Химия Украины и мира

Россия: рынок лакокрасочной продукции в 2011 году

Лакокрасочные материалы (продукция) (ЛКМ/ЛКП) – это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся пленку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, вредных веществ), придание ей определенного вида, цвета и фактуры.

ЛКМ подразделяются на группы.

1. Краска – суспензия пигментов или их смесей с наполнителями в олифе, эмульсии, латексе или другом пленкообразующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную, однородную пленку.

2. Эмаль – суспензия пигментов или их смесей с наполнителями в лаке, образующая после высыхания непрозрачную твердую пленку с различным блеском и фактурой поверхности; по степени блеска эмали подразделяются на: глянцевые, полуглянцевые, матовые, полуматовые.

3. Лак – раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующий после отверждения (высыхания) твердую, однородную и прозрачную пленку.

4. Грунтовка – суспензия пигментов или смеси пигментов с наполнителями в пленкообразующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке. Кроме того, они защищают металл от коррозии.

5. Шпатлевка – вязкая пастообразная масса, состоящая из смеси пигментов, наполнителей и пленкообразующего вещества и предназначенная для заполнения неровностей и углублений окрашиваемой поверхности.

6. Антисептик – невымываемые либо трудно вымываемые водорастворимые препараты для комплексной биозащиты различных изделий и сооружений.

7. Олифа – пленкообразующая жидкость, продукт переработки растительных масел с введением сиккативов для ускорения высыхания.

Также проводят классификацию ЛКМ по типу связующего материала. В соответствии с данным принципом, лакокрасочные материалы подразделяются на ЛКМ на основе поликонденсационных смол; ЛКМ на основе полимеризационных смол; ЛКМ на основе природных смол; ЛКМ на основе эфиров целлюлозы.

Все лакокрасочные материалы, выпускаемые в промышленности, подразделяются на три группы: основные, промежуточные, прочие. К основным относятся лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка. В группе промежуточных (используются преимущественно в качестве полуфабрикатов и полупродуктов) присутствуют: олифа, смола, растворитель, разбавитель, сиккатив. К прочим (вспомогательные и подсобные материалы) относят следующие ЛКМ: смывка, мастика, отвердитель, ускоритель. Среди всех категорий лакокрасочной продукцию самую весомую долю сегодня составляют лаки и краски, изготовленные на основе химически модифицированных полимеров природного происхождения либо на основе искусственных полимеров.

В России в среднем за 3 года производится около 2 тыс. наименований лакокрасочных материалов. Емкость российского рынка – около 1 млн. т, что оставляет 4% от общемирового. В советские годы цифра была в 2 раза больше. Непосредственно перед кризисом в 2008 г. размер мирового рынка лакокрасочных материалов составлял около $100 млрд. в денежном выражении или 25 млн. т в количественном. Повышательная динамика производства ЛКМ сложилась в РФ в 2005-2007 гг. и в 2008-2009 гг. До начала мирового финансового кризиса спрос на лакокрасочные материалы характеризовался стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей – производителей мебели, машиностроителей и др. Зарубежные компании активно наращивали присутствие в России путем экспорта продукции, создания совместных предприятий по реализации и производству ЛКМ и приобретения местных производителей ЛКМ. К осени 2008 г. в кризис строительной отрасли затянуло смежные с ним отрасли, в том числе рынок ЛКМ. Под воздействием мирового финансового кризиса внутренний объем производства сократился. Если в 2008 г. производство сократилось на 2%, то падение в 2009 г. составило 16%.

Для внутреннего производства лакокрасочных покрытий в РФ характерна цикличность с пиком в летние месяцы.

По итогам 2009 г. объем рынка ЛКМ в России составил 1154 тыс. т. Вследствие финансового кризиса произошло сокращение рынка на 2,4% по сравнению с 2008 г., доля импорта – более 20%.

Основные производители лакокрасочных материалов: ЗАО “Эмпилс”, ОАО “Русские краски”, ООО “Лакра синтез”, “Краски КВИЛ”, ОАО “Пигмент”, ЗАО “АВС ФАРБЕН”, ООО “Предприятие ВГТ”, “Тиккурила”, ЗАО “Химик”, ООО “Уралпром”. Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются “Тиккурила” (включая “Текс”, Санкт-Петербург), “Эмпилс” (Ростов-на-Дону), “Пигмент” (Санкт-Петербург) и “Лакокраска”, входящая в холдинг “Ярославские краски”.

Основными странами-поставщиками лакокрасочных материалов на территорию РФ в 2009 г. стали Германия, Щвеция и Финляндия.

Лидерами среди компаний-производителей лакокрасочных материалов, поставлявших свою продукцию на территорию РФ в 2009 г., стали компании Akzo Nobel Industrial Finishes AB, Tikkurila, Beckers Industrial Coatings AB и Basf Coatings.

На сегодняшний день более 50% экспорта российских лакокрасочных материалов направлено в Казахстан и Узбекистан. Экспорт лакокрасочных материалов за 2009 г. снизился на 5% по сравнению с предыдущим годом. Лидером среди стран-получателей российского экспорта лакокрасочных материалов в 2009 г. в натуральном выражении стал Казахстан. Среди российских компаний-произво-дителей лакокрасочных материалов, поставляющих свою продукцию на экспорт, лидером стало ЗАО “Эмпилс”.

В Россию импортируются преимущественно высокотехнологичные, прогрессивные ЛКМ, внутреннее производство которых не ведется или ведется в недостаточном объеме. В структуре экспорта преобладают органоразбавляемые краски и лаки.

В течение 2010 г. объем выпуска быстро восстановился и по итогам года составил 1010,4 тыс. т. Доля импортной продукции составила 19% от всего рынка ЛКМ России. Объем продаж лакокрасочных материалов производства ЗАО “Эмпилс” составил 62050 т. Доля рынка Tikkurila в России – 17%, доход в 2010 г. – EUR172,8 млн. (29% дохода группы компаний). У “Русских красок” в 2010 г. общий объем продаж ЛКМ в денежном выражении составил 3768 млн. руб., что превышает объем продаж предыдущего года на 15%. Производство выпустило 32274 т товарной продукции, валовой выпуск составил 40321 т. Товарной продукции в 2010 г. ОАО “Пигмент” отгружено на 2,95 млрд. руб., доля на российском рынке по лакокрасочным материалам (органоразбавляемым) – 1%. В 2010 г. Котовский ЛКЗ изготовил 12171 т лакокрасочной продукции, темп роста к 2009 г. составил 100,02%, доля продукции на рынке ЛКМ – около 1% от общего объема потребления в России.

Участники рынка в ближайшей перспективе ожидают возвращения к докризисным темпам роста рынка лакокрасочных материалов на уровне 10% в год. Однако при отсутствии инвестиций в развитие и модернизацию крупных производств рынок может столкнуться с двумя существенными проблемами: быстрым ростом доли импорта, в том числе и низкого ценового сегмента из стран Балтии и Беларуси, и увеличением числа мелких низкотехнологичных производств.

За 7 месяцев 2011 г. объемы потребления краски всех групп увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 7% и составили 778,9 тыс. т. Следует отметить, что российский рынок растет в основном за счет увеличения поставок импортной продукции. С января по июль они выросли по сравнению с сопоставимым промежутком времени 2010 г. на 8% и составили 141,6 тыс. т. Расширилось и российское производство, его объемы увеличились до 656,9 тыс. т, но прирост выпуска составил всего 2% относительно соответствующего периода 2010 г. Учитывая тенденции развития рынка в 2011 г., можно предположить, что по его итогам российский рынок ЛКМ вырастет не более чем на 5%. Эксперты считают, что в условиях жесткой конкуренции преимущество получат те компании, которые будут более гибкими и смогут приспособиться к новым условиям рынка. На фоне роста цен сырья производители ЛКМ прогнозируют снижение маржинальной прибыли.

Согласно прогнозу компании Research.Techart, рост рынка ЛКМ будет происходить низкими темпами – на 2-3% в год до 2012 г. и на 5-7% в год после 2013 г. До 2015 г. будет наблюдаться небольшой рост объемов потребления, что связано со значительной долей импорта (40-50%). К 2015 г. эксперты компании Research.Techart прогнозируют рост рынка до 1511 тыс. т, что на 30,94% больше, чем в 2009 г.

Важнейшей сферой потребления лакокрасочных материалов является промышленное и гражданское строительство, где используется до 60% всех материалов. Причем 2/3 – исключительно для бытового потребления. По отношению чистого дохода к валовой выручке работа в розничном сегменте сегодня является наиболее рентабельной.

При анализе рынка компанией “Профессиональные комплексные решения” (ПКР) были получены следующие результаты: до 2012 г. прогнозируется рост показателей собственного производства и импорта лакокрасочных материалов, а соответственно и объема рынка в 1,5 раза.

При рассмотрении лакокрасочных материалов по условиям применения отмечен непропорциональный рост: фа-садные ЛКМ: к 2012 г. прирост собственного производства составит около 150%, импорта – 50%, экспорта – чуть больше 45%. Общий стоимостной объем рынка увеличится на 46,3%; интерьерные ЛКМ: к 2012 г. производство вырастет на 9,1%, объем импортных поставок – на 50,3%, экспортных – снизится на 8,2%.

Крупнейшими регионами по производству лакокрасочной продукции останутся Центральный и Приволжский федеральные округа. На долю декоративно-строительных ЛКМ к 2012 г. будет приходится до 45% от общего стоимостного объема рынка ЛКМ. (humeur.ru/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version