейшее существенное движение цен вниз вряд ли возможно, но и быстрого повышения ожидать не стоит, поскольку рост может восстановиться лишь с появлением благоприятных макроэкономических данных.
На общем позитивном фоне возможно проявление лимитирующих факторов для рынка минеральных удобрений. В их числе – рост цен на сырье и дефицит природного газа. Исторически эта проблема стоит перед Индией, Индонезией, Аргентиной и Венесуэлой, но в последние годы с ней сталкиваются все новые страны, производящие весьма значительные объемы азотных удобрений – Китай, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Бангладеш. В результате с середины 2010 г. наметился дефицит аммиака и карбамида. В 2011 г. к проблеме сырья и энергии добавились увеличение налога на экспорт азотных и фосфатных удобрений из Китая и политические события в Африке. В этих условиях в выгодном положении оказались США – один из крупнейших производителей аммиака и карбамида – где, по оценкам IFA, цены на газ в предстоящие 5 лет ($5-6 MMBtu) будут существенно ниже, чем в Европе ($11-12 MMBtu) и Китае ($7-8 MMBtu). Это ценовое преимущество может привести к восстановлению законсервированных, увеличению загрузки действующих производственных мощностей и определенной перегруппировке сил на рынке удобрений, прежде всего азотных.
В перспективе динамика рынка агрохимической продукции может меняться не только в зависимости от сугубо конъюнктурных или макроэкономических факторов. Политические риски, спровоцированные проблемами стран ЕС и арабского региона, не могут не повлиять на цены на сельхозпродукцию, платежеспособность фермерских хозяйств, масштабы оказываемой им государственной поддержки. В случае неблагоприятного развития событий необходимость увеличения бюджетных доходов, очевидно, повлияет на государственную налоговую политику в добывающем секторе, определяющую привлекательность крупных инвестиционных проектов, а также на уровень экспортных налогов, напрямую влияющих на операции на международном рынке удобрений.
Забота о сохранении конкурентоспособности при неопределенности бизнес-среды подталкивает компании к довольно решительным организационно-управленческим шагам, прежде всего к проведению крупных операций слияния и поглощения. Примером активности в этом отношении служит бразильский горнодобывающий гигант Vale, являющийся в то же время крупнейшим в регионе производителем удобрений всех видов. В 2010 г. Vale приобрел активы по производству калийных удобрений в Перу. В том же году в два этапа ($4,7 млрд. и $1,0 млрд.) им было приобретено 60% акций компании Forfertil (Бразилия), которая была впоследствии переименована в Vale Fertilizantes. До конца 2011 г. Vale предполагала приобрести остальные акции компании Forfertil по $12 за акцию. Североамериканская компания CF Industries, производитель азотных удобрений, за $4,6 млрд. приобрела активы Terra Industries (США), переиграв другого покупателя – норвежскую компанию Yara – практически в годичных переговорах.
Цель крупных M&A-сделок в сложившейся ситуации – прочное позиционирование на рынке, аккумуляция ресурсов, быстрое повышение прибыли за счет приобретения новых компетенций: знаний, оборудования, рынков сбыта, квалифицированного персонала, инсайдерской информации, то есть использование всех рыночных инструментов и методов для сохранения конкурентоспособности. Весьма вероятно, что в ближайшее время консолидация активов как тренд развития отраслевого бизнеса сохранит свое значение.
При благоприятной финансовой ситуации в ближайшие годы продолжится активное инвестирование в мировое производство минеральных удобрений и рост мировых мощностей. Так, в стадии строительства в настоящее время находятся 250 проектов, в которые с 2010 г. по 2015 г. будет вложено $88 млрд., в результате производственные мощности возрастут на 183 млн. т (в 2005-2010 гг. соответствующие показатели составили $37 млрд. и 104 млн. т соответственно).
Российское производство минеральных удобрений прочно встроено в международную систему разделения труда. На долю России приходится 11% мирового производства удобрений, по видам – 7% азотных, 8% фосфатных и 22% калийных. Общее производство удобрений в стране составит в 2012 г. 15,7 млн. т при внутреннем потреблении 3,0 млн. т. Вступление России в ВТО, по мнению большинства экспертов, укрепит торговые позиции российских агрохимических компаний, так как будут сняты многочисленные и не всегда обоснованные антидемпинговые ограничения. Только в 2011 г. против российских компаний проводилось 77 антидемпинговых расследований. Однако в каждом виде отраслевого производства существуют риски, не связанные с этими расследованиями и влияющие на конкурентоспособность производства.
Объявленные правительством РФ планы либерализации внутреннего рынка природного газа и принцип равнодоходности от контрактных цен в Европе – самых высоких цен в мире – приведут к повышению цен на природный газ для производителей удобрений в России до $150/1000 куб. м (в Северной Америке – $40, Латинской Америке – $32-48, в странах Персидского залива – $16-48). Это поставит российских производителей минеральных удобрений, прежде всего азотных, в очень сложное положение, так как доля газа в их себестоимости составляет 50-70%. Модернизация старых мощностей может дать лишь ограниченный энергосберегающий результат. Улучшить ситуацию путем радикального повышения энергоэффективности производства может только строительство новых современных предприятий. Однако с учетом высоких процентных ставок по банковским кредитам, ростом железнодорожных тарифов, высокой, практически запредельной стоимости нового строительства производство азотных удобрений в России находится в критически неблагоприятных условиях, основные риски для подотрасли носят преимущественно эндогенный характер. Такая ситуация опасна тем, что в перспективе из экспортера азотных удобрений Россия может превратиться в их импортера. На рынке фосфатных удобрений перспективные риски определяются внешней конкуренцией. В первую очередь это связано с экспансией Китая, где расширение производственных мощностей опережает рост внутреннего потребления. В настоящее время не менее 20% производственных мощностей в стране являются избыточными, но, несмотря на это, их расширение продолжается, значит, конкуренция на торговых площадках будет жестче. Только на мировом рынке калийных удобрений положение России остается стабильным благодаря неоспоримому ресурсному преимуществу.
Как и западные компании, российские производители удобрений идут по пути активной консолидации бизнеса, в последние годы этот процесс заметно активизировался. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов прошлого века на внутреннем рынке фосфатных удобрений было более 30 производителей, сейчас их менее десяти. В отличие от крупных высокотехнологичных и диверсифицированных западных ТНК, конкурентоспособность российских компаний основана на ресурсных преимуществах, что несет существенные риски в развитие отрасли. Организационная и управленческая модернизация российских компаний носит характер первоначального собирания активов и логистического выстраивания бизнеса, создания интегрированных структур на внутреннем и постсоветском рынке. Например, “Сибур-Минудобрения” затратили в 2011 г. 29,4 млрд. руб. на сделки M and A. В их числе – консолидация на базе компании минеральных активов, находящихся в собственности “Газпрома”, выкуп 49% акций пермских “Минудобрений”, покупка части активов или слияние с белорусским производителем азотных удобрений “Гродно Азот”.
При практически состоявшемся вступлении России в ВТО внутренняя консолидация бизнеса служит необходимым условием защиты и сохранения конкурентных позиций не только на региональном, но и на внешнем рынке. В этом отношении показательна сделка по продаже последнего крупного независимого предприятия отрасли – россошанских “Минудобрений”.
Сделка, стоимость которой составляет $1,3 млрд., сопровождалась рядом договоренностей с украинскими предприятиями-партнерами, которые заинтересованы в стабильности бизнеса, увеличении объемов продаж, определенных ценовых гарантиях. В частности, заключено соглашение о продаже продукции через украинскую NF Trading, для обеспечения бесперебойных поставок продукции определен порядок эксплуатации аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса, к которому подключено российское предприятие. Еще одним условием сотрудничества стал отказ российской и украинской сторон от лоббирования введения торговых барьеров на поставку продукции на рынки обеих стран, что позволит исключить необоснованный рост цен.
Поражающими воображение, выходящими за рамки региональных интересов, можно назвать две крупнейшие M and A сделки, проведенные компаниями в 2011 г. Одна из них – покупка 100% акций компании ОАО “Сильвинит” компанией “Уралкалий”. В результате Сулейманом Керимовым при поддержке руководства страны создана крупнейшая калийная компания, практически не уступающая по производственным мощностям (7 млн. т/год) мировому лидеру Potash Corp (7,5 млн. т/год ). Из-за высокой стоимости – $11,8 млрд. – сделка проводится в два этапа. Первый этап завершился 28 февраля 2011 г., в результате “Уралкалий” приобрел 19,99% акций “Сильвинита” за $1,4 млрд., затем будет проведен выпуск обыкновенных акций “Уралкалия” для конвертации в них обыкновенных и привилегированных акций “Сильвинита”.
Вторая важная сделка – покупка компанией “Еврохим” бельгийского завода по производству аммиачной селитры у BASF (объем производства – 2,5 млн. т/год). Сумма сделки не разглашается, но, по мнению экспертов, она может составлять до EUR700 млн. Покупка позволит “Еврохиму” занять значительный сегмент рынка азотных удобрений ЕС – не менее 10%. Сырье предполагается поставлять с невинномысского и новомосковского предприятий.
Особенность этой сделки в том, что она может оказаться симптомом новой корпоративной стратегии производителей азотных удобрений – вывод производства за рубеж, на энергоэффективные мощности.
Таким образом, несмотря на груз проблем (высокие тарифы РЖД, рост цен на сырье, медленное обновление производственного оборудования) и новые сложности, возникающие при вхождении России в ВТО, российские производители минеральных удобрений имеют достаточно средств и используют все возможные рыночные механизмы для проведения консолидации бизнеса и адаптации к новым условиям.
Не до конца решенной остается проблема внутреннего российского спроса на удобрения из-за низкой платежеспособности сельхозпроизводителей. В настоящее время обеспечение удобрениями сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется на основании “Соглашения по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей агропромышленного комплекса страны на 2008-2012 гг.”, подписанного между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России. Соглашение основано на следующих принципах: производители удобрений декларируют максимально возможный уровень цен (на базисе FCA-завод, насыпью, без НДС), отпускные цены заводов-производителей не могут превышать максимально возможный задекларированный уровень цен, поставки на внутренний рынок носят приоритетный характер. Однако это соглашение, как и другие договоренности такого рода, дает весьма ограниченный и неустойчивый эффект. Кроме объективного несовпадения интересов продавцов и покупателей тормозит и сводит к минимуму результат этих соглашений недостаточное развитие собственных дистрибуторских сетей и вынужденное привлечение многочисленных посреднических структур, значительно завышающих конечные цены. Это побудило “Фосагро” организовать биржевую торговлю кормовыми фосфатами и крупнотоннажными фосфатными удобрениями стандартных марок. До процедуры слияния в торгах участвовали “Сильвинит” и “Уралкалий”, у которых тоже были разногласия с ФАС по ценам на калийные соли. Первые торги были проведены в 2006 г., но споры об их целесообразности все еще продолжаются. На сегодняшний день Россия – единственная в мире страна, где организована биржевая торговля минеральными удобрениями. Ее сторонники считают, что таким образом обеспечивается прозрачность сделок, широкий доступ к товару покупателей всех категорий, возможность установить равновесную рыночную цену, организовать через брокеров региональные биржи и таким образом снизить торговые надбавки посредников. При этом они считают, что на торги должны выставляться крупнотоннажные стандартные продукты, а узкоспециализированные марки удобрений нет смысла выводить на биржу. Для аграриев, участвующих в биржевых торгах, важен тот факт, что форвардные контракты придают стабильность рынку и делают цены более предсказуемыми.
Противники биржевых торгов утверждают, что производители удобрений должны работать по долгосрочным контрактам и иметь гарантированный объем продаж. Кроме того, по их мнению, разнообразие видов комплексных удобрений препятствует унификации торговых инструментов на бирже. Чья позиция верна – покажет время. После вступления РФ в ВТО и завершения переходного периода формирование цен на удобрения на российском рынке будет полностью либерализовано. У российских аграриев появится свобода выбора поставщиков, а российским производителям удобрений предстоит жесткая борьба не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, где долгое время они не имели конкурентов. (ИМЭМО РАН/lkmportal/Химия Украины, СНГ, мира)