Министерство энергетики проверило, как нефтяные компании выполняют программу модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Выявлено отставание от графика и строительства и реконструкции по 15 из 62 установок. Однако у правительства есть инструменты воздействия на отстающих.
Как сообщил источник в Минэнерго, из 10 нефтеперерабатывающих установок, ввод в эксплуатацию которых был запланирован в 2012 г., пущены только две. Это установка гидроочистки бензина каталитического крекинга на НПЗ компании “Славнефть-ЯНОС” мощностью 870 тыс. т/год и гидроочистки дизельного топлива на НПЗ “Кинеф” компании “Сургутнефтегаз” мощностью 2 млн. т/год. По трем установкам (на Куйбышевском, Уфимском НПЗ и “Газпром нефтехим Салавате”) работы ведутся с отставанием от графика.
Что касается установок, пуск которых запланирован на 2013-2015 гг., на 47 из них работы ведутся в соответствии с графиком. По 15 установкам есть отставание. Среди отстающих – “Роснефть” (Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ), “ЛУКойл” (“Волгограднефтепереработка”), Ильский НПЗ Кубанской нефтегазовой компании, Краснодарский НПЗ, рязанский завод ТНК-ВР, “Орскнефтеоргсинтез”, принадлежащий компании “ФортеИнвест”, и “Газпром нефтехим Салават”. “ЛУКойл” внес в 4-стороннее соглашение изменения, касающиеся модернизации НПЗ “Волгограднефтепереработка”. В компании эту информацию комментировать отказались. Компании “ФортеИнвест”, которой принадлежит “Орскнефтеоргсинтез”, и “Газпром нефтехим Салават” утвердили ускоренные планы по вводу в эксплуатацию установок гидроочистки дизельного топлива, чтобы компенсировать отставание от графика.
Модернизация предполагает ввод мощностей вторичной переработки и вторичных процессов для обеспечения внутреннего рынка качественным моторным топливом. Сроки и условия модернизации были установлены в рамках соглашений, которые подписали 12 крупнейших нефтяных компаний с госорганами в июле 2011 г. Ежегодно компании должны отчитываться перед правительством о выполнении программ.
Аналитик ИК “Баррель” Анна Анненкова прогнозирует, что большинство компаний успеет завершить модернизацию своих мощностей в срок. По ее словам, в стремлении побудить нефтяные компании активнее проводить модернизацию перерабатывающих мощностей правительство и профильные ведомства будут использовать политику “кнута и пряника”. С одной стороны, действие технического регламента было отложено на 2013 г. Техрегламент теперь не запрещает выпускать бензин Аи-92 или 80, как это было предусмотрено ранее. Кроме того, используется политика дифференцированных акцизов – чем выше качество топлива, тем меньше на него акциз. С другой стороны, к отстающим компаниям наверняка будут применяться штрафные санкции, заключает аналитик. (izvestia.ru/Химия Украины, СНГ, мира)