Химия Украины и мира

Россия: рынок строительных материалов и конструкций, 2011 год

В 2011 г. наблюдалось оживление российского рынка строительных материалов, которое было вызвано подъемом во многих отраслях промышленности и успешной реализацией ряда проектов (в 2011 г. в стране было построено 10 новых заводов).

Быстрый рост рынка окон из ПВХ, отмечавшийся в России в последние годы, был обусловлен такими факторами, как увеличение объемов строительного производства, большая потребность существующих помещений в современных оконных конструкциях, а также повышение покупательной способности населения, вызванное ростом доходов и упрощением процедуры и условий выдачи кредитов.

В течение последних 20 лет рынок окон в России претерпел значительные изменения. В 90-е годы, на этапе выхода на рынок, окна из ПВХ были элитным товаром, а количество их производителей было ограничено. Постепенно пластиковые окна перестали быть товаром для избранных и на сегодняшний день заняли основную долю рынка современного остекления, а спрос на них растет с каждым годом. Это объясняется тем, что окна из ПВХ – наиболее дешевый вид остекления, отвечающий современным требованиям и нормам. По прогнозам экспертов, рынок пластиковых окон достигнет стадии насыщения лишь к 2025 г. В 2010 г., по оценке агентства “O.K.N.A. Marketing”, его рост составил 25%, а в 2011 г. – 15-20% (до 44 млн. кв. м). Производство профилей и подоконников из ПВХ в I полугодии 2011 г., по данным статистического ведомства РФ, возросло на 18%. Наряду с увеличением спроса на пластиковые окна отмечалось быстрое подорожание этой продукции. Так, средняя цена окна из ПВХ в июле 2011 г. возросла по сравнению с июнем того же года на 1,8% до 4,7 тыс. руб./кв. м, в августе 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем – на 4% и составила, включая услуги по доставке и монтажу, 7,6 тыс. руб./кв. м.

Профили из ПВХ, производство которых в 2010 г. достигло 700 тыс. т, широко применяются также при производстве строительных материалов, в том числе сайдинга, напольных и настенных покрытий для ванных комнат.

В 2011 г. спрос на профили из ПВХ вырос на 15%, а более половины потребностей в них были покрыты за счет импорта. В целях сокращения зависимости от импорта некоторые российские производители этой продукции планируют расширение производственных мощностей. По данным агентства “Market Report”, с января по июль 2011 г. общий объем инвестиций в оборудование для производства профилей из ПВХ составил $74 млн.

На российском рынке наблюдается тенденция к вытеснению труб из традиционных материалов, в том числе железобетонных, чугунных и медных, трубами из ПВХ. Основными сферами применения последних являются (%): водоснабжение – 36, газоснабжение – 32, канализация – 20, прокладка электрокабелей – 8,5. До 2015 г. российское пра-вительство намерено инвестировать 42 млрд. руб. в сферы водоснабжения и канализации, что должно оказать положительное влияние на развитие рынка труб. В настоящее время на долю труб из ПВХ приходится 10% спроса (в Европе – 30%), что позволяет экспертам причислить его к одному из наиболее перспективных рынков стройматериалов в России. В I полугодии 2011 г. производство труб из ПВХ, рукавов и соединителей увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 38% до 208,5 тыс. т. В 2010 г. в целом оно достигло 344 тыс. т. Рост цен в 2011 г., по оценкам, составил 5-10%.

К числу крупнейших проектов в этой сфере относится прокладка магистральных сетей канализации, которые свяжут Кудепстинские и строящиеся в Адлере новые очистные сооружения с зоной олимпийского строительства в Нижнеимеретинской низменности. Проект, включающий строительство магистральных сетей общей протяженностью более 8 км и проходимостью 40 тыс. куб. м/сут., оценивается в 1,24 млрд. руб. Общий объем инвестиций, выделенных российским правительством на сооружение и модернизацию систем коммунального обслуживания в Сочи и близлежащих деревнях (79) в 2011 г., составил 22,7 млрд. руб.

В России функционирует более 30 крупных продуцентов кабельно-проводниковой продукции, в том числе “Камский кабель” (Пермь), “ТД “Ункомтех” (Иркутск и Киров), “Москабельмет” (Москва), “Электрокабель” (Кольчугино Владимирской обл.), “Самаракабель” (Самара) и “Севкабель” (Санкт-Петербург). В 2010 г. производство кабельно-проводниковой продукции выросло на 24%. В отрасли планируется осуществление ряда проектов. Так, американская нефтяная компания “Baker Hughes” намерена инвестировать 1,5 млрд. руб. в строительство завода по производству нефтепогружного силового кабеля вТюмени. Предприятие производительностью 8 тыс. км продукции в год начнет работу в 2013 г.

Компания “Роснано” и Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии (“ВНИИМ”) планируют осуществление совместных инвестиций в производство наноструктурированных сверхпрочных проводов в 450 млн. и 570 млн. руб. соответственно. Преимущество данной продукции заключается в том, что при электрических параметрах, свойственных медным проводам, прочностные характеристики будут аналогичны изделиям из стали. Производительность завода достигнет 50 т/год, а выручка от реализации выпускаемой продукции к 2015 г. должна составить 800 млн. руб.

В июле 2011 г. компания “Холдинг “МРСК” и концерн “Siemens AG” заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на внедрение новых технологий и оборудования немецкой компании в распределительном электросетевом комплексе российского холдинга и включающее комплексные решения для подстанций всех типов и классов напряжения, развитие производства электротехнического оборудования “Siemens AG” на территории России, а также обслуживание и ремонт оборудования, уже установленного на объектах российской компании. После того, как в 2010 г. производство листового стекла в России, по данным “Росстата”, увеличилось на 13,8% до 189 млн. кв. м, в I полугодии 2011 г. оно сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 6,4% до 74,4 млн. кв. м. Несмотря на это, производители отрасли настроены оптимистично, а некоторые из них планируют реализацию ряда проектов.

Так, американская компания “Guardian Industries” в мае 2011 г. приступила к строительству завода по производству архитектурного стекла для покрытия зданий в г. Красный Сулин Ростовской области. Пуск первой из двух производственных линий мощностью 900 т/сут. запланирован на август 2012 г., второй – на апрель 2013 г. Завод стоимостью EUR700 млн. будет крупнейшим производством компании и позволит создать до 700 новых рабочих мест.

Один из ведущих в Европе производителей строительного стекла “Ashai Glass Company” начал поиск площадки для сооружения своего завода стоимостью $250 млн. В качестве его местоположения рассматриваются Томская и Омская области. Компания “Саратовстройстекло” в ближайшее время планирует строительство линии по производству полированного листового стекла, а компания “Югроспродукт” намерена расширить производственные мощности в 2,5 раза до 1 тыс. т/сут.

В 2011 г. на российском рынке было реализовано 20-25 млн. куб. м теплоизоляционных материалов.

Существенное влияние на развитие этого рынка оказывает ситуация в строительной отрасли и ужесточение требований по энергосбережению и теплозащите зданий (в соответствии с планами правительства РФ к 2020 г. энергопотребление должно быть снижено на 40%). В долгосрочной перспективе рынок теплоизоляции имеет огромный потенциал (в среднем прирост будет составлять 10% в год), что обусловлено такими факторами, как повышение цен на энергоносители, рост тарифов на услуги ЖКХ, ужесточение строительной нормативной базы, увеличение объемов жилья и тепловых сетей, требующих реконструкции, а также рост объемов строительного производства.

Крупнейшими производителями изоляционных материалов в России являются “URSA”, “Knauf Insulation”, “Мосстрой-31” и компания “Rockwool”, инвестировавшая в строительство завода по производству теплоизоляции в Елабуге, а также международная группа компаний “Saint-Gobain”, объявившая в июле 2011 г. о покупке завода “Минплита”, изготавливающего изоляционные материалы под брэндом “Linerock”. Корпорация “TechnoNIKOL”, являющаяся крупнейшим в Европе производителем гидро-, тепло- и звукоизоляции (на ее долю в Центральном регионе РФ приходится около 50% рынка), также осуществляет активную инвестиционную деятельность, направленную на строительство заводов в разных регионах страны.

Рынок напольных покрытий в последние два года развивался неоднородно. Одновременно с ростом производства паркета и ламината наблюдалось сокращение выпуска линолеума. Так, производство паркета в I квартале 2011г. увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. более чем на 30%, а в январе-июне 2011 г. оно составило 1,5 млн. кв. м. Оборот рынка ламината в 2010 г. вырос на 40% до 24 млн. кв. м.

Характеристика российского строительного рынка

  2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г.
Динамика строительного производства (%) 86,8 99,4 101,2
Стоимость строительных работ      
 Млрд. руб. 3998 4206 1727
 Млрд. $ 126,2 138,5 60,3
Количество предприятий в отрасли (тыс.) 176
Число построенных зданий 229555 212026 87134
 Жилые 217257 200528 82505
 Промышленные 1938 1802 667
Общая площадь построенных зданий (млн. куб. м) 380,5 372,1 133,2
 Жилые (млн. кв. м) 59,8 58,1 20,7
Производство стройматериалов
Напольная керамическая плитка (млн. кв. м) 63,9 70,0 25
Оконное стекло (млн. кв. м) 79,0
Кирпич (млрд. ед.) 8,5 5,0 23
Цемент (млн. т) 44,3 50,4 13
Железобетонные конструкции (млн. куб. м) 17,5 20,3 11
Настенные и потолочные стальные панели (млн. кв. м) 14,6
Трубы, рукава и соединители из ПВХ (тыс. т) 224 344 38
Стальные трубы (млн. т) 6,7 9,1 21
Линолеум (млн. кв. м) 73,3
Строительство водопроводных систем (км) 1600 1600 480
Строительство канализационных систем (км) 240 353 116

Источник: Федеральная статистическая служба. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version