Практически все производители теплоизоляционных материалов запланировали на 2012 г. расширение своих производств. Это сделано в расчете на федеральные и частные стройки, а также рынок ЖКХ.
Компании – лидеры рынка теплоизоляционных материалов расширяют производства. Они прогнозируют, что в ближайшее время спрос на тепло- и звукоизоляционные материалы вырастет в связи с органическим ростом строительной отрасли. Кроме того, эта продукция востребована крупными стройками, связанными с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи и чемпионату мира по футболу-2018, одной из арен которого станет новый стадион на Крестовском острове. Только за счет крупных федеральных объектов рынок может вырасти на 3-5%.
Все большую популярность тепло- и шумоизоляция приобретает и в частном коттеджном строительстве. Дополнительный стимул развития отрасли – ужесточение контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении и увеличении энергоэффективности, что повышает спрос на продукцию в сфере ЖКХ.
По оценкам участников, в 2011 г. объем российского рынка теплоизоляционных материалов составил 26,5 млн. куб. м, что составляет более 80 млрд. руб. в денежном выражении. Порядка 80% продукции потребляется строительным комплексом, еще около 12-15% приходится на ЖКХ. По данным исследования DISCOVERY Research Group, 4% мирового потребления всех видов теплоизоляционных материалов приходится на Россию. На долю материалов на основе минеральной ваты приходится половина продукции. Здесь лидерами являются “ТЕХНОНиколь” с долей 30% и Rockwool с долей 19%.
На рынке присутствует более полусотни российских и полтора десятка иностранных производителей теплоизоляционных материалов из минеральной и стекловаты, вспененного и экструдированного пенополистирола.
“По сравнению с 2010 г. рынок теплоизоляции в 2011 г. вырос на 20%. Согласно прогнозам, в 2012 г. его объем увеличится на 7-10%, если не произойдет никаких непредвиденных ситуаций в экономике”, – поясняет Олег Макаров, коммерческий директор компании “Сен-Гобен Изовер”. Рекордный рост рынка в последние годы специалисты объясняют тем, что в 2010-2011 гг. активно достраивались объекты, начатые до кризиса. Снижение темпов роста директор по маркетингу и продажам Knauf Insulation Роман Обрящиков объясняет тем, что “часть потребителей стали более сдержанны в расходах в ожидании второй волны кризиса, меньше инвестируется в жилье, кроме того, только-только начали размораживаться объекты, которые были остановлены перед выборами”.
Эксперты прогнозируют, что достигнутые в 2012 г. темпы роста рынка сохранятся в среднесрочной перспективе. Поэтому практически все ведущие поставщики заявляют об увеличении объемов производств. Датская компания Rockwool пустила на заводе в Выборге новую линию по производству теплоизоляционных материалов. Мощности завода Rockwool позволяют изготавливать 2 млн. т продукции в год. Стоимость проекта составила 8,5 млн. евро. Со временем руководство компании пообещало занять половину российского рынка теплоизоляции. Глава Rocкwool Russia Group Ник Винс сообщил, что продажи в России растут быстрее, чем в других странах, а местный рынок для компании – третий по значению и величине. Не отстают и конкуренты. В 2011 г. компания KNAUF Insulation приобрела завод в Тюмени и проводит там комплексную модернизацию, чтобы внедрить инновационную технологию производства утеплителей без фенолформальдегидных смол. Мощности производства будут значительно увеличены. Общие инвестиции в проект составят не менее 3 млрд. руб. Компания “Пеноплекс” тоже пустила новые проекты по наращиванию производственных мощностей: подходит к завершению монтаж оборудования на новой производственной площадке в Иркутской области и готовится к открытию седьмой завод компании в Хабаровске. Общая производственная мощность площадок составит порядка 100 тыс. куб. м/год. Объем инвестиций – около 3 млн. евро.
Теплоизоляционные материалы традиционно используются в гражданском и промышленном строительстве для утепления внутренних помещений и внешних стен, также они необходимы для уменьшения энергозатрат и теплосбережения при монтаже теплотрасс и трубопроводов. В Петербурге, по оценкам исполнительного директора СТД “Петрович” Виктора Адамова, объем потребления теплоизоляционной продукции составляет около 300 тыс. куб. м ежемесячно (общей стоимостью 1 млрд. руб.), сюда входят как частные, так и оптовые закупки материалов. Рынок стабильно растет на 5% в год, говорит он. (dp.ru/Химия Украины, СНГ, мира)