В 2011 г. российский шинный рынок окончательно преодолел последствия кризиса. По сравнению с 2010 г. продажи покрышек в России выросли на 30%, а по сравнению с докризисным 2008 г. – более чем на 9%. При этом на рынке явно наблюдается сдвиг в сторону премиального сегмента и импорт растет опережающими темпами.
Согласно аналитическому отчету, подготовленному компанией “Кордиант” (именно так с 3 апреля 2012 г. называется холдинг “Сибур – Русские шины”, СРШ), в 2011 г. российский шинный рынок превысил докризисные показатели. В натуральном выражении емкость рынка выросла на 30% до 55,5 млн. штук, в денежном – на 37% до 213,6 млрд. руб. Лидерами на рынке остаются российские компании. В денежном выражении доля СРШ по итогам 2011 г. составила 13,4%, “Нижнекамскшины” – 10,13%. “Компания “Сибур – Русские шины” стала лидером рынка за счет развития в продуктовом портфеле востребованной брэндированной продукции”, – говорится в сообщении холдинга.
Однако понемногу российские производители сдают позиции: в 2010 г. СРШ и “Нижнекамскшина” занимали на рынке по 15%. В “Кордианте” это объясняют прежде всего опережающими темпами роста импорта. В 2011 г. он увеличился почти в 1,5 раза (на 49%) и достиг 26 млн. шин, что составляет около 47% российского рынка. “Кроме того, сокращение рыночных долей отечественных шинников связано со смещением спроса в более высокие ценовые сегменты на фоне роста доходов населения”, – добавляет Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала”.
Действительно, признают аналитики “Кордианта”, обращает на себя внимание опережающий рост сегмента А: +51% в натуральном выражении и +64% в стоимостном. В результате доля сегмента А на российском рынке выросла с 26% в 2010 г. до 31% в 2011 г. в штучном выражении и с 37 до 42% в стоимостном.
Впечатляющие темпы роста в 2011 г. показала финская компания Nokian Tyres. По подсчетам “Кордианта”, ее доля на рынке увеличилась с 4% до 9,3%. “Среди основных конкурентных преимуществ, которые позволили компании добиться таких результатов, сильный брэнд, высокое качество продукции, масштабное локальное производство и мощная система дистрибуции”, – прокомментировал гендиректор российского подразделения Nokian Tyres Андрей Пантюхов. При этом, по оценкам самой Nokian Tyres, ее доля на российском рынке только в натуральном выражении превысила 10% в 2011 г., а в денежном выражении она значительно больше.
Лидером среди зарубежных шинников в 2011 г. оказалась французская Michelin. Несмотря на скромные объемы производства внутри России, компания увеличила долю на рынке с 8,3% до 9,9% и обошла по этому показателю Bridgestone. “Традиционно имея сильные позиции в сегменте летних шин, в 2011 г. мы существенно укрепили позиции и на рынке зимних шин, расширив предложение сразу двумя новинками – шипованными и нешипованными шинами для вседорожных автомобилей Michelin Latitude X-Ice North 2 и Michelin Latitude X-Ice 2 соответственно”, – пояснил Тьерри Шиш, гендиректор Michelin в России и СНГ. Кроме того, компания усилила коммерческое присутствие в России, благодаря развитию дистрибуции.
Небольшим сюрпризом стало появление в топ-15 лидеров российского рынка китайской компании Hangzhou Zhongce Rubber. “Высокие темпы роста и хороший долгосрочный потенциал российского рынка обусловили его привлекательность для зарубежных производителей, в том числе китайских. Нет ничего удивительного в том, что они стремятся занять долю рынка”, – говорит Владимир Беспалов. Однако российские производители предупреждают, что у дешевизны китайских покрышек есть и обратная сторона: если бы они полностью соответствовали требованиям, выдвигаемым к продукции на рынках западных стран, в том числе по безопасности и экологичности, то их цена была бы выше. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)