Химия Украины и мира

Россия: международная конференция «Поликарбонат 2012»

В отеле Ritz-Carlton (Москва) состоялась международная конференция Creon “Поликарбонат 2012”. Российский рынок поликарбоната, несмотря на прогнозы скептиков, продолжает расти и это воодушевляет всех участников рынка. Компания Creon ежегодно проводит конференции, которые посвящены этому материалу, собирает на одной площадке всех ключевых игроков, “проверяет пульс” рынка и делает все возможное для его количественного роста и качественного развития. Об этом в приветственном слове напомнил генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов.

С обзорным докладом о состоянии российского рынка поликарбоната выступил старший аналитик ИАЦ “Кортес” Александр Шкурин. Объемы потребления материала в стране за год выросли более, чем на треть и достигли 92 тыс. т. Хотя мощности единственного российского производителя поликарбоната “Казаньоргсинтеза” загружены почти полностью (комбинат выпустил 58 тыс. т из 65 возможных), а объемы экспорта снизились более чем вдвое, российский рынок остается дефицитным. В 2011 г. в страну было ввезено 47 тыс. т поликарбоната, в основном из Западной Европы (Испания, Бельгия, Нидерланды, Германия), Кореи и Таиланда. Увеличение объемов импортных поставок происходит за счет роста закупок материала в Европе, где среди компаний-импортеров ведущие позиции занимают SABIC и Bayer. В марочной структуре импорта поликарбоната за последние 4 года резко выросла доля марок строительного назначения (для выпуска ПК-листов), а доля оптических марок (для выпуска компакт-дисков и др.) снизилась. Сейчас около 40% ввозимого поликарбоната предназначается для переработки в строительные материалы, треть идет на нужды машиностроения. Пять из каждых шести тонн ввозимого в страну поликарбоната попадают на рынок двух столичных регионов, прямые закупки материала региональными компаниями невелики. Общее число участников рынка, по крайней мере официально, сокращается. Если в 2007 г. в отрасли работало 117 компаний, то к 2011 г. – 81.

Внешняя торговля поликарбонатными листами имеет, согласно официальной статистике, сравнительно небольшие масштабы. Импорт ПК-листов в Россию сокращается, за 4 года он сократился вдвое и составил немногим более 1 тыс. т. Крупнейшим поставщиком поликарбонатных листов в страну остается Китай. Объемы вывоза аналогичной продукции из России динамично растут, однако в 2011 г. составили 231 т, основным покупателем российских листов является Украина. Цены на материал внутри страны за последние 2 года выросли в 1,5 раза. В результате российский поликарбонат продается примерно по такой же цене, как европейский, и значительно дороже азиатских аналогов. На ценообразование влияют ставки импортных пошлин, которые сейчас составляют 5%, однако с середины 2012 г. вырастут до 10%. К 2015 г. они должны снизиться до 4%, что значительно облегчит ввоз в Россию зарубежного гранулята.

В связи с дефицитом материала на российском рынке холдинг “Объединенная нефтехимическая компания” планирует начать выпуск поликарбоната в Уфе, используя для этого собственные ресурсы бисфенола А. Мощность нового производства может составить 60 тыс. т, а пущено оно будет в 2016-2017 гг. Сейчас компания оценивает целесообразность инвестиций в этот продукт, определяет сроки его реализации и стратегию выхода на рынок. Об этом рассказал начальник управления стратегического маркетинга “Объединенной нефтехимической компании” Александр Вайсберг.

Участники конференции разошлись в оценках дальнейших перспектив рынка и стратегических направлениях его развития. По мнению Александра Шкурина, российский рынок остро нуждается в появлении второго производителя поликарбоната, укрупнении переработчиков и их более тесной интеграции с производителями гранулята. В то же время, согласно его прогнозам, рынок уже близок к насыщению и вырастет в 2012 г. не более чем на 9-10%. Однако увеличение российского предложения материала может в дальнейшем подстегнуть рост его потребления в стране. Генеральный директор ГК “Кронос” Андрей Лапин возразил, что у российских производителей мало шансов в борьбе с глобальными поставщиками. SABIC и Bayer, каждая из которых располагает мощностями более чем в 1 млн. т поликарбоната, активно присутствуют на рынке, а после снижения пошлин в 2015 г. начнут активную экспансию. Главный технолог завода поликарбонатов “Казаньоргсинтеза” Айдар Валитов отметил, что для поддержания загрузки мощностей предприятие в низкий сезон сейчас вынуждено экспортировать часть продукции в Китай. При этом конкуренция среди поставщиков в Поднебесной очень высока, а цены значительно ниже, чем в России.

Российскому рынку листов сотового поликарбоната был посвящен доклад Андрея Лапина. Согласно приведенным им оценкам, в 2011 г. объем этого рынка в натуральном выражении составляет 65 тыс. т, а объемы производства оцениваются в 79 тыс. т. Выпуск листов сотового поликарбоната формирует основной объем рынка этого полимера в России, однако его развитие зависит преимущественно не от объемов строительства, поскольку ПК-листы до сих пор используются для этих нужд весьма ограниченно, а от спроса владельцев теплиц (75% рынка). Среди 26 российских производителей лишь 9 имеют более одной производственной линии и только 6 выпускают более 5 тыс. т листов ежегодно. Средняя загрузка мощностей производителей составляет около 80%, однако подвержена сильной сезонности из-за специфики тепличного рынка. Сейчас, согласно оценкам Лапина, российский рынок приближается к стадии зрелости, темпы его роста замедляются, растет спрос на более качественные листы. Потенциал снижения цены на поликарбонат в России составляет, по оценке докладчика, около 20 руб./кг. В среднесрочной перспективе конкуренция между производителями обострится и, как заметил Лапин, рынок покинут “либо пугливые, либо жадные” игроки.

Исполнительный директор фирмы “КМС-М” Мария Трофимова возразила, что о замедлении роста рынка и насыщении спроса игроки отрасли говорят из года в год, однако пессимистические прогнозы не сбываются. Для уверенной конкуренции на рынке успешная компания нуждается в таком балансе себестоимости и качества продукции, который бы соответствовал ожиданиям потребителей. Директор по развитию компании “Карбогласс” Антон Дебабов призвал производителей ПК-листов активнее работать с потребителями, придерживаться единых стандартов качества продукции и реалистично оценивать собственные возможности. Российские же производители гранулята должны не оставлять рынок на произвол судьбы, поскольку рискуют его потерять.

Представитель компании “МеталлопластСервис” Владимир Мелкумов напомнил о становлении российской индустрии производства и переработки поликарбоната. Первое российское производство материала, который был получен Bayer и GE Plastics в 1954 г., было организовано в 1965 г. в Дзержинске на заводе “Заря” и имело мощность 3,5 тыс. т. Опытное производство выпускало желтый материал с нестабильными свойствами, однако его выпуск продолжался до 2003 г. Первое экструзионное производство поликарбонатных листов появилось в тепличном хозяйстве около Уфы и обслуживало нужды этого предприятия. Первое крупное производство поликарбонатного профиля было создано в 2001 г. в Московской области (“Пластик-Альянс”), а спустя несколько лет началось по всей стране. Новый импульс рынку поликарбоната дало массовое распространение в России CD и DVD дисков, однако сейчас их рынок сокращается. Большинство ныне действующих предприятий было созданы в 2004-2006 гг. Поликарбонат в те годы ввозился из-за рубежа без таможенного оформления, рынок был полутеневым. Рентабельность выпуска поликарбонатных листов составляла 150%, а поликарбонатный профиль приносил переработчикам 500% рентабельности. Однако эти времена безвозвратно ушли и сейчас участникам рынка следует адаптироваться к новым реалиям. После кризиса 2008-2009 гг. в России возрождается интерес к частным теплицам, в том числе на приусадебных участках. В то же время спрос на литьевой поликарбонат в автопроме сокращается, это вынуждает европейских производителей искать новые рынки сбыта материала в условиях жесткой конкуренции с SABIC, которая предлагает более выгодные цены. Как и Дебабов, докладчик призвал производителей поликарбоната более активно поддерживать переработчиков.

О достижениях российских компаний в деле стандартизации и контроля качества продукции рассказал Антон Дебабов. Совместными усилиями переработчиков созданы стандарты качества листов и появилось понятие “стандартная поликарбонатная панель”, которое далее может быть трансформировано в ГОСТ. Каждая панель должна иметь маркировку с указанием даты и места производства, толщины, веса и наличия УФ-защиты. При этом наличие или отсутствие УФ-защиты должны быть заметны для потребителя без использования специального оборудования. Готовятся изменения в СНИПы “Кровли”, “Светопрозрачные конструкции” и “Полимерные конструкции”. Однако в области регулирования отрасли появляются неожиданные проблемы. Участники мероприятия с интересом обсудили недавнее получение неким гражданином патента на разборный поликарбонатный профиль, который присутствует на рынке России и других стран уже более полутора десятилетий.

О перспективах использования в современном строительстве поликарбоната и других полимерных материалов рассказал председатель правления НП “Совет по “зеленому” строительству” Александр Ремизов.

Повышение качества продукции и честное информирование потребителей о ее свойствах, по общему мнению участников конференции, сейчас являются насущными задачами всех игроков отрасли. Главный специалист по полимерным материалам фирмы “Гельветика-Трейдинг” Александр Гальченко рассказал о результатах испытания горючести поликарбоната. По его словам, большинство производителей изделий из поликарбоната присваивает ему высокие категории негорючести (Г2 и даже Г1), хотя в реальности эти характеристики относятся только к листам сотового поликарбоната. Карбонат же монолитный без антипиренов горит весьма хорошо (категория Г4), однако добавка антипиренов ухудшает как оптические свойства, так и способность материала к переработке. Примитивным антипиреном является стекловолокно. Армированный им поликарбонат практически не горит, прочен, но совершенно не прозрачен, а прозрачность является наиболее ценным свойством этого полимерного материала.

Об УФ-стабилизации поликарбонатных листов рассказал менеджер по продажам полимерных добавок BASF Кирилл Кузьменков. Химическое и механическое разрушение поликарбоната под действием УФ-излучения – естественный процесс, однако с применением специальных добавок его можно существенно замедлить. При этом деградация оптических свойств материала протекает значительно медленнее, чем его механическое разрушение, и к моменту, когда лист поликарбоната начинает заметно желтеть, он теряет до 30% прочности. Для испытаний стабилизаторов используется искусственное старение материала в камерах с ксеноновыми лампами, европейский стандарт требует минимального срока службы ПК-листов в 10 лет. Защитный слой обычно наносится методом соэкструзии, а срок службы листа определяется толщиной этого слоя. Для спортивных объектов, где замена листов затруднена, используются специально защищенные листы, срок службы которых может достигать 25-30 лет. Изготовить “вечный” поликарбонат невозможно, поскольку желтый цвет для него является естественным, а защитить материал от внешних воздействий крайне сложно.

Директор департамента пластиков Creon Анна Даутова с оптимизмом смотрит в будущее. Рынок обратил внимание на те проблемы, которые Creon призывал решать годом ранее, начинает двигаться в сторону качественного развития и большей прозрачности. Даже производители, которые делали ставку на массовый выпуск бюджетного продукта, сейчас начинают закупать дорогие линии для производства поликарбонатных изделий более высокого уровня. Интерес вертикально интегрированного нефтехимического холдинга ОНК, а ранее “Башнефти” к созданию нового производства поликарбоната, у которого будут весьма неплохие перспективы при правильном выборе технологии, понятен. Это также говорит о том, что полноценная жизнь индустрии поликарбоната в России только начинается. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version