Ситуация на рынке ЛКМ тесно связана с макроэкономическими показателями и развитием основных отраслей потреблени, в первую очередь в строительстве, автомобильной промышленности и машиностроении. В 2011 г. продолжилось послекризисное восстановление экономики: увеличился ВВП, но при этом несколько снизился индекс промышленного производства, сократились реально располагаемые доходы населения. Так, ВВП вырос на 4,3% относительно 2010 г., а индекс промышленного производства – на 4,7%. После кризиса 2009 г. в стране происходит поступательное наращивание объемов производства и потребления лакокрасочной продукции. В 2010 г. объемы производства и потребления ЛКМ практически достигли докризисных значений. Емкость рынка превысила 1,2 млн. т, а среднедушевое потребление составило 8,5 кг/чел. Компании – лидеры отрасли успешно преодолели период экономического кризиса и увеличивают объемы выпуска продукции.
В последние годы на ряде предприятий были введены в строй новые цеха или освоены новые мощности: цех водно-дисперсионных ЛКМ в ОАО “Русские краски”, новое производство ООО “Мефферт Продакшн” и др.
Динамика выпуска валовой продукции ведущими производителями в России
Предприятие | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 11 мес. 2011 г. |
«Тикурила» | 127480 | 119660 | 13020 | 130611 |
Концерн «Эмпилс» | 94960 | 85747 | 100059 | 78511 |
ОАО «Русские краски» | 48020 | 36566 | 40746 | 37173 |
ООО «Лакра Синтез» | 40620 | 38637 | 47927 | 34752 |
ООО «Предприятие ВГТ» | 34000 | 28127 | 33140 | 38656 |
«Белогорье-Ойл» | Нет данных | 4866 | 14518 | 26770 |
«Декарт» | Нет данных | Нет данных | Нет данных | 22843 |
ВИТ «Царицынские краски» | Нет данных | 5123 | 10494 | 18293 |
ООО «Квил» | 27000 | 23000 | 30000 | 17128 |
ЗАО «АВС Фарбен» | 31740 | 25245 | 21285 | 16903 |
2011 г. для лакокрасочников оказался трудным в силу многих причин. Постоянное удорожание сырья диктовало необходимость пропорционально повышать цену лакокрасочной продукции, что большинство предприятий не могло себе позволить из-за сильной конкуренции. Такая ситуация привела к снижению рентабельности производства на многих предприятиях. Несмотря на увеличение в России объемов строительных работ и потребности предприятий в лакокрасочной продукции, производство и потребление ЛКМ в России выросло незначительно.
Основные показатели рынка ЛКМ в 2011 г.
Показатель | Объем, тыс. т | 2011 г. в % к 2010 г. |
Производство | 1050 | 102,1 |
Импорт | 229,5 | 100,5 |
Экспорт | 31 | 132 |
Емкость рынка | 1234 | 102,8 |
Среднедушевое потребление, кг | 8,7 | 100 |
Основные показатели рынка увеличились на 1-2%, это не отразилось на среднедушевом потреблении ЛКМ. Увеличение доходов части потребителей привело к росту спроса на высококачественные материалы по сравнению с 2010 г., но доля ЛКМ эконом-класса в общем объеме продукции по-прежнему были велика. Эта тенденция прослеживалась как для декоративных и ремонтно-строительных материалов, так и продукции индустриального назначения.
Выпуск валовой продукции ведущими предприятиями РФ в 2011 г., тыс. т
Предприятие | Производство | 2011 г. в % к 2010 г.* |
«Тикурила» | 137,8 | 106,2 |
Концерн «Эмпилс» | 79,2 | 79,1 |
ОАО «Русские краски» | 43 | 106,8 |
ООО «Предприятие ВГТ» | 40,9 | 123,3 |
ООО «Лакра Синтез» | 37 | 77,3 |
ГК «Квил» | 28,8 | 93 |
«Декарт» | 24,3 | нет данных |
ООО «Мефферт Продакшн» | 20 | 118,2 |
ООО «Шелангерский химзавод «Сайвер» | 18,9 | 92,0 |
ВИТ «Царицынские краски» | 18,5 | 175,9 |
* – использованы уточненные данные по объемам производства в 2010 г.
Состав “первой десятки” меняется в последние несколько лет незначительно, но динамика объемов производства каждого из предприятий отличается год от года. Причины этого различны: от работ по переоснащению и пересмотра ассортимента до форс-мажорных обстоятельств. Более высокими темпами в 2011 г. росло производство водно-дисперсионных (ВД) ЛКМ. Их доля в общем объеме производства лакокрасочной продукции достигла 39%, а в сегменте декоративных ЛКМ – 45%.
Основные характеристики рынка ВД-ЛКМ в 2011 г., тыс. т
Показатель | Объем | 2011 г. в % к 2010 г. |
Производство | 412,1 | 116 |
Экспорт | 6,1 | 107 |
Импорт | 55,9 | 107 |
Емкость рынка | 461,9 | 115 |
Доля экспорта в производстве | 1 | |
Доля импорта в потреблении | 12 |
Доля российских ВД-материалов по сравнению с 2010 г. возросла почти на 5% и составляет 87,9%. Основной объем производства ВД-ЛКМ (38,6%), как и в предыдущие годы, выпустили компании “Тиккурила”, “Предприятие ВГТ” и “Лакра Синтез”. Все предприятия, вошедшие в десятку, кроме концерна “Эмпилс”, увеличили объемы производства. По сравнению с предыдущим годом список первой десятки дополнили ВИТ “Царицынские краски” и “Эскаро Кемикал АС”.
Иная ситуация сложилась у производителей материалов на основе конденсационных смол. Выпуск этого вида ЛКМ сократился практически до объемов 2009 г. Невысокий спрос на алкидные ЛКМ среднего и низкого ценового сегментов, а также отсутствие в ассортименте большинства производителей высококачественных материалов индустриального назначения привели к высокой доле импорта в потреблении – 26,7%.
Основные показатели рынка ЛКМ на основе конденсационных смол в 2011 г.
Показатель | Объем | 2011 г. в % к 2010 г. |
Производство | 315,5 | 93 |
Экспорт | 17,6 | 171 |
Импорт | 108,7 | 90 |
Емкость рынка | 406,5 | 96 |
Доля экспорта в производстве | 5,6 | |
Доля импорта в потреблении | 26,7 |
35% всей продукции этого вида выпускают предприятия “Эмпилс”, “Тиккурила” и “Русские краски”. Объем импортированной лакокрасочной продукции в 2011 г. практически не превысил показателя 2010 г.: в Россию было ввезено около 230 тыс. т ЛКМ на EUR1038 тыс. Средняя стоимость импортной продукции составила EUR4,2/кг. Основными странами-импортерами в 2011 г. были Германия, Польша, Финляндия и Швеция.
Количество импортных ВД-ЛКМ, использованных различными отраслями российской промышленности, на 7% превысило объемы 2010 г. Основными странами-импорте-рами, поставлявшими преимущественно материалы премиум-класса или ЛКМ для специальных областей применения, не выпускающиеся в России, были Германия – 21%, Финляндия – 15%, Великобритания – 11,4%, Польша – 8,5%. Импортные ЛКМ на основе конденсационных смол поступали в Россию из Германии – 19,5%, Швеции – 16,6%, Италии – 10,5%, Польши – 10,0%, Словении – 7,4%.
Основной продукцией, поставляемой на экспорт, в 2011г. были ЛКМ на основе конденсационных смол и полуфабрикатные лаки. Общая стоимость экспортированной продукции составила $53,36 млн., т. е. экспортировалась в основном недорогая продукция. ЛКМ российского производства экспортировались, главным образом, в Украину, Кыргызстан, Узбекистан и Литву. Казахстан, на долю которого традиционно приходилось более 70% экспортируемых ЛКМ, с 2011 г. входит в Таможенный союз, поставки в эту страну не учитываются как экспорт. Приведенные данные по экспорту и импорту ЛКМ имеют оценочный характер
В качестве основных итогов 2011 г. необходимо отметить следующие тенденции на рынке ЛКМ:
– замедление темпов роста производства и потребления ЛКМ по сравнению с 2010 г.;
– уменьшение выпуска алкидных материалов;
– рост доли ВД-ЛКМ в объеме производства;
– удорожание и дефицит некоторых видов сырья.
Оценивая сезон 2012 г., большинство экспертов прогнозирует увеличение объемов производства лакокрасочной продукции на 5-7% до 1100 тыс. т, а также некоторую стабилизацию на рынке сырья – снижение дефицита отдельных видов продукции при продолжающемся постепенном росте цен. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)