Химия Украины и мира

Россия: Минэнерго подготовило долгосрочный план развития газо- и нефтехимии до 2030 года

Минэнерго подготовило долгосрочный план развития газо- и нефтехимии, который готовило с 2010 г. Основной его целью станет расширение мощностей по выпуску базовых мономеров, которые являются сырьем для основных производств. Для этого планируется создать 6 кластеров, в основе каждого из которых будут крупные пиролизные мощности. Однако вопрос дефицита мощностей по выпуску ряда сложных полимеров, таких как поливинилхлорид, остался открытым.

Минэнерго в марте утвердило план развития газо- и нефтехимии в России до 2030 г., сообщил источник в министерстве. Ожидается, что в начале апреля правительство даст поручение по его исполнению. “Этот документ дает нефтехимическим компаниям четкие правила игры на долгосрочную перспективу”, – пояснили в Минэнерго. В разработке документа принимали участие все основные производители нефтехимии: «СИБУР», «ТАИФ», «ЛУКойл» и “Роснефть”.

В плане отмечается, что в России существует избыток нефтегазохимического сырья, который до 2030 г. продолжит расти. Также прогнозируется увеличение спроса на нефтегазохимическую продукцию, сырьем для которой служит продукция пиролизов. Но мощностей по выпуску этого сырья недостаточно для удовлетворения растущего спроса. В соответствии с планом до 2030 г. мощности по выпуску этилена должны вырасти в 4,8 раза (в 2010 г. они составляли 3,1 млн. т). Потребление нефтехимического сырья вырастет в 4,3 раза, с 8,7 млн. т в 2010 г. до 37 млн. т в 2030 г.

Ожидается увеличение мощностей крупнотоннажных пластмасс к 2030 г. в 4,9 раза, синтетических каучуков – в 1,4 раза. При этом даже в случае реализации всех заявленных инвестиционных проектов по строительству нефтегазохимических мощностей в России до 2030 г. сохранится дефицит поливинилхлорида (ПВХ), полиэтилентерефталата, полистирола, АБС-пластиков и этилен-пропиленовых каучуков. Поэтому в плане компаниям предлагается рассмотреть возможность строительства предприятий в дефицитных секторах.

Основой плана станет создание 6 нефтехимических кластеров: Западно-Сибирского, Волжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Критериями принадлежности предприятий к одному кластеру являются относительная территориальная близость, единая технологическая или логистическая инфраструктура, общие сырьевые источники и географически близкие рынки сбыта. Производственным ядром каждого кластера станут крупные пиролизные мощности с последующей линейкой производств пластмасс, каучуков, продуктов органического синтеза и конечных изделий.

Минэнерго указывает, что за последние 18 лет в России не введено новых производств мономеров, кроме отдельных расширений мощностей в “Нижнекамскнефтехиме” и “Казаньоргсинтезе”. Мощность отдельных российских пиролизных установок составляет 300-640 тыс. т/год, тогда как в мировой практике эксплуатируются мощности 1-1,3 млн. т.

Но, говорится в документе, продолжают строиться мощности по полипропилену в Тобольске, АБС-пластика на “Нижнекамскнефтехиме” и ПВХ на “РусВиниле” в Кстово. Еще 5 крупных инвестиционных проектов находятся на стадии детального проектирования и закупки оборудования. Это, например, Каспийский газохимический комплекс «ЛУКойла» и Восточная нефтехимическая компания “Роснефти” в Приморском крае. Проекты Западно-Сибирского кластера (Ленинградская обл.) пока находятся “на этапе проработки”. Как поясняют в Минэнерго, их можно отнести ко “второй волне” инвестиционных проектов с планируемым окончанием реализации к 2020 г. В Минэнерго признают, что одним из ключевых факторов успешного развития кластеров станет создание необходимой транспортной инфраструктуры – газо-, нефте- и продуктопроводов, а также увеличение пропускной способности железнодорожной сети. При этом прямых мер по поддержке компаний, участвующих в реализации плана, государством не предусмотрено. Помощь будет выражаться, как указано в документе, в совершенствовании технического регулирования, административной поддержке по развитию отрасли (в том числе созданию нефтегазохимических кластеров и развитию инфраструктуры), поддержке экспорта с помощью инструментов таможенно-тарифного регулирования и предоставления экспортных кредитов, а также стимулировании потребления путем введения стандартов в областях потребления.

По оценкам Минэнерго, актуализация нормативной правовой базы приведет к снижению капитальных затрат при строительстве объектов на 10-30% и к сокращению сроков разработки проектной документации и строительства на 1-2 года. Также планируется, что государство упростит доступ к долгосрочному кредитованию отрасли и унифицирует процедуру предоставления налоговых льгот в рамках существующих правовых механизмов. Например, речь идет о внесении изменений в меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, в котором сейчас не предусмотрено финансирование нефтехимических объектов.

В «СИБУРе» говорят, что “документ дает ориентиры развития, а это само по себе важно для долгосрочного инвестиционного планирования”. “Мы не ждем от государства прямой финансовой поддержки. Скорее надеемся на развитие энергетической и железнодорожной инфраструктуры, а также стимулирование государством потребляющих отраслей, таких как ЖКХ, строительство и автопром. Остальное сделаем сами”, – пояснили в холдинге. Там уверяют, что при “решении инфраструктурных задач” Западно-Сибирский нефтехимический кластер “будет создан в полном объеме”.

Ведущий эксперт “Альянс-Аналитики” Тамара Хазова отмечает, что в плане “сбалансирована и просчитана углеводородная цепочка”. Она согласна, что развитие российского нефтехимического сектора во многом ограничивается дефицитом пиролизных мощностей. Кроме того, добавляет эксперт, участники рынка реализуют “наименее сложные проекты” – по выпуску полиэтилена и полипропилена. В то время, как в дефицитных областях, таких как выпуск ПВХ, мало серьезных проектов “из-за более сложного и затратного строительства и необходимости дополнительного сырья, такого как каустическая сода”. Но все равно, даже если будет реализована “хотя бы треть плана”, полагает эксперт, в развитии отрасли “произойдет скачок”. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version