Химия Украины и мира

Украина: рынок минеральных удобрений в январе-апреле 2012 года

Снижение стоимости азотных минеральных удобрений на мировых рынках негативно сказалось на объемах производства и экспорта украинских предприятий. Наиболее чувствительным к изменению конъюнктуры по итогам января-апреля оказался аммиак. Карбамид и селитра сохранили позитивную динамику, но также находятся в зоне риска.

По итогам 4 месяцев выпуск аммиака в Украине сократился на 12,66% к аналогичному периоду 2011 г., до 1,539 млн. т. Сокращение экспорта шло еще более опережающими темпами, за январь-март на 36,9% до 218,41 тыс. т. Основным фактором, позволившим предотвратить обвал в отрасли, стали закупки внутренним потребителем. При этом на “Ривнеазоте” как одну из основных проблем сбыта отмечают недостаточный уровень оборотных средств у национального сельхозпроизводителя, который вызван нежеланием банков кредитовать агросектор. Получить заем сейчас могут лишь крупные агрохолдинги, оперирующие земельными площадями в десятки тысяч гектаров. На “ДнипроАзоте” уточняют, что из-за ненадлежащего финансового положения контрагентов в 2011 г. не выполнены условия контрактов на 580,58 млн. грн., в т. ч. по поставкам аммиака на 108,84 млн. грн., карбамида – на 198,88 млн. грн. В связи с этим возможным покупателем аммиака у химпредприятий могли выступить госструктуры: Аграрный фонд и Государственное агентство материального резерва. О наличии соответствующих договоренностей с ними в 2011 г. сообщал владелец холдинга Group DF Дмитрий Фирташ, контролирующий “Ривнеазот”, северодонецкое и черкасское объединения “Азот” и горловский концерн “Стирол” на правах собственности и Одесский припортовый завод через лояльный топ-менеджмент.

До настоящего времени производство аммиака было экспортоориентированным видом бизнеса даже для государственного ОПЗ. Однако сбытовую политику приходится менять под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Так, средняя стоимость аммиака в январе-марте по внешнеторговым контрактам уменьшилась на 13,8% к аналогичному периоду 2011 г., до $356/т. Это не увязывается с прогнозом о превышении мирового спроса на аммиак над его предложением в 2012 г. на 2,5 млн. т, ранее озвученным главой Союза химиков Украины Алексеем Голубом. Ведь в таком случае цены только росли бы. Снижение поставок на Ближний Восток частично компенсировалось возобновлением спроса со стороны европейских потребителей. Так, в марте отгрузки в Турцию уменьшились на 58,41% к аналогичному периоду 2011 г., до 10,77 тыс. т, в Польшу – на 51,09% до 1,94 тыс. т, тогда как в Бельгию возросли в 4,35 раза до 12 тыс. т.

Производство карбамида, аммиачной селитры и карбамидно-аммиачной смеси (КАС) в Украине за 4 месяца увеличилось на символических 1,2% до 1,008 млн. т. Экспорт карбамида за I квартал вырос более значительно, на 7% до 984,05 тыс. т. За этот период выпуск карбамида украинскими азотчиками составил 931 тыс. т, т. е. складские запасы снизились на 53,05 тыс. тонн. Средняя стоимость по экспортным контрактам на поставки карбамида в январе-марте выросла на 0,9% до $336/т. При этом отмечался существенный рост поставок на рынки Ближнего Востока, Северной Африки и Евросоюза. Так, в марте отгрузки в Турцию возросли в 2,47 раза до 63,92 тыс. т, в Джибути – в 1,82 раза до 59,52 тыс. т, в Италию – в 2,03 раза до 64,8 тыс. т.

У производителей минудобрений сбыт продукции отличается значительными сезонными колебаниями: наибольшее значение для реализации имеют I и IV кварталы. Между тем в январе-марте только черкасский и северодонецкий “Азоты” увеличили выпуск карбамида на 3,4% и 1,6% соответственно, до 187,9 тыс. и 109 тыс. т. У остальных даже в разгар сезона допущено снижение: у ОПЗ – на 10% до 212,8 тыс. т, у горловского “Стирола” – на 8,6% до 234,3 тыс. т, у “ДнипроАзота” – на 6,2% до 187 тыс. т. Это позволяет прогнозировать простой либо значительную недозагрузку карбамидных мощностей на указанных предприятиях в июне-сентябре.

Горловский “Стирол” в марте возобновил промышленный выпуск КАС. Однако экспорт за указанный период составил всего 412 т, а его стоимость возросла на 74,38% к марту 2011 г., до $354/т. Большую часть КАС “Стирол” поставил на внутренний рынок: общий объем производства за март составил 13,1 тыс. т при 17 тыс. т в I квартале. Очевидно, что в данном случае речь идет о пилотной экспортной отгрузке, которая не может считаться индикатором рынка. Также на украинского потребителя ориентировался черкасский “Азот”, который за I квартал произвел 43,5 тыс. т КАС, что на 0,9% больше, чем за тот же период в 2011 г. При этом отгрузок на экспорт не осуществлялось.

Во второй половине мая после небольшой стагнации началось сезонное снижение цен на внутреннем рынке Украины: на карбамид – с 4848 грн./т до 4540 грн./т, на амселитру – с 3250 грн./т до 3100 грн./т. Стабильностью отличалась в мае стоимость аммиака – 5364-5600 грн./т, что обусловлено ростом экспортных котировок в мае с $500-510/т до $570/т (FOB, Черное море) с поставкой в июне.

Однако аграрии ожидают снижения цен на июль. Экспортные котировки по аммиачной селитре в мае снизились по отношению к апрелю с $355-360/т до $345-350/т, по карбамиду – с $540-545/т до $480-460/т. Это может рассматриваться как ответ арабским производителям, у которых предложение по карбамиду в мае варьировалось в пределах $510-520/т, FOB. Участники рынка объясняют удешевление карбамида отменой ряда крупных тендеров в Индии, а также меньшими, чем ожидалось, объемами закупки в Пакистане. При этом пакистанской компании TCP, купившей в мае 100 тыс. т карбамида по $522,8/т на условиях CFR, своей сделкой удалось обвалить цену на остальных региональных рынках. Кроме того, по сообщениям СМИ, индийская “State Trading Corp.” купила 125 тыс. т карбамида иранского производства по $525/т, CFR. В результате покупку остановили бразильские и южноевропейские потребители, дожидаясь более выгодного предложения.

В поисках выхода

Ранее Д. Фирташ утверждал, что прирост выпуска удобрений в 2011 г. получен за счет синергии от объединения украинских производителей в рамках Group DF, а также достижения договоренностей о совместной сбытовой стратегии с владельцем россошанских “Минудобрений” Аркадием Ротенбергом. Однако итоги января-апреля показывают, что на самом деле минувший позитив был вызван благоприятной ситуацией на рынке и не более того. Так, по данным “Ривнеазота”, в 2011 г. средняя цена реализации аммиачной селитры выросла на 626,36 грн./т, известково-аммиачной – на 534,1 грн./т, аммиака – на 903,97 грн./т. Это позволило предприятию увеличить дополнительно доход на 322,6 млн. грн., 212,9 млн. грн. и 20,8 млн. грн. соответственно по каждой товарной позиции. Кроме того, увеличить продажи участникам рынка помогал высокий спрос. Например, за счет увеличения объемов производства “Ривнеазотом” дополнительно получено 178,5 млн. грн., в т. ч. по аммиачно-известковой селитре 67,2 млн. грн. Но как только ценовой тренд изменился на негативный, объявленные преимущества сразу перестали работать.

У Д. Фирташа потихоньку заканчивается дешевый ресурс из старых запасов: примерно 5,4 млрд. куб. м из 11 млрд. куб. м газа, принадлежавшего швейцарскому газотрейдеру “RosUkrEnergo AG” плюс 1,1 млрд. куб. м. в качестве компенсации за его изъятие в 2008 г. правительством Юлии Тимошенко. Эти объемы по решению Стокгольмского арбитражного суда переданы RUE в 2010 г. Тогда и выяснилось, что с переходом на прямые договорные отношения между НАК “Нафтогаз Украины” и российским ОАО “Газпром” заинтересованность последнего в RUE как операторе-посреднике свелась к нулю. Поэтому своего дешевого газа у Д. Фирташа больше нет. В результате ему приходится покупать у «Нафтогаза» дорогой российский газ и разбавлять его более дешевым газом, доставшимся как соучредителю RUE. А закупки в Европе у немецкого концерна RWE, с которым, по некоторым данным, компания OstChem Д. Фирташа договаривается о поставках для Одесского припортового завода, могут лишь частично смягчить прессинг российского газового монополиста.

Также производители через Союз химиков Украины пытаются сейчас пролоббировать в правительстве решение о снижении стоимости газа для своих нужд административными методами: за счет отмены целевой надбавки в пользу «Нафтогаза» и понижения тарифа на транспортировку газа. Но и это может рассматриваться лишь как временные меры, не решающие проблемы отрасли по сути. К таковым можно отнести низкую эффективность инвестиционной политики. Например, “ДнипроАзот” в 2009-2011 гг. освоил 134,96 млн. грн. на приобретение и модернизацию основных средств. При этом износ активной части основных фондов по итогам 2011 г. на предприятии составил 72,5%. Еще больше потратил на финансирование инвестпрограммы в 2011 г. черкасский “Азот” – 277,7 млн. грн. Износ основных фондов на предприятии по итогам года достиг 89,56%.

Практика показывает, что, несмотря на консолидацию отраслевых активов, Group DF пока не готова использовать инструменты, позволяющие лидерам рынка (Transammonia, Helm и т. д.) выигрывать крупные тендеры на поставку минудобрений, особенно в Евросоюзе. Речь идет о кредитовании на 3-4 месяца аграриев, приобретающих продукцию у транснациональных химконцернов. Это условие забивается производителем в конкурсное предложение и сразу дает значительные преимущества перед конкурентами. Справедливости ради стоит отметить, что возможности украинских предприятий ограничивает несвоевременный возврат экспортного НДС правительством. Только у северодонецкого “Азота” по итогам 2011 г. задолженность государства по НДС составила 386,8 млн. грн., в т. ч. просроченная к возмещению – 272,2 млн. грн.

Однако наиболее слабым звеном азотчиков остается отсутствие собственной сырьевой базы. Для сравнения: крупный российский холдинг “Еврохим” после получения соответствующих разрешений взялся за разработку в РФ двух газоносных площадей, способных в перспективе давать до 36 млрд. куб. м газа в год.

Без аналогичных решений по вертикальной интеграции т. н. консолидация Д. Фирташа не позволит украинским химикам удержаться на плаву при длительном сохранении неблагоприятных условий на внешних рынках. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version