Общее восстановление экономики, впечатляющий рост продаж автомобилей и реализация отложенного спроса позволили российскому рынку шин превысить докризисные показатели. По итогам 2011 г. его емкость составила 55,5 млн. шт., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 30%. Существенным фактором, характеризующим восстановление докризисных параметров рынка, является опережающий рост импорта. Ожидающееся вступление России в ВТО способно усилить эту тенденцию, что в будущем приведет к существенному изменению структуры рынка. Таковы данные исследования компании “СИБУР- русские шины”.
Для российского рынка шин 2011 г. стал последней ступенью по выходу из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Прирост по отношению к 2010 г. составил 30%, по отношению к 2008 г. – более 9%. На положительную динамику рынка оказала влияние совокупность таких факторов, как рост парка техники (также за счет роста сборки техники в РФ), восстановление покупательской способности, рост грузоперевозок, развитие деятельности агропромышленных холдингов в РФ, рост дорожно-стро-ительных работ.
Суммарный объем российского рынка автомобильных шин всех видов составил в 2011 г. 55,5 млн. шт. (прирост по отношению к 2010 г. составил +30%), в денежном выражении – 213,6 млрд. руб. (+37%). Объем внутреннего производства автомобильных шин всех видов в Российской Федерации составил 40,9 млн. шт. По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года прирост составил 12% (2010 г. – 36,5 млн. штук).
За истекший год в Россию было импортировано 26 млн. шин (прирост 49%). Объем экспорта шин из Российской Федерации составил 11,5 млн. штук, что на 2% превысило аналогичный показатель предыдущего года. Замедление темпов роста экспортных поставок объясняет растущие потребности внутреннего рынка, что требует фокусировать усилия российских производителей на внутреннем рынке.
Драйверы рынка автомобильных шин в 2009-2011 гг., тыс. шт.
Драйвер рынка | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Парк легковых автомобилей | 32739 | 34041 | 35654 |
Объемы сборки легковых авто | 2324 | 2595 | 2942 |
Парк грузовых автомобилей | 3440,7 | 3429,4 | 3464,1 |
Следует отметить факт опережающего роста экспорта и импорта в стоимостном выражении по отношению к штучному, что обусловлено как ростом качества выпускаемой продукции российских производителей, так и ростом покупательской способности потребителей.
Со стороны внутренних производителей на российский рынок шин было поставлено в 2011 г. 29,4 млн. штук автомобильных шин всех видов. На долю импортной продукции пришлось 26,1 млн. шин.
По итогам 2011 г. на российском рынке шин количественно выросли все ценовые сегменты. При этом обращает на себя внимание опережающий рост сегмента А преимущественно за счет группы легковых шин. Прирост этого сегмента составил 51% в натуральном выражении и 64% в стоимостном выражении. Эта тенденция привела к соответствующим изменениям в рыночной структуре: доля сегмента А на российском рынке выросла с 26% в 2010 г. до 31% в 2011 г. в штучном выражении и с 37% до 42% в стоимостном выражении за тот же период.
Среди основных товарных групп шинного рынка наиболее быстрыми темпами роста отличались шины для легкового и легкогрузового транспорта. Так, по результатам 2011 г. сегмент легковых шин показал 33% количественный прирост, и 48% рост в стоимостном выражении. Сегмент легкогрузовых вырос за истекший год на 24% в количественном и на 50% в денежном выражениях.
В составе сегмента грузовых шин следует отдельно упомянуть сегмент ЦМК-шин (цельнометаллокордные шины – современные шины для грузового транспорта), за счет которого происходит прирост данной группы шин в целом. В 2011 г. продажи ЦМК-шин удвоились по сравнению с 2008 г. и составили 3 млн. (прирост по отношению к 2010 г. составил +37%).
Структура основных игроков рынка шин качественных изменений в рассматриваемом периоде не претерпела. Как и ранее на рынке присутствует выраженная тройка лидеров: “СИБУР-Русские шины”, «Нижнекамскшина» и «Амтел». На долю ТОП-3 приходится 42% от всего количества проданных шин в России за истекший период (в 2010 г. – 49%). По итогам 2011 г. компания “СИБУР-Русские шины” стала лидером рынка (в денежном выражении) за счет развития в продуктовом портфеле востребованной брэндированной продукции.
В структуре производства шин в России также выделяются «Амтел» и Nokian, продемонстрировавшие опережающие темпы роста объемов производства. В случае с Амтел восстановление показателей компании было обеспечено всесторонней поддержкой со стороны “СИБУР-Русские шины”, управленческая команда которой взяла на себя вопросы восстановления нормальной работы, обеспечения ресурсами и налаживания сбыта продукции предприятий «Амтел». в июне 2010 г. основным кредитором обанкротившейся группы «Амтел» стал нефтехимический холдинг «СИБУР». С помощью дочернего холдинга “СИБУР – Русские шины” в начале 2011 г. на Воронежском и Кировском шинных заводах (входивших в «Амтел») была возобновлена стабильная работа. К началу II квартала 2012 г. оба завода были переданы СП итальянской Pirelli & C. Spa и госкорпорации “Ростехнологии”. Быстрый рост Nokian происходит за счет активной загрузки компанией экспортного канала продаж (более 60% произведенной продукции ориентированы на экспорт). Итоги 2011 г. показали, что российский рынок шин не только вышел на докризисный уровень, но и определенно вырос в ногу с общим ростом экономики страны.
В ближайшие годы на развитие российского рынка шин окажут влияние следующие факторы:
– развитие как локализованных сборочных производств техники (Renault, Ford, Volkswagen, Volvo, Scania, Mercedes-Benz, John Deere и прочие), так и шинных производств (Nokian, Continental, Pirelli, Yokohama);
– развитие программ утилизации техники (грузовой, cельскохозяйственной), что повлечет ускоренное обновление парка техники;
– развитие агропромышленных холдингов в РФ определяет интенсивный рост АПК.
Вступление России в ВТО повлечет за собой изменение структуры рынка в разрезе как игроков рынка (рост доли импортной продукции), так и изменение структуры потребляемой продукции (типоразмеров). Результатом воздействия последнего фактора может стать ослабление защиты внутреннего рынка и усиление конкуренции со стороны иностранных производителей шин, импортирующих свою продукцию. Увеличение притока на российский рынок шин, произведенных за рубежом (в первую очередь в Китае и Восточной Европе), грозит российским производителям потерей значительной доли рынка. При этом преимущества вступления России в ВТО для шинной отрасли ограничены в силу ее ориентированности на внутренний рынок – три четверти шин, произведенных российскими заводами, продаются внутри страны. В отсутствии дополнительных мер поддержки со стороны государства российская шинная отрасль столкнется с недофинансированием наиболее чувствительных направлений – НИОКР и модернизации. (INFOLine/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)