Химия Украины и мира

Россия: шинники стремятся наращивать продажи за счет внедрения новых технологий

Участники российского рынка шин стремятся наращивать продажи за счет внедрения новых, актуальных для России технологий, позволяющих автомобильной “обувке” более эффективно справляться с плохими российскими дорогами и неблагоприятными погодными условиями.

Российский рынок автомобильных шин продолжает манить крупнейших мировых производителей. Сейчас он весьма успешно восстанавливается после провала продаж во время кризиса: если в 2009 г., по данным компании “Сибур – Русские шины”, продажи шин в России рухнули более чем на треть (с 50,5 млн. до 32,8 млн. штук), то сейчас рынок вернулся к докризисным объемам: в 2011 г., вероятнее всего, увеличится еще на треть и достигнет рекордного показателя, приблизившись к 55 млн. шт. Привлечь покупателей шинники надеются за счет активного внедрения новых технологий.

На крупнейших мировых рынках “зеленая” тема – одна из самых модных и находится в центре внимания всех шинных гигантов. Они все шире используют материалы, которые в наименьшей степени вредят окружающей среде и здоровью человека. Так, экологи давно озабочены тем, что в процессе эксплуатации миллионов шин на дорогах появляется мельчайшая резиновая пыль, которая не только наносит ущерб природе близ автомобильных магистралей, но и вредит людям, т. к. им приходится этой пылью дышать. В связи с этим производители шин стараются использовать более устойчивые компоненты, которые минимизируют износ покрышек и предотвращают появление на дороге вредной резиновой пыли. Кроме того, в производстве начинают использоваться натуральные, менее опасные для окружающей среды материалы. Например, с недавних пор финская компания Nokian начала производить шины с применением рапсового масла. А японская Yokohama объявила, что теперь использует в производстве новой серии шин BluEarth неожиданный компонент – натуральное апельсиновое масло. Оно, утверждают инженеры компании, делает резину экологичнее и повышает ее потребительские свойства – “апельсиновая” покрышка становится более пластичной, улучшается сцепление с дорожной поверхностью. Некоторые продавцы говорят, что новые шины пахнут апельсинами (правда, лишь в том случае, если из интереса подпалить кусочек).

Важно отметить и усилия производителей по улучшению такой “зеленой” характеристики современной шины, как сопротивление качению. Инженеры шинных компаний за счет применения новых материалов, различного рисунка протектора и т. д. заставляют покрышки двигаться по дороге более плавно и с наименьшей сопротивляемостью. Благодаря этому автомобиль выбрасывает в окружающую среду меньше вредных углекислых газов, так как расходует меньше топлива, заодно понижая расходы на бензин владельца. Например, представители Michelin, маркирующие последние модели значком Green X, утверждают, что их новые модели в течение своего жизненного цикла (45 тыс. км) позволяют в среднем экономить до 80 л топлива. Таким образом, по подсчетам компании, миллионы автомобилей с новыми типами шин по всему миру выбрасывают на сотни тонн меньше вредного СО2.

Впрочем, российского потребителя “зеленые” характеристики шин и даже возможность сэкономить на топливе пока занимают не так сильно. “Экологичность и экономия топлива пока не являются приоритетом для покупателей, – говорит Владислав Кондратьев, аналитик по маркетингу компании МВО, крупного российского продавца автомобильных шин. – Прежде всего наших покупателей волнуют характеристики торможения и сцепления с дорогой зимних шин. Во вторую очередь – управляемость, шумность и комфортность”.

В России, с ее сложными дорожными условиями, особенно важны безопасность современных шин, насколько эффективно они обеспечивают сцепление с дорогой в неблагоприятных условиях. Так, на мокрой трассе и на большой скорости из-за того, что между шиной и дорожным покрытием появляется прослойка воды, часто возникает эффект планирования автомобиля, или опасное ослабление контакта с дорожным покрытием. Производители шин давно борются с этим явлением посредством создания рисунка протектора – по его канавкам вода, снег и грязь оперативно отводятся в сторону (рисунок протектора существенно усовершенствован в новых моделях шин Michelin X-Ice). Свежее решение в этой области – особый, губчатый состав резины на поверхности шины. Например, компания Bridgestone на своих последних зимних шинах Blizzak Revo GZ использует особую резиновую смесь под названием Multicell Compound, которая, подобно губке, впитывает влагу. В результате опасная прослойка воды между дорогой и поверхностью шины исчезает.

Актуальна для России и используемая производителями технология создания температурно-адаптивной резиновой смеси в производстве покрышки. Например, Yokohama декларирует, что резиновый состав их шин может подстраивать высокие характеристики покрышек к температуре воздуха. Как при слякотной погоде, так и при сильном морозе шины не будут дубеть, обеспечивая отличный контакт с дорогой.

Одновременно шинные компании стремятся сделать свою продукцию надежной и долговечной. Некоторые из них делают это с учетом особенностей российского рынка. ” большая проблема в России – состояние дорог, – говорит генерального директор компании “Бриджстоун СНГ” Есиаки Хираиси. – Поэтому оснащаем наши шины крепкой боковиной и производим их таким образом, чтобы они служили в России максимально долго”.

Другие технологии, особенно важные для шин, продаваемых в России, связаны с конструкцией шипованной резины, именно такой тип шин позволяет эффективно избежать заноса на обледенелой и заснеженной дороге. “В России в последние 2 года наблюдается заметный рост доли продаж шипованных зимних шин, – отмечает Владислав Кондратьев из МВО. – Еще несколько лет назад тенденция была обратная: нешипованные шины составляли до 50% продаж, сейчас же их доля снизилась до 30-40%. Отчасти это можно объяснить суровыми зимами последних нескольких лет”.

Сейчас шинные технологи кардинально изменили устанавливаемые на зимнюю резину шипы. Если раньше задняя часть шипа имела, как правило, округлую форму, то теперь многие делают их в виде многогранников. По словам разработчиков, так они лучше цепляются за ледяную поверхность (например, на моделях шин Nokian шипы под названием “медвежий коготь” имеют форму четырехгранника).

Повышает цепкость шипов и применение новых сверхпрочных материалов. Если раньше шипы делали из алюминия, то теперь в них нередко есть вставки из сверхпрочных материалов. Например, шипы модели резины от Bridgestone (Ice Cruiser 7000) имеют вставку из закаленного металла – такие шипы меньше изнашиваются и лучше вгрызаются в лед или снег.

Важное дело и технология посадки шипа на шину. Здесь инженеры попадают меж двух огней: с одной стороны, шип должен сидеть жестко, чтобы как можно более агрессивно цепляться за лед или ледяную кашу на дороге, с другой – автомобиль в условиях города зимой часто эксплуатируется на ровном асфальте. В последнем случае шипы, почуяв под собой твердую поверхность, должны как бы убираться вглубь, чтобы тормозной путь на асфальте не увеличивался (да и долговечность работы таких шипов сокращается). “Такие компании, как Continental, Bridgestone, Nokian, активно совершенствуют форму шипов и технологию удержания шипа в шине, – продолжает Владислав Кондратьев. – В частности, Continental оснастила свою топовую шипованную модель ContiIceContact инновационным шипом Brilliantplus, который повысил характеристики сцепления этой шины на льду и снизил до минимума вероятность потери шипов в процессе эксплуатации”.

Доли продаж производителей на российском рынке автошин (в денежном выражении) по итогам 2010 г.

Производитель Доля рынка в 2009 г., % Доля рынка в 2010 г., %
“Сибур – Русские шины” 16,7 15,3
“Нижнекамскшина” 16,1 15
Bridgestone 10 8,7
Michelin 5,8 8,3
Amtel 6,3 7,6
Yokohama 8,4 6,7
“Белшина” 7,5 6,1
Nokian 3,3 4
Continental 4,6 3,2
Dunlop 3 3,2
Goodyear 2,1 3
Алтайская шинная компания 3,2 2,7
Прочие 13,1 16,6

Стараются держаться в русле общемировых трендов и российские производители (им принадлежит около 50% шинного рынка России). В частности, в зимнем сезоне марка Cordiant (принадлежит компании “Сибур – Русские шины”) предлагает шины с установленными шипами в форме звездочки, а для удержания шипа в покрышке применяется технология двухслойной фиксации (специальная якорная посадка). Шипов на новых шинах Cordiant больше – они установлены в 16 рядов (у многих производителей шипы установлены в 12 и 8 рядов). (Эксперт/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version