Выпуск новых шин на предприятиях химической промышленности за I квартал 2012 г., тыс. шт.
Продукция | Январь-март | Темп роста к январю-марту 2011 г., % | Остатки на складах на 1.04.12 г. |
Шины новые, всего | 845,5 | 91,5 | 71,9 |
в том числе: | |||
– для легковых автомобилей | 775,4 | 89,3 | 60,5 |
– для грузовых автомобилей и автобусов | 23,9 | 73,3 | 4,3 |
– для сельхозмашин | 46,1 | 199,6 | 6,0 |
– для мотоциклов | 0,0 | – | 0,0 |
– крупногабаритные шины для грузовых автомобилей | 0,1 | 20,0 | 1,1 |
Камеры, всего | 328,2 | 78,0 | 72,8 |
– в том числе для легковых автомобилей | 325,1 | 79,2 | 63,5 |
В I квартале значительно выросло только производство шин для сельхозтехники. По остальным видам шин наблюдается спад производства, несмотря на то, что в текущем году значительно нарастило выпуск шин ОАО “Днепрошина”. За I квартал “Днепрошина” произвела 64,4 тыс. шин, что в 6 раз больше, чем за аналогичный период 2011 г. Значительный рост производства шин для сельхозтехники наблюдается также за счет увеличения выпуска в “Днепрошине”до 28,2 тыс.штук, что в 12 раз превышает показатель I квартала 2011 г.
В ЧАО “Росава” в I квартале наблюдалось снижение производства по всем видам шин. Шин для легковых автомобилей было выпущено на 13,4% меньше (797,7 тыс. шт.), в производстве грузовых шин (15,4 тыс. шт.) наблюдается спад почти в 2 раза, в сегменте сельскохозяйственных шин (17,9 тыс. шт.) – на 14 %.
Чистый убыток ЧАО “Росава” в 2011 г. составил 91,743 млн. грн., сократившись по сравнению с 2010 г. на 32,172 млн. грн. В 2011 г. на предприятии реализован ряд инвестиционных проектов на более чем 33 млн. грн., из которых 30 млн. грн. вложено в производство по выпуску шин для легковых автомобилей. Численность персонала в 2011 г. уменьшилась на 225 чел., до 4079 чел. После окончания модернизации мощности “Росавы” предполагается довести до 10 млн. шин/год. В настоящее время половина продукции “Росавы” реализуется на внутреннем рынке, вторая половина отправляется на экспорт. В результате участия компании в международной выставке “Expomovil” в Испании (Барселона) на завершающей стадии находится подписание нового контракта на поставки шин в Испанию.
Во внешней торговле шинами в последние годы увеличивается отрицательное сальдо, которое еще в 2005 г. было положительным.
Динамика сальдо во внешней торговле шинами, млн. $
2005 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
+13,8 | -62,4 | -178,3 | -129,2 | -275,7 | -441,7 |
В 2011 г. отрицательное сальдо выросло по сравнению с предыдущим годом на 60,2%.Экспорт шин в стоимостном выражении из-за резкого снижения собственного производства и экспорта снизился на 4,6%, в то время как импорт вырос на 42,2%. Во внешней торговле шинами для легковых автомобилей в 2011 г. наблюдался рост как экспорта, так и импорта (с опережающими темпами импорта: 36,6% и 17,7% соответственно).
Официальный внутренний рынок шин для легковых автомобилей в 2011 г. уже превысил докризисный объем.
Баланс производства и потребления шин для легковых автомобилей
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Производство, тыс. шт. | 3958,6 | 4021,1 | 3071,5 | 3504,9 | 3428,6 |
Экспорт, тыс. шт. | 2149,2 | 2020,8 | 1296,1 | 1708,1 | 1700,0 |
Доля экспорта в производстве, % | 54,3 | 50,3 | 42,2 | 48,7 | 49,6 |
Импорт, тыс. шт. | 3145,5 | 4861,6 | 2999,9 | 4414,1 | 5219,1 |
Внутреннее потребление, тыс. шт. | 4954,9 | 6861,9 | 4775,3 | 6210,9 | 6947,7 |
Доля импорта в потреблении, % | 63,5 | 70,8 | 62,8 | 71,1 | 75,1 |
В структуре экспорта шин для легковых автомобилей основную долю занимают страны СНГ, в то время как в импорте – страны дальнего зарубежья.
На страны СНГ приходится 62,2% всего украинского экспорта легковых шин в количественном исчислении, 67,8% – в стоимостном.
В импорте шин для легковых автомобилей доля стран СНГ составила 38,2% и 36,0% соответственно.
Внешняя торговля шинами в январе-феврале 2012 г. характеризуется значительным ростом экспорта и снижением импорта, особенно в сегменте шин для легковых автомобилей. Это позволило несколько сократить отрицательное сальдо во внешней торговле (с $58 млн. в 2011 г. до $38 млн. в 2012 г.)
Внешняя торговля шинами за январь-февраль
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. в % к 2011 г. |
Экспорт, всего | |||
Тонн | 3264 | 6007 | 184 |
Штук | 281225 | 408381 | 145 |
тыс. $ | 12405,3 | 27475,1 | 221 |
$/т | 3801 | 4574 | 120 |
$/шт. | 44,1 | 67,3 | 153 |
в том числе шины для легковых автомобилей | |||
Тонн | 1698 | 2675 | 158 |
Штук | 222197 | 342626 | 154 |
тыс. $ | 6622,4 | 10545,7 | 159 |
$/т | 3900 | 3942 | 101 |
$/шт. | 29,8 | 30,8 | 103 |
Импорт, всего | |||
Тонн | 17812 | 15169 | 85 |
Штук | 1394238 | 1174841 | 84 |
тыс. $ | 70425,2 | 65483,9 | 93 |
$/т | 3954 | 4317 | 109 |
$/шт. | 50,5 | 55,7 | 110 |
в том числе шины для легковых автомобилей: | |||
Тонн | 7214 | 4046 | 56 |
Штук | 834072 | 468945 | 56 |
тыс. $ | 31571,3 | 18852,8 | 60 |
$/т | 4376 | 4660 | 106 |
$/шт. | 37,9 | 40,2 | 106 |
По прогнозам экспертов, летние шины на украинском рынке дорожают на 10-15%. Комплект шин R-15 обойдется в 2,0-2,4 тыс. грн., а R-16-17 – в 3,5-4,0 тыс. грн. В 2011 г. в стране введен утилизационный сбор для импортеров и производителей автомобильных шин. Для шины диаметром до 17 дюймов сбор будет равняться 17 грн., для шин большего диаметра – 92 грн. За вырученные средства компания “Днепрошина” должна на своем заводе наладить утилизацию шин. Дополнительный налог еще не введен, но импортеры и производители уже заложили его в розничные цены, увеличив их на 5-7%.
Выпуск прочей резинотехнической продукции на предприятиях бывшего Минпромполитики в I квартале, т
Продукция | Январь-март | Темп роста к январю-марту 2011 г., % |
Резина регенерированная | 1,6 | 80,0 |
Полуфабрикаты резиновые | 1129,6 | 121,7 |
Трубы, трубки, рукава | 122,0 | 111,6 |
Ленты конвейерные и приводные ремни | 591,0 | 97,2 |
Уплотнители | 0,0 | – |
Изделия из вулканизированной резины прочие | 33,7 | 44,7 |
Ткань прорезиненная | 0,299 | 115,0 |
Покрытия для пола | 4,0 | – |
Изделия из литьевой резины прочего назначения | 199,1 | 105,0 |
Накладки колодок | н/д | – |
(Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)