В отеле Ritz-Carlton (Москва) состоялась международная конференция Creon “Полимерные Трубы и Фитинги 2012”.
Российский рынок труб растет и имеет хорошие перспективы для развития. Однако рост остается экстенсивным, в таком виде он может продолжаться лишь до определенного момента. Поэтому необходимо искать новые ниши спроса, развивать выпуск другой продукции помимо гладких полиэтиленовых труб. Фитинги в России становятся все более востребованными, их рынок развивается опережающими темпами. Компания Creon решила обсудить также и эту тему. Об этом в приветственном слове напомнил генеральный директор Creon Санджар Тургунов.
Инженер издательского дома “KWD” Йутты Хикс представила обзор состояния рынка труб и фитингов для отопления и водоснабжения в Европе. Европейский рынок логично разделить на три части: трубы для поверхностного нагрева или охлаждения, трубы и фитинги для батарей отопления, трубы для обеспечения горячего и холодного водоснабжения. Причина такого деления – разная температура воды, которую могут выдерживать трубы. Если для поверхностного обогрева температура редко превышает 60 градусов, то для труб радиаторного отопления и горячего водоснабжения рабочая температура составляет 90 градусов, а на короткие промежутки времени – до 110. Для разных целей используются трубы из различных материалов: металлические трубы (в основном медные), полимерные трубы (наиболее популярными материалами являются сшитый полиэтилен и полиэтилен с повышенной температурной устойчивостью), а также многослойные трубы с алюминиевым сердечником. Для поверхностного нагрева в основном используются трубы из сшитого полиэтилена (48%) и полиэтилена с высокой температурной устойчивостью (30%). Половина труб, используемых для систем отопления, сделана из меди, а четверть приходится на многослойные трубы. Что касается систем горячего и холодного водоснабжения, то медные и многослойные трубы занимают по 30% рынка. Основным материалов для производства труб в Европе остается медь – в 2011 г. было произведено около 470 млн. м продукции из данного материала. На втором месте оказались стремительно набирающие популярность многослойные трубы – около 390 млн. м. В 2011 г. было выпущено 285 млн. м труб из сшитого полиэтилена, 130 млн. м – из полиэтилена с высокой температурной устойчивостью. Это обусловлено тем, что полимерные трубы в основном используются для поверхностного обогрева, они не совсем подходят для систем отопления и горячего водоснабжения из-за высокой температуры воды.
Крупнейшим потребителем труб в Европе является Германия, чей рынок в 2011 г. составил около 320 млн. м. На втором месте Италия – 190 млн. м. Великобритания занимает третье место, но является основным потребителем медных труб. Швейцария – единственная европейская страна, где многослойные трубы являются основными. Хикс дает этому объяснение: в Германии популярны “теплые полы”, около 90% новых домов оборудованы системой напольного обогрева. В результате около 40% потребляемой продукции используется в системах поверхностного обогрева. Великобритания остается верна традициям. Вдобавок из-за плохой теплоизоляции домов системы напольного обогрева недостаточно эффективны, поэтому для обогрева зданий используются системы отопления. В Швейцарии ценятся точность и инновации. Поэтому многослойные трубы используются в этой стране не только для систем отопления и водоснабжения, но также для систем поверхностного нагрева. На рынке фитингов, несмотря на развитие технологии фитингов с надвигающейся гильзой и на наилучшие показатели такого типа соединения, наиболее популярными на рынке остаются фитинги, сделанные по технологии запрессовки. В Восточной Европе остается популярной сварка труб, которая в других странах считается ненадежной.
Обзор рынка полиэтиленовых труб в России, Украине, Беларуси и Казахстане сделал начальник управления закупок и логистики группы “Полипластик” Кирилл Трусов. Прошлый год сложился по-разному для названных стран. Россия вернулась на докризисный уровень потребления “снизу”, а Беларусь в силу финансового кризиса – “сверху”. Украина продемонстрировала рост потребления, однако докризисные объемы еще не достигнуты. В Казахстане, который не переживал снижения потребления, темпы роста спроса вернулись на докризисный уровень. Всего в 2011 г. в России реализовано 275 тыс. т ПЭ труб, в Казахстане – 55 тыс. т, в Украине – 35 тыс. т, в Беларуси – 20 тыс. т. В структуре потребления 70% приходится на водоснабжение, доля газовых труб составляет 23% и сокращается. Одновременно увеличивается доля труб, применяемых в канализации, прокладке коммуникационных кабелей и новых секторах потребления. Директор московского представительства “Газпромтрубинвест” Сергей Бершицкий объяснил сокращение доли газоснабжения в применении полимерных труб неплатежами в отрасли. После улучшения финансовой ситуации и продолжения газификации рынок получит новый импульс к росту.
2011 г. стал годом относительного спокойствия на рынке ПЭ высокой плотности. Колебания цен на азиатском рынке составили $100-120. Европейский рынок был менее предсказуем и декларировал завышенные цены. Однако они были компенсированы разовыми распродажами по низким ценам. Таким образом, 2011 г. с точки зрения сырьевой обеспеченности был не самым плохим, однако авария на “Ставролене” несколько ухудшила ситуацию в конце года. С начала 2012 г. цены на полиэтилен резко пошли вверх вначале в Европе, а затем и в Азии, однако сейчас достигли “потолка”. Несмотря на пуск новых предприятий, в России до 2016 г. будет сохраняться дефицит полиэтилена трубных марок, что будет вести к стабильному росту импорта.
Еще одной проблемой рынка полиэтиленовых труб, по словам Трусова, является производство напорных труб из не предназначенных для этого марок. Их доля на рынке будет расти в 2012 г. из-за дефицита и высоких цен на сырье. Докладчик предложил ввести систему ранжирования производителей труб из ПЭ для санации рынка от не сертифицированной продукции. При присвоении категории производитель должен подписать декларацию, обязывающую не использовать не сертифицированное сырье.
Рынок полиэтиленовых труб имеет хорошие перспективы роста. На данный момент потребление полиэтиленовых труб на душу населения в Китае более чем в 1,7 раза, а в Европе в 3,5 раза больше, чем в России. К тому же сейчас две трети рынка все еще приходится на металлические трубы. По мнению Мирона Гориловского, президента группы “Полипластик”, замещение металлических труб на полимерные будет происходить с темпом 1% в год, однако решающей остается позиция государства. В прошлом году группа “Полипластик” прогнозировала рост рынка на 18%, однако он составил 23%. В этом году прогноз составляет 12-14%, а группа планирует рост на уровне рынка или на пару процентов ниже. Уменьшение темпов роста по сравнению с предыдущим годом обусловлено взрывным ростом цен на сырье. В январе трубы продавались по той же цене, по которой сейчас производители закупают сырье. Игроки рынка ожидают стабилизацию цен в мае.
Мирон Гориловский рассказал о стремлении холдинга к росту капитализации и выходу на IPO в 2014 г., призвал небольших игроков рынка присоединиться к группе “Полипластик” и получить акции согласно их доле в прибыли компании. Группа ведет переговоры с тремя заводами и с одним из них заключила соглашение – это Омский завод трубной изоляции. Однако, как отметили участники конференции, малые (до 5 тыс. т/год) и средние (от 5 до 20 тыс. т/год) производители полиэтиленовых труб развиваются и имеют неплохие перспективы для роста. Малые производители занимали 19% рынка ПЭ труб в 2011 г. по сравнению с 16% в 2010 г. Доля средних производителей увеличилась с 14% до 17%.
Генеральный директор “ФТК Ростр” Тарас Карабута сказал, что 2011 г. сложился для компании удачно. В этом году компания планирует добиться роста производства на 40% до 18-20 тыс. т. Судя по началу года, планы компании подтверждаются. Карабута предложил осмотрительней относиться к ценам на продукцию. В 2011 г. после резкого падения цен на сырье последовало понижение цен на трубную продукцию. И многие небольшие компании в этот период работали в убыток, так как сырье покупалось еще по высокой цене.
Главный инженер завода по производству и переработке ПЭНД комбината “Казаньоргсинтез” Борис Бобров рассказал об опыте компании по производству и переработке полиэтилена низкого давления. С 2009 г. завод поддерживает производство на уровне 360 тыс. т полиэтилена в год, из которых 35% в 2011 г. пришлось на трубные марки (около 127 тыс. т). Однако долю продукции завода, из которой в принципе возможно изготовить полимерные трубы, Бобров оценил в 60%. Мощности завода позволяют увеличить производство до 420 тыс. т, однако этого не происходит из-за недостатка этана и этилена. Что касается производства полиэтиленовых труб, то в 2011 г. “Казаньоргсинтез” произвел 27 тыс. т труб из полиэтилена. С этого года предприятие будет производить трубы только из ПЭ-100, однако сохранит производство ПЭ-80 в качестве сырья для других производителей. Тенденция отказа от ПЭ-80 заметна и в Европе, и в России, потому что модуль упругости у ПЭ-100 выше. Как сказал докладчик, производство труб может снизиться в ближайшие годы до 20 тыс. т/год.
Технический специалист по направлению “Пластики” компании Dow Europe Антон Василенко рассказал о нормах и стандартах полиэтиленовых труб, а также методах их испытания. В зависимости от температуры и срока службы трубы увеличивается температура и срок испытания. Так как температура для полиэтиленовой трубы не может быть выше 110 градусов, то за счет коэффициента срок испытания увеличивается в зависимости от температуры эксплуатации трубы. Однако не все участники согласились с приведенными цифрами и стандартами, доклад вызвал бурную дискуссию, которая касалась достоверности результатов испытаний и в целом допустимости применения труб для внутренних помещений для наружного межквартального водоснабжения. Специалисты указывали на то, что необходимо учитывать не стойкость труб к температурам, а температурное старение трубы, поскольку именно оно определяет срок ее службы.
О производстве гибких армированных теплоизоляционных труб в России рассказал генеральный директор компании “Полимертепло” Александр Шмелев. Общий принцип производства предполагает соответствие определенной марки трубы каждому тепловому режиму, которых в России достаточно много. В этом году компания преодолела отметку в 6 тыс. км проложенных труб. В России любая авария теплосети становится событием, трудно доказать, что она произошла не по вине поставщиков трубы. Именно поэтому компания монтирует свои трубы сама и осуществляет их ремонт. Для снижения аварийности для каждой трубы разработан собственный фитинг. Выпуск труб с рабочей температурой до 115 градусов начался в 2011 г., а с 2013 г. компания планирует наладить выпуск трубы с рабочей температурой до 135 градусов для сибирских регионов. Активно развивается в России и рынок труб из ПВХ и полипропилена. В частности, трубы из хлорированного ПВХ являются уникальным продуктом, который пользуется спросом и в европейских странах. Основными секторами их применения являются внутридомовые и промышленные трубопроводы, рынок в России растет на 75% в год. Об этом рассказал Андрей Бондаренко, генеральный директор фирмы “Аделант”, которая в 2011 г. произвела 170 тыс. т этой продукции. В 2012 г. после пуска 3 из 5 линий недавно приобретенной компании “Полимеры XXI века” фирма планирует выпустить 3,5 тыс. т ПВХ труб. Олег Козлов, технический директор компании “Альтерпласт”, которая является поставщиком полипропиленовых труб, призвал участников рынка и поставщиков сырья активнее работать над новым ГОСТом, чтобы уменьшить использование суррогатных материалов.
Рынок фитингов в целом развивается динамичнее трубного. В 2011 г., по словам коммерческого директора компании Glynwed Russia Клима Кана, рост составил 30%. Такая динамика связана с улучшением технологии и качества монтажных систем. В 2012 г. также планируется опережение рынка фитингов относительно рынка труб. Будет ли создано производство фитингов в России? В мире такое производство является автоматизированным, что требует больших тиражей. Что же касается литых фитингов, то, по словам Мирона Гориловского, группа “Полипластик” начнет производство такой продукции, если на нее будет спрос. Также в этом году планируется освоить выпуск компрессионных фитингов. Фитинги занимают около 11% в обороте трубной продукции. Если же говорить о внутридомовых сетях, то там доля фитингов в стоимости сетей может достигать 30-35%, однако этот сегмент спроса в России пока развит слабо.
Ведущий научный сотрудник “НИИ Мосстрой” Алексей Отставнов призвал игроков рынка предпринимать больше усилий для развития отрасли. Докладчик также коснулся темы откатов и выразил уверенность, что со вступлением в ВТО возможности такого продвижения продукции исчезнут. По заявлениям политиков, 70% трубопроводов изношено, Отставнов отметил, что их замена даст игрокам рынка колоссальный импульс к дальнейшему росту. Председатель правления “Совета по “зеленому строительству” Александр Ремизов рассказал о разработке “зеленой” системы сертификации, необходимости изменить законодательство и нормативную базу государства. Если во главе угла американской системы стоит энергоэффективность, то для российской системы на передний план выходит комфорт человека. Докладчик заявил, что внутренние трубопроводы являются важной частью проектов по “зеленому” строительству, и у полимерных труб большой шанс закрепиться в этих проектах. Владимир Бухин, главный редактор журнала “Полимерные трубопроводы и экология”, рассказал об истории российский индустрии полимерных труб. По его оценкам, Россия отстала по технологиям от мирового уровня примерно на 40 лет, не в последнюю очередь это связано с малым объемом рынка. Потребление трубных марок полиэтилена составляет всего 7-10% от общего объема и производителям малоинтересно развивать это направление. Например, сшитый полиэтилен в современных масштабах в России не производится и производиться не будет.
Глава компании Creon Фарес Кильзие отметил, что укрепление позиций средних компаний стало результатом работы всех участников рынка и хорошей тенденцией в отрасли, где традиционно доминируют очень крупные игроки. Небольшие предприятия играют исключительно важную роль в качественном развитии отдаленных региональных рынков полимерных труб. Не исключено, что намеченные госпрограммы по развитию Сибири и Дальнего Востока могут привести к появлению новых крупных региональных игроков. Массовая замена тепловых магистралей и связанные с ними госпрограммы могут создать новый вектор для развития существующих игроков и появления новых участников рынка. Главное в этом – справедливое распределение сырьевых ресурсов и бюджетных средств, резюмирует Кильзие. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)