Химия Украины и мира

Украина: Дмитрий Фирташ намеревается приобрести 4 завода по производству минеральных удобрений в странах Европы

Украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ намеревается приобрести еще 4 завода по производству минеральных удобрений, но не в Украине, а в других странах Европы. Такие активы понадобились ему, чтобы сократить объемы отгрузки сырого аммиака внешним конкурентам и перерабатывать его самостоятельно в продукты с более высокой добавленной стоимостью – карбамид, аммиачную селитру и другие удобрения. Д. Фирташ не уточнил, на какие именно заводы он положил глаз, но, скорее всего, речь идет о тех объектах и тех рынках, с которыми его структуры уже имели опыт сотрудничества.

В 2011 г. в Украине было произведено 5,2 млн. т аммиака, из которых около 4 млн. т переработали внутри страны, около 1,2 млн. т – отправили на экспорт, что почти на 20% больше, чем годом ранее. Самыми крупными экспортерами выступали государственный Одесский припортовый завод и горловский “Стирол”, входящий в химический холдинг Д. Фирташа. Но, по словам последнего, торговля аммиаком на внешних рынках не очень выгодна для украинских производителей. Ведь до 80% в себестоимости аммиака приходится на природный газ, а для Украины – это самая уязвимая позиция. Все страны-конкуренты в аммиачном секторе – Россия, Египет, Тринидад – имеют собственные источники дешевого газа. Но отечественных азотчиков такое сырьевое счастье обошло стороной, поэтому им всегда будет труднее найти покупателей на свой аммиак, особенно в период регулярных проседаний рынка.

Самый свежий пример – конец прошлого и начало нынешнего годов, когда из-за избытка предложения на рынке цены на аммиак резко упали – ниже $350/т, хотя еще осенью они пересекали 500-долларовый рубеж. Переломать тенденцию в марте удалось лишь после того, как химические предприятия Украины и России дружно сократили отгрузку аммиака через черноморские порты. “Я лично звонил руководителям российских предприятий и убеждал их снизить объемы выпуска, потерпеть месяц, чтобы восстановить рынок”, – рассказывал Д. Фирташ. Его усилия возымели действие. И “ТольяттиАзот”, и россошанские “Минудобрения” прикрутили аммиачный краник. Не говоря уже о “Стироле” Фирташа, временно остановившего линию по выпуску аммиака. Зато мартовский пост не был напрасным. По прогнозам компании “Инфоиндустрия”, в апреле постсоветский экспортный аммиак должен подскочить в цене до $460-470 (FOB, Южный).

Однако поддерживать рынок с помощью таких искусственных встряхиваний – довольно нервная практика. Пре-вращение рискового аммиака в карбамид и селитру (менее капризные и более рентабельные в плане сбыта продукты) гарантирует производителю жизнь поспокойнее. К достижению такой “нирваны” и стремится нынешняя стратегия компании OstChem – химического подразделения в бизнес-конгломерате Д. Фирташа. Он сам ее формулирует так: постепенно уходить от экспорта аммиака и покупать новые химкомбинаты с уже сформированными каналами сбыта. При этом отечественный рынок минудобрений продолжает оставаться приоритетом для OstChem, но здесь уже дело в основном сделано. Холдинг контролирует 4 из 6 азотных производителей страны, обеспечивает их собственным газом и активно выстраивает внутреннюю дистрибуторскую сеть. Сейчас у него обустроено 16 региональных складов для удобрений, а в 2013 г. их количество должно достигнуть 36.

Но на домашнем поле Д. Фирташ постоянно испытывает одно и то же неудобство – во время каждой посевной власти настоятельно уговаривают его подбросить аграриям чуток удобрений по льготным ценам. Не откликаться на такие просьбы крайне сложно, когда имеешь монопольное положение на рынке, которое АМК усердно не замечает. Но ведь может заметить, если OstChem окажется несговорчивой. Особенно такое вынужденное спонсорство селян напрягает Д. Фирташа в периоды, когда открываются интересные варианты за пределами Родины. Сегодня как раз один из них. Рыночная конъюнктура дразнит OstChem перспективами крупных поставок карбамида в Индию и нитрата аммония в США.

Д. Фирташ 3 года шел к своей цели – занять доминирующе положение на рынке минудобрений Украины. Он ее достиг, но не без побочных эффектов. Эта ноша уже слегка мешает мобильности химической группы, ее оперативной реакции на внешние всплески спроса. Поэтому OstChem и занялся поиском новых азотных активов за рубежом. Это вторая весомая причина. Первая – постепенное бегство от аммиака. Есть и третья. Даже Д. Фирташ не чувствует достаточной уверенности в том, что его бизнес в Украине останется неприкасаемым. Поэтому обустройство запасного химического аэродрома в Европе не кажется ему лишним. По перечисленным выше соображениям бизнесмену уже не настолько интересна приватизация Одесского припортового завода. Кого же он тогда предпочитает поглотить? Рискнем предположить, что в данный момент внимание селекционеров OstChem приковано к двум регионам – Польше и Причерноморью.

Сейчас Европа в химическом дивизионе Д. Фирташа реально представлена только двумя компаниями. Одна – это эстонский азотный комбинат Nitrofert. Другая – NF Trading, зарегистрированная в швейцарском кантоне бизнесмена Цуг, – вообще не производитель, а торговец химикалиями. Этого пока недостаточно, чтобы строить системный западный вектор азотного бизнеса. Потенциально польская химиндустрия вписывается в эту систему. Во-первых, польское правительство объявило о намерениях распродать принадлежащие государству акции в 4 крупнейших азотных предприятиях страны. По мнению главы Министерства имущества Польши Миколая Будзановского, нынешняя конъюнктура на мировом рынке химпродукции более благоприятна для успешной приватизации, чем было год или два назад. Во-вторых, Д. Фирташ несколько цепочек уже вяжет с химкомбинатами за Бугом. В частности, еще 5 лет назад основным поставщиком природного газа для азотной компании в Пулавах была венгерская фирма Emfesz, выполнявшая на то время роль газового эмиссара Фирташа на центральноевропейских рынках. К тому же польские химики регулярно, хотя и в небольших объемах, закупают аммиак у группы OstChem. Транспортное плечо здесь совсем короткое. Особенно если протягивать его от Пулав к “Ривнеазоту”, а не к более восточным химкомбинатам Д. Фирташа.

Zaklady Azotowe Pulawy – пожалуй, наиболее привлекательный объект в польской химии с точки зрения инвестора. Только в этой азотной компании правительство в Варшаве может предложить покупателю сразу контрольный пакет. Сейчас 50,67% акций ZAP находится в руках Министерства имущества Польши, еще более 10% оно контролирует опосредованно, через одну из госкомпаний. С приобретением других предприятий азотной отрасли придется повозиться. Там у государства в наличии крупные (более 30%), но не мажоритарные пакеты. То есть остальное придется довыкупать у других владельцев или на фондовом рынке.

Среди таких компаний наибольший интерес могут представлять Zaklady Azotowe Tarnow, которые в свою очередь на пару с государством контролируют еще один химкомбинат – в Кендзежин-Козле. В целом за 2011 г. в Польше было произведено 1,76 млн. т азотных удобрений. А суммарные мощности страны позволяют выходить и за 2-миллионный уровень.

В государствах Причерноморского бассейна (Болгарии, Румынии) азотная отрасль развивается слабее, нежели в Польше. Но у них есть один важный логистический плюс. Эти страны удобны в плане поставок туда на переработку товарного аммиака и дальнейшей отгрузки на традиционные для Ostchem рынки сбыта минеральных удобрений – Турцию, Индию, Пакистан. Правда, самый привлекательный актив в регионе – румынский комбинат Azomures – в конце 2011 г. выкупил зарегистрированный в Швейцарии химический холдинг Ameropa. Еще несколько румынских химзаводов средней мощности готовы вести переговоры о вхождении в состав глобальных корпораций.

Сделка по выкупу контрольного пакета акций Azomures обошлась Ameropa в $138 млн. Но польские химкомбинаты могут стоить в несколько раз дороже. Поэтому если говорить о 4 потенциальных приобретениях, то Ostchem придется заплатить не менее $1 млрд. Хотя вряд ли такая сумма Д. Фирташа пугает. 27 марта он заявил, что готов вложить в нефтехимическую отрасль до $7 млрд. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version