Химия Украины и мира

Россия: рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ), 2011 год

Ситуация на рынке ЛКМ тесно связана с макроэкономическими показателями и развитием основных отраслей потреблени, в первую очередь в строительстве, автомобильной промышленности и машиностроении. В 2011 г. продолжилось послекризисное восстановление экономики: увеличился ВВП, но при этом несколько снизился индекс промышленного производства, сократились реально располагаемые доходы населения. Так, ВВП вырос на 4,3% относительно 2010 г., а индекс промышленного производства – на 4,7%. После кризиса 2009 г. в стране происходит поступательное наращивание объемов производства и потребления лакокрасочной продукции. В 2010 г. объемы производства и потребления ЛКМ практически достигли докризисных значений. Емкость рынка превысила 1,2 млн. т, а среднедушевое потребление составило 8,5 кг/чел. Компании – лидеры отрасли успешно преодолели период экономического кризиса и увеличивают объемы выпуска продукции.

В последние годы на ряде предприятий были введены в строй новые цеха или освоены новые мощности: цех водно-дисперсионных ЛКМ в ОАО “Русские краски”, новое производство ООО “Мефферт Продакшн” и др.

Динамика выпуска валовой продукции ведущими производителями в России

Предприятие 2008 г. 2009 г. 2010 г. 11 мес. 2011 г.
«Тикурила» 127480 119660 13020 130611
Концерн «Эмпилс» 94960 85747 100059 78511
ОАО «Русские краски» 48020 36566 40746 37173
ООО «Лакра Синтез» 40620 38637 47927 34752
ООО «Предприятие ВГТ» 34000 28127 33140 38656
«Белогорье-Ойл» Нет данных 4866 14518 26770
«Декарт» Нет данных Нет данных Нет данных 22843
ВИТ «Царицынские краски» Нет данных 5123 10494 18293
ООО «Квил» 27000 23000 30000 17128
ЗАО «АВС Фарбен» 31740 25245 21285 16903

2011 г. для лакокрасочников оказался трудным в силу многих причин. Постоянное удорожание сырья диктовало необходимость пропорционально повышать цену лакокрасочной продукции, что большинство предприятий не могло себе позволить из-за сильной конкуренции. Такая ситуация привела к снижению рентабельности производства на многих предприятиях. Несмотря на увеличение в России объемов строительных работ и потребности предприятий в лакокрасочной продукции, производство и потребление ЛКМ в России выросло незначительно.

Основные показатели рынка ЛКМ в 2011 г.

Показатель Объем, тыс. т 2011 г. в % к 2010 г.
Производство 1050 102,1
Импорт 229,5 100,5
Экспорт 31 132
Емкость рынка 1234 102,8
Среднедушевое потребление, кг 8,7 100

Основные показатели рынка увеличились на 1-2%, это не отразилось на среднедушевом потреблении ЛКМ. Увеличение доходов части потребителей привело к росту спроса на высококачественные материалы по сравнению с 2010 г., но доля ЛКМ эконом-класса в общем объеме продукции по-прежнему были велика. Эта тенденция прослеживалась как для декоративных и ремонтно-строительных материалов, так и продукции индустриального назначения.

Выпуск валовой продукции ведущими предприятиями РФ в 2011 г., тыс. т

Предприятие Производство 2011 г. в % к 2010 г.*
«Тикурила» 137,8 106,2
Концерн «Эмпилс» 79,2 79,1
ОАО «Русские краски» 43 106,8
ООО «Предприятие ВГТ» 40,9 123,3
ООО «Лакра Синтез» 37 77,3
ГК «Квил» 28,8 93
«Декарт» 24,3 нет данных
ООО «Мефферт Продакшн» 20 118,2
ООО «Шелангерский химзавод «Сайвер» 18,9 92,0
ВИТ «Царицынские краски» 18,5 175,9

* – использованы уточненные данные по объемам производства в 2010 г.

Состав “первой десятки” меняется в последние несколько лет незначительно, но динамика объемов производства каждого из предприятий отличается год от года. Причины этого различны: от работ по переоснащению и пересмотра ассортимента до форс-мажорных обстоятельств. Более высокими темпами в 2011 г. росло производство водно-дисперсионных (ВД) ЛКМ. Их доля в общем объеме производства лакокрасочной продукции  достигла 39%, а в сегменте декоративных ЛКМ – 45%.

Основные характеристики рынка ВД-ЛКМ в 2011 г., тыс. т

Показатель Объем 2011 г. в % к 2010 г.
Производство 412,1 116
Экспорт 6,1 107
Импорт 55,9 107
Емкость рынка 461,9 115
Доля экспорта в производстве   1
Доля импорта в потреблении   12

Доля российских ВД-материалов по сравнению с 2010 г. возросла почти на 5% и составляет 87,9%. Основной объем производства ВД-ЛКМ (38,6%), как и в предыдущие годы, выпустили компании “Тиккурила”, “Предприятие ВГТ” и “Лакра Синтез”. Все предприятия, вошедшие в десятку, кроме концерна “Эмпилс”, увеличили объемы производства. По сравнению с предыдущим годом список первой десятки дополнили ВИТ “Царицынские краски” и “Эскаро Кемикал АС”.

Иная ситуация сложилась у производителей материалов на основе конденсационных смол. Выпуск этого вида ЛКМ сократился практически до объемов 2009 г. Невысокий спрос на алкидные ЛКМ среднего и низкого ценового сегментов, а также отсутствие в ассортименте большинства производителей высококачественных материалов индустриального назначения привели к высокой доле импорта в потреблении – 26,7%.

Основные показатели рынка ЛКМ на основе конденсационных смол в 2011 г.

Показатель Объем 2011 г. в % к 2010 г.
Производство 315,5 93
Экспорт 17,6 171
Импорт 108,7 90
Емкость рынка 406,5 96
Доля экспорта в производстве   5,6
Доля импорта в потреблении   26,7

35% всей продукции этого вида выпускают предприятия “Эмпилс”, “Тиккурила” и “Русские краски”. Объем импортированной лакокрасочной продукции в 2011 г. практически не превысил показателя 2010 г.: в Россию было ввезено около 230 тыс. т ЛКМ на EUR1038 тыс. Средняя стоимость импортной продукции составила EUR4,2/кг. Основными странами-импортерами в 2011 г. были Германия, Польша, Финляндия и Швеция.

Количество импортных ВД-ЛКМ, использованных различными отраслями российской промышленности, на 7% превысило объемы 2010 г. Основными странами-импорте-рами, поставлявшими преимущественно материалы премиум-класса или ЛКМ для специальных областей применения, не выпускающиеся в России, были Германия – 21%, Финляндия – 15%, Великобритания – 11,4%, Польша – 8,5%. Импортные ЛКМ на основе конденсационных смол поступали в Россию из Германии – 19,5%, Швеции – 16,6%, Италии – 10,5%, Польши – 10,0%, Словении – 7,4%.

Основной продукцией, поставляемой на экспорт, в 2011г. были ЛКМ на основе конденсационных смол и полуфабрикатные лаки. Общая стоимость экспортированной продукции составила $53,36 млн., т. е. экспортировалась в основном недорогая продукция. ЛКМ российского производства экспортировались, главным образом, в Украину, Кыргызстан, Узбекистан и Литву. Казахстан, на долю которого традиционно приходилось более 70% экспортируемых ЛКМ, с 2011 г. входит в Таможенный союз, поставки в эту страну не учитываются как экспорт. Приведенные данные по экспорту и импорту ЛКМ имеют оценочный характер

В качестве основных итогов 2011 г. необходимо отметить следующие тенденции на рынке ЛКМ:

– замедление темпов роста производства и потребления ЛКМ по сравнению с 2010 г.;

– уменьшение выпуска алкидных материалов;

– рост доли ВД-ЛКМ в объеме производства;

– удорожание и дефицит некоторых видов сырья.

Оценивая сезон 2012 г., большинство экспертов прогнозирует увеличение объемов производства лакокрасочной продукции на 5-7% до 1100 тыс. т, а также некоторую стабилизацию на рынке сырья  – снижение дефицита отдельных видов продукции при продолжающемся постепенном росте цен. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version