Химия Украины и мира

Россия: рынок нефтепродуктов, 2011 год

В России роль биржевой торговли в продаже нефтепродуктов в стране сравнительно невелика – около 7%. В 2011 г. на внутреннем рынке по биржевым каналам было реализовано примерно 20% произведенного в стране авиационного керосина, около 9% автобензина и дизтоплива и 3% топочного мазута. Состоявшийся в конце января 2012 г. в Москве III международный форум “Биржевой и внебиржевой рынок нефти и нефтепродуктов РФ” имел целью осветить роль биржевых механизмов в торговле данной группой товаров в России, наблюдаемых тенденций в этом товарообмене и значение биржевой торговли в повышении прозрачности рынка. В решении последней из указанных проблем силами Федеральной антимонопольной службы (ФАС) был отмечен заметный прогресс.

На форуме специалисты и аналитики сосредоточились на рассмотрении биржевой торговли нефтепродуктами (в основном в сегменте внутренней торговли) и усилий государственных органов по соблюдению участниками рынка антимонопольного законодательства. Были проанализированы также размеры и тенденции биржевых оборотов нефтепродуктов и их характеристика.

Согласно данным “НГВ”, в 2011 г. из совокупного оборота нефтепродуктов на имеющихся трех биржевых площадках примерно 82% приходилось на СПбМТСБ, при этом объем биржевой торговли нефтепродуктами вырос на 66% к уровню 2010 г. и составил 13,24 млн. т вследствие увеличения более чем вдвое торговли дизтопливом до 6,1 млн. т, роста на 36% торговли автобензином до 3,1 млн. т, а также увеличения поставок авиационного керосина и топочного мазута до 1,8 и 1,9 млн. т соответственно.

Некоторые показатели торгов нефтепродуктами на биржах РФ в 2011 г.

  Объем торгов, млн. т Изменение к 2010 г., млн. т Количество сделок, тыс. ед. Изменение количества сделок

к 2010 г., тыс. ед.

Всего 13,24 4,96 16,58 4,42
СПбМТСБ 11,58 6,67 12,57 3,87
НП МБНК 1,41 1,76 3,11 8,8
СПб 0,25 0,06 0,9 0,51

Источник: “НГВ Биржевой рынок”, 12 января 2012 г.

Число биржевых сделок снизилось с 21 тыс. в 2010 г. до 16,6 тыс. в 2011 г. Это означало более чем двукратное увеличение среднего объема сделки, что рассматривается экспертами как рост “биржевого” оборота в рамках межфирменных связей. Одобряя биржевую торговлю в качестве рыночного механизма, государственные органы в лице ФАС в течение последних 4 лет активно применяли меры по противодействию нарушению Закона о конкуренции на рынке нефтепродуктов. Так, с осени 2008 г. антимонопольное ведомство инициировало три волны антимонопольных дел против нефтяных компаний.

Глава ФАС И. Артемьев сообщил на форуме, что в 2008-2011 гг. крупнейшим нефтяным компаниям за ценовые сговоры с целью “вытеснения независимой розницы” были выставлены штрафы по 70 эпизодам в общей сложности на 32 млрд. руб., однако после судебных разбирательств фактически было перечислено в бюджет 15 млрд. руб. В частности, в конце 2008 г. – начале 2009 г. в обмен на частичное признание вины штрафные санкции “ЛУКойлу” были снижены с 6,5 млрд. до 0,66 млрд. руб., “ТНК ВР” – с 4,2 млрд. до 1,17 млрд. руб., “Роснефти” – с 5,28 млрд. до 2,0 млрд. руб. Компания “Газпромнефть”, долго отстаивавшая свою позицию в судебных инстанциях, заплатила штраф в первоначально начисленном размере 4,7 млрд. руб.

Руководитель ФАС подчеркнул, что законодательные нормы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, а также за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ценовой сговор), предусматривают наказание в виде штрафа от 1% до 15% суммы выручки от реализации товара. До сих пор ФАС начисляла нефтяникам штрафы по минимальной шкале 1% от выручки. Из слов руководителя ведомства можно заключить, что в дальнейшем ФАС может применять и более высокие ставки штрафов, согласно норме закона, что может привести к их увеличению на порядок.

Антимонопольное ведомство считает, что на внутреннем рынке РФ для расчета стоимости нефти и нефтепродуктов необходимо использовать три базовых индекса рыночных цен: сопоставимые цены зарубежных рынков, биржевые котировки и внебиржевые цены. Кроме того, ФАС предложила правительству России рассмотреть возможность коренного реформирования структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) вплоть до разделения их на добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия. В качестве “мягкого” переходного варианта ФАС намерена предложить ВИНК разделить учет по указанным видам бизнеса.

Наиболее крупные базисы поставки нефтепродуктов (более 3,5 тыс. т) на рынке РФ в 2010-2011 гг., тыс. т

  2011 г. 2010 г.
КИНЕФ 2028,52 591,09
Омский НПЗ 1100,34 651,30
«Славнефть-ЯНОС» 1025,71 800,40
Ангарская НКХ 1020,06 1145,62
Самарская гр. ПНЗ 1005,99 886,74
Рязанская НПК 751,04 529,24
Ачинский НПЗ 676,80 823,79
Московский НПЗ 647,58 175,53
Уфимская гр. НПЗ 556,18 217,50
ЛПДС Сокур 507,74 33,40
«ЛУКойл УНП» 457,62 193,06
НБ Усть-Кут 390,30 36,50
«ЛУКойл ВНП» 375,36 64,02
«ЛУКойл ННОС» 330,00 211,54
«ЛУКойл ПНОС» 303,12 65,18
Саратовский ПНЗ 282,70 189,96
Комсомольский НПЗ 220,50 285,36
Хаб Владимир 212,58
АП Шереметьево 133,74 263,11
НБ Находка Крабовая 96,00
«Линик» (ст. Марцево) 92,16
Орскнефтеоргсинтез 90,90 31,98
Хаб Батайск 80,34
АП Домодедово 72,94 114,28
«Линик» (ст. Брянск Льговский) 70,56 35,64
ТАИФ НК 68,71 42,54
ЛПДС Салават 53,60
«Газпром нефтехим Салават» 53,58 15,84
Сургутское УПГ 47,38
Хабаровский ПНЗ 35,70 77,82

Источник: “НГВ Биржевой рынок”, 12 января 2012 г.  (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version