В отеле “Ритц-Карлтон” компания “Креон” провела VI международную конференцию “Полимеры в кабельной индустрии 2012”. Ее целью было обсуждение современных требований к безопасности и электрической прочности материалов для кабельно-проводниковой продукции и то, какие действия игроки рынка предпринимают для удовлетворения этих требований, что происходит в данном сегменте на рынке России и в мире, по какому пути движется отрасль в целом. Генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов заметил, что под нынешним названием конференция проводится второй год подряд, до этого площадка объединяла только игроков рынка пластикатов. За 2011 г. в индустрии произошли серьезные изменения, которые помогли ей встать на путь интенсивного развития. Тем не менее, объемы производства суррогатов также увеличиваются.
Генеральный директор маркетингового агентства “Нужные люди” Оксана Шашкова сообщила, что по данным крупнейших исследовательских компаний, мировой рынок кабельно-проводниковой продукции миновал спад и вернулся к стабильному росту. Среднегодовые темпы роста мировой кабельной промышленности составляют 9%, однако для различных отраслей промышленности динамика потребления кабельной продукции разнится. В частности, одним из локомотивов роста рынка стала электроэнергетика, где активно идет замена проводов ЛЭП для уменьшения потерь при передаче электроэнергии, и развивается альтернативная энергетика. Российский рынок сейчас также растет, но остается закрытым и низкомаржинальным. Производители в основном покрывают потребности российского рынка в кабельно-проводниковой продукции. Основу импорта, доля которого на рынке составляет 15%, формируют силовые высоковольтные и волоконно-оптические кабели. Доля экспорта от объема производства в России составляет 2-3%. Однако в разных секторах рынка ситуация существенно различается. На рынке кабелей и проводов для транспорта в 2011 г. производство выросло на 24%, а потребление увеличилось на четверть, доля импорта при этом достигла 24%; выпуск и потребление кабелей для энергетики выросли на 11%, импорт занимает здесь 7% рынка; производство продукции для автопрома выросло на 8%, потребление – на 10%, доля импорта составила 8,5%. Для индустрии телекоммуникаций характерна исключительно высокая доля импорта (34%), тогда как производство и потребление растут скромными темпами (7 и 12 % соответственно).
Эксперт отметила, что основным изоляционным материалом в России по-прежнему остается ПВХ пластикат (70% рынка), объем его потребления для этих нужд за последние 2 года вырос более чем на 40%. Такой консерватизм российских потребителей связан с отработанной технологией их применения и относительной дешевизной, которая нередко достигается за счет снижения качества. Говоря о сшитом полиэтилене, на долю которого приходится около 24% рынка, Шашкова упомянула, что сшиваемые марки полиэтилена идут в основном на производство кабелей высокого и сверхвысокого напряжения. Развитые страны ограничивают использование экологически опасных ПВХ пластикатов, однако, спрос на них пока остается высоким.
Генеральный директор компании “Геробпласт” Николай Лавриненко рассказал о ситуации на рынке силаносшиваемого полиэтилена для кабельной промышленности. Существуют 3 вида сшивки полиэтилена (силановая, пероксидная и радиационная), которые определяют эксплуатационные свойства кабельно-проводниковой продукции. Компания специализируется на выпуске силаносшиваемого полиэтилена. За 2011 г. в России потреблено более 10 тыс. т композиций на его основе. По мнению докладчика, применение сшитого полиэтилена улучшает прочностные характеристики поверхности. Многие предприятия используют данные материалы, некоторые (“Башпласт”, “Пента-91”) – планируют. Главная проблема, с которой сталкиваются переработчики при наложении изоляции из полиэтилена, сшитого сторонними производителями, заключается в необходимости применения особых добавок, которые не нужны при использовании более дорогого заводского сшитого полиэтилена Dow и Borealis. Кроме того, после аварии на “Ставролене” НКНХ перестал выпускать линейный полиэтилен, что осложнило положение игроков рынка.
Заместитель гендиректора по коммерческой деятельности компании “Эм-Кабель” Александр Кауфман рассказал о кабельном производстве в современных условиях и перспективах развития компании. По словам топ-менеджера, российский кабельный рынок насыщен, на рынке работает много игроков. Чтобы зарекомендовать себя на этом рынке, производитель должен выпускать качественный продукт, который при этом мог бы конкурировать с другими по цене. Себестоимость кабеля складывается в основном из цен на металл (медь и алюминий) и полимерную составляющую, при этом на рынке металлов практически отсутствует ценовая конкуренция, значит, варьировать стоимость кабеля можно только исходя из цен на пластики. Хотя конкуренция на рынке ПВХ пластикатов формально весьма сильная, цены на продукцию у разных производителей почему-то близки, что заставляет думать о картельном сговоре. При этом импортная составляющая в данном случае отсутствует. Обратную ситуацию можно наблюдать в сегменте кабелей из сшитого полиэтилена, где определенную нишу занимают европейские производители, конкуренция с которыми для вновь появившихся российских предприятий весьма затруднительна. Последним, по мнению, эксперта, следуют обратить особое внимание на качество и работать над ним. Компания “Эм-Кабель” производит силовые кабели, активно развивает производство огнестойких кабелей с применением безгалогенных материалов, в планах компании – наладить выпуск кабелей на кремнийорганической резине.
Дмитрий Лямкин, кандидат технических наук, доцент кафедры ХТВМС РХТУ им. Менделеева, рассказал о существующих проблемах использования полимерного заполнения в кабельных изделиях. Он пояснил, что от механических свойств заполнения, в частности прочности полимерных марок, зависит эффективность работы готового изделия. Наилучшие свойства при этом, по мнению специалиста, показывают ПВХ-пластикаты, которые выдерживают температуру до 140 оС, а полиолефиновые заполнители начинают менять свойства при 60 оС. Однако в кабельной промышленности альтернативу традиционным ПВХ-пластикатам эксперт видит лишь в модифицированных пластикатах. На работу системы также существенное влияние оказывает наличие масел, которые нарушают ее стабильность. Длительный контакт ПВХ-пластиката с заполнением, содержащим минеральное масло, по мнению Лямкина, вызывает нарушение термодинамического равновесия и приводит к диффузии пластификаторов. Для кабельных изделий с оболочкой и изоляций из ПВХ-пластиката необходимо использовать заполнение только на основе ПВХ.
О силиконовых резинах для кабельной промышленности рассказал Сергей Кадейкин, начальник отдела кабельных смесей компании “Пента-91”. Силиконовые резиновые смеси позволяют выпускать термостойкие, огнестойкие провода, а также высоковольтные провода зажигания для автомобилей. Данный материал обладает термостойкостью, атмосферостойкостью, озоностойкостью, радиационной стойкостью, а также является хорошим диэлектриком. Однако потребление таких резин в мире оценивается всего в 2% от общего объема полимерных материалов, применяемых в качестве изоляции, что связано с их высокой стоимостью (около EUR6/кг некерамообразующей резины и около EUR9/кг керамообразующей резины). В 2010 г. в России потребление обычных силиконовых смесей составило 370 т, керамообразующих – 460 т, в 2011 г. потребление обычных смесей выросло до 560 т, керамообразующих – до 790 т. Эксперт прогнозирует в 2012 г. рост потребления керамообразующих материалов на 20-25% в связи со вступлением в силу федерального закона и переходом к новым нормам пожарной безопасности.
Нина Логинова, заведующая отделом “Фторполимеры” компании “Пластполимер”, рассказала о применении фторполимеров, к которым относятся, прежде всего, ПТФЭ (политетрафторэтилен). Данный материал обладает высокой тепло- и термостойкостью, что является важным показателем для эксплуатационных свойств готового изделия. На основе фторполимеров производятся низковольтные монтажные провода, высоковольтные провода и кабели, бортовые авиационные провода, ленточные провода, кабели для геофизических исследований, контрольные и монтажные многожильные кабели, обмоточные провода, радиочастотные кабели. Общая мощность мирового производства фторполимеров – 210 т/год, при этом лидером в выпуске является компания DuPont, второе место занимает китайская Dongyue.
Логинова отметила, что китайское производство фторполимеров серьезно изменит мировую ситуацию, сейчас оно набирает темпы роста, а китайская продукция значительно дешевле российской. Начальник отдела пластмасс “ОКБ КП” Геннадий Рывкин возразил, что к числу плюсов фторполимеров можно отнести надежность и негорючесть, обращаться к импортному сырью предприятий вынуждает слабость российских технологий.
Халидя Хамидулина, директор РПОХБВ Роспотребнадзора России, сделала сравнительную оценку токсичности и опасности пластификаторов. Пластификаторы вводятся в полимерный материал для улучшения его свойств. При этом основными требованиями к современным добавкам (низкая токсичность, исключение из состава фталатов, галогенов и других опасных веществ) основаны, прежде всего, на следовании мировой тенденции повышения экологической и медицинской безопасности. Фталаты являются политропным ядом и могут поражать организм человека, воздействовать на репродуктивную функцию. Именно поэтому их содержание находится под строгим контролем. Кроме того, существует проблема стабилизаторов, а именно стеаратов свинца и кальция, которые входят в III и IV группы канцерогенной опасности соответственно и также постепенно заменяются другими соединениями. Доклад эксперта вызвал комментарии представителей многих компаний. В частности, по словам Михаила Ширяева, руководителя отдела нефтехимии компании ExxonMobil Chemical, ученые пришли к окончательному выводу, что при использовании пластификаторов ДИНФ и ДИДФ не существует ограничений, тогда как ДОФ в Европе запрещен. В целом, по мнению эксперта, фталаты не следует объединять в одну группу, так как существует низкомолекулярные и высокомолекулярные фталаты, одни из которых активно используются, а другие в скором времени будут запрещены. Нина Логинова, заведующая отделом “Фторполимеры” компании “Пластполимер”, считает обсуждение вредности соединений фтора столь же абсурдным, как обсуждение озоновых дыр. Владимир Бухин, главный редактор журнала “Трубопроводы и экология”, выразил удивление относительно запрета использования соединений свинца, тогда как все ПВХ-окна производятся исключительно с использованием данного металла. Он подчеркнул, что обращать внимание на экологические характеристики материала стоит лишь в случае его контакта с пищей и питьевой водой, в мебельном производстве и строительной индустрии, по мнению участника конференции, это неважно, так как утилизация идет без выделения вредных соединений. Говоря о пластификаторах, Бухин отметил, что вопросы качества и безопасности соединений не до конца изучены, производители пребывают в растерянности.
Заведующий лабораторией по композиционным материалам “ИЦ Технопарк БашГУ” Башкирского государственного университета Руслан Аблеев рассказал о применении термоэластопластов в кабельной индустрии. ТЭП являются промежуточным материалом между пластиком и резиной, обладают свойствами обоих материалов и классифицируются на реакторные и смесевые. Темпы роста развития ТЭП-материалов превышают темпы роста рынка полимеров, однако опыт применения ТЭП в мировой кабельной промышленности пока небольшой. Одним из видов ТЭП, применяемых в кабельной промышленности, могут служить вулканизаторы компании ExxonMobil Chemical, выпускаемые под торговой маркой “Santoprene”. Специалист отметил, что после ужесточения требований к пожаробезопасности кабельных изделий стали активнее использоваться безгалогенные антипирены.
Директор департамента пластиков Creon Анна Даутова отмечает, что рынок кабелей начинает уходить от привычной командно-нормативной организации и приобретает очертания конкурентной среды. Это сопровождается неизбежными издержками вроде распространения суррогатной изоляции, однако открывает дорогу на рынок новым материалам, чьи свойства отвечают все более жестким требованиям ведущих потребителей. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)