Химия Украины и мира

Мировой рынок метанола, 2011 год

Мировой рынок метилового спирта (метанола) в настоящее время приобретает новые черты. Отличительной характеристикой современного развития мирового рынка метанола является усиление концентрации производства и потребления. Происходит также изменение отраслевой и региональной структуры спроса. Сейчас имеет место существенное замедление темпов прироста потребления метанола на топливном рынке, что совместно с расширением мощностей оказывает понижательное давление на цены. При этом лидером в потреблении (по темпам расширения) становится производство уксусной кислоты. Отраслевая структура мирового потребления метанола за последние годы претерпела существенные изменения, однако они в отдельных регионах были различными.

Динамика изменения отраслевой структуры мирового потребления метанола, %

  Формальдегид МТБЭ Уксусная кислота ДМЭ ММА Топливо Растворители Прочее
2000 г. 34,0 27,8 7,4 2,2 3,1 2,6 4,0 19,0
2011 г. 39,5 16,0 12,6 2,0 2,9 4,0 3,8 19,2

Источники: материалы “ICI”, “Johnson Matthey”.

Наиболее ярко изменения в спросе на метиловый спирт проявляются в производстве метилтретбутилового эфира (МТБЭ). В 2000 г. на его производство приходилось 27,75% всего потребленного метанола – 8080 тыс. т. К настоящему времени эта доля упала до 16%, или 5394 тыс. т, т. е. годовой объем метанола, используемого в производстве МТБЭ, уменьшился на 2686 тыс. т, или на 33%. На данный момент самым существенным фактором, негативно влияющим на потребление метанола в этой области, является запрет на использование МТБЭ в качестве присадки к бензину, введенный в США. Из-за этого потребление данного продукта в стране к 2010 г. снизилось в среднем в 2 раза, что привело к снижению спроса на метанол на 2 млн. т.

Похожая ситуация наблюдается и в Европе, хотя снижение спроса на метанол здесь было менее значительным – около 600 тыс. т. Несмотря на то, что в Европе прямой запрет на использование МТБЭ в топливе не был введен, многие страны административными мерами стимулировали процесс замены топлива, содержащего МТБЭ, на биотопливо. Некоторые производители МТБЭ в этих условиях сосредоточили усилия на производстве ЭТБЭ (этилтретбутилового эфира), рассматривая его как альтернативу МТБЭ. Два завода, расположенные в Нидерландах и Италии, перешли с производства МТБЭ на выпуск ЭТБЭ.

Совокупность данных фактов привела в 2011 г. к снижению мирового спроса на метанол для производства МТБЭ примерно до 5394 тыс. т, что ниже уровня 2006 г. на 22,8%, а 2000 г. – на 33%. Спрос на МТБЭ в Азии, странах Ближнего Востока и Латинской Америки продолжает расти. Поставщики метанола, в том числе российские, при разработке своей экспортной программы должны учитывать, что в различных регионах мира динамика закупок их продукции крупными потребителями, такими как продуценты МТБЭ, может быть разнонаправленной.

При существенном снижении доли, приходящейся на производство МТБЭ в отраслевой структуре мирового потребления метанола, на рынке сбыта последнего возросла роль продуцентов формальдегида, уксусной кислоты и топлива. В 2000 г. на производство формальдегида приходилось 34% мирового спроса на метанол, или 9900 тыс. т, к настоящему времени эти показатели возросли до 39,5% и 13348 тыс. т. Таким образом, объем метанола, используемого в производстве формальдегида, увеличился на 3,5 млн. т, или на 34,8%. Промежуточными продуктами в производстве формальдегида, как правило, являются формалин или карбамидоформальдегидный концентрат (КФК). Формальдегид используется в основном в производстве карбамидоформальдегидных и фенолоформальдегидных смол, а также в производстве полифоральдегида, изопрена и других важных продуктов. На производство уксусной кислоты в 2000 г. пришлось 7,4% мирового потребления метанола – 2150 тыс. т, в 2011 г. эта доля возросла до 12,6%, или до 4244 тыс. т. Таким образом, объем метанола, используемого продуцентами уксусной кислоты, увеличился на 2,1 млн. т, или на 97%, при этом производство уксусной кислоты значительно возросло. Это связано с тем, что существенно растет спрос на все ацетатсодержащие продукты, сырьем для которых является уксусная кислота.

По-разному складываются баланс спроса и предложения, а также динамика объемов импортных потребностей и показателей внешней торговли отдельных региональных рынков сбыта метанола. Для российских поставщиков наибольший интерес представляют два региональных рынка – Европа и Азия.

В большинстве развитых стран производство метанола сокращается, так как из-за повышения цен на природный газ стало неконкурентоспособным. Япония, Республика Корея, США и европейские страны, которые остаются основными потребителями метанола, закрыли большинство своих мощностей и предпочитают его импортировать. Китай остается исключением из правила, что объясняется правительственной политикой, а также ориентацией индустрии на угольное сырье, а не на газ.

Динамика внешнеторгового баланса мирового рынка метанола, тыс. т

  Нетто-импорт Нетто-экспорт
2006 г. 2015 г.* средний годовой прирост, % 2006 г. 2015 г.* средний годовой прирост, %
Всего 12071 25532 12071 25558
Европа 4967 7983 +5,5
Сев.-Вост. Азия 7104 17549 +10,6
Россия 1567 5327 +15
Ближний Восток 4979 13465 +12
Прочие 5525 6766 +2,4

* – прогноз. Источник: данные “CMAI”.

Европейский рынок метанола достиг предкризисного уровня, на фоне постепенного восстановления в Европе автомобильной и строительной отраслей показатели рынка метанола в этом регионе начали повышаться. По мнению ряда профильных экспертов, ситуация на европейском рынке данного продукта будет во многом зависеть от развития сектора биотоплива. Производство биодизельного топлива признается одним из наиболее перспективных направлений использования метанола. В настоящее время во многих развитых странах оно используется в качестве добавки к традиционному дизельному топливу, позволяющей повышать качество топлива, улучшать его смазочные характеристики и срок службы двигателя.

Основным сырьем для производства биодизельного топлива являются эфиры растительных масел в смеси с метанолом. В Европе действовала программа доведения доли биотоплива в структуре моторного топлива с 1,4% в 2005 г. до 5,75% к 2010 г. За этот период потребление в Европе автомобильного топлива (биоэтанол и биодизель), по оценке, выросло с 7 млн. т до 15 млн., при этом инвестиции в строительство 40 новых заводов по производству биодизеля и 60 заводов по выпуску биоэтанола до 2010 г. составили примерно $4 млрд. По оценке компании “Volkswagen”, к 2030 г. доля биотоплива составит 15-20%. Все это позволяет говорить о серьезном росте потребления метанола в Европе не только в ближайшие годы, но и в долгосрочной перспективе.

До кризиса производство метанола в Западной Европе было на уровне 3,3 млн. т, потребление – 8,25 млн. т. Крупнейшим производителем является Германия. Проблемы с сырьем негативно сказываются на производстве метанола в регионе. Высокие цены на природный газ делают неконкурентоспособным метанол европейского производства, в результате в последние годы многие заводы снизили загрузку мощностей или остановили производство этого продукта. Так, в Германии простаивают 2 завода.

Было полностью остановлено производство метанола в Нидерландах (на предприятии “Methanor”). “Methanor” – СП голландских компаний “Akzo Nobel” и “DSM” (по 30% акций у каждой) и финской “Dynea” (40%), имел 2 линии по выпуску метанола суммарной мощностью около 900 тыс. т/год. В качестве сырья использовался природный газ, поставляемый в основном с месторождения Slochteren. Решение по дальнейшей судьбе завода не принято. Возможно возобновление эксплуатации предприятия, но рассматривается и вариант переноса этих мощностей в другой регион.

Ввиду нерентабельности возможно закрытие принадлежащего компании “Nafta Lendava” завода в Словении.

Указанные тенденции могут привести к росту импорта метанола в регионе. Основными странами-поставщиками метанола в Западную Европу являются Чили, Россия, Тринидад и Тобаго, Ливия и Саудовская Аравия. Поставки метанола осуществляют также другие страны Ближнего и Среднего Востока (Бахрейн, Иран, Алжир), а также страны Центральной Европы (Румыния, Словения).

По данным “CMAI” и “CCR”, поставки метанола в Западную Европу имеют следующую географическую структуру (%): Чили  – 22, Россия  – 17, Ливия  – 16, Тринидад  и Тобаго – 11, Саудовская Аравия – 10, Экваториальная Гвинея – 7, Венесуэла  – 4, прочие страны – 13. Основной сферой потребления метанола в Западной Европе является производство формальдегида (около 47%), 12% идет на производство МТБЭ, 7% – на производство уксусной кислоты. Ожидается, что в ближайшие годы в регионе наиболее динамично будет расти потребление метанола продуцентами уксусной кислоты. Стабильно будет повышаться потребление и в области производства формальдегида. Можно полагать, что активно будет развиваться производство биотоплива на основе метанола и производство ДМЭ. Что касается МТБЭ, то в последние несколько лет объем потребления метанола в этой области сокращается.

За последние 5 лет производство МТБЭ в Европе сократилось более чем на 1/4 и, согласно оценкам, основанным на данных “CMAI” и “EFOA”, составило около 2,4 млн. т. Если в первой половине первого десятилетия нового столетия на Западную Европу приходилось почти 30% совокупного мирового производства МТБЭ, то в 2006 г. эта доля сократилась до 12%, а после 2007 г. наблюдалось падение потребления метанола в этой сфере на 7-8%. Спрос на метанол со стороны производителей данного продукта в дальнейшем будет зависеть от того, будут ли введены ограничения на использование МТБЭ в топливе.

Европейские потребители намерены возобновить закупки иранского метанола. В 2010 г. страны ЕС и США ввели санкции против Ирана в ответ на развитие его ядерной программы. В результате европейским компаниям стало проблематично приобретать иранский метанол, поскольку многие банки стран Европы прекратили выдавать аккредитивы на операции в сфере торговли метиловым спиртом с иранскими производителями. Иран является одним из крупнейших поставщиков этого продукта на европейский рынок (12% валового объема европейского импорта метилового спирта приходится на Иран).

Сложившаяся ситуация заставила иранских производителей увеличить скидки при реализации метанола, в результате европейским компаниям стало еще выгоднее закупать этот продукт. При этом спрос на иранский метиловый спирт остается высоким. Учитывая это, многие банки в странах Европы в последнее время пересмотрели стратегию предоставления кредитов и (с целью сохранения своих клиентов) возобновили их выдачу на приобретение иранского метанола. Следует отметить, что в основе сложившейся на европейском рынке метанола ситуации лежит политический конфликт, а не рыночные процессы, поскольку имеются как спрос, так и необходимые объемы предложения. При этом прямых запретов на торговлю с иранскими производителями метанола не введено. Поэтому возникший на рынке дисбаланс не может продолжаться в течение длительного периода времени. Предполагается, что поставки иранского продукта в регион возобновятся.

Экспорт российского метанола в Европу не растет из-за усиливающейся конкуренции со стороны стран Ближнего и Среднего Востока, невозможности осуществления контрактных сделок, отсутствия необходимой инфраструктуры.

Следует учитывать, что возможное ужесточение торгово-политических мер регулирования закупок метанола в Иране может существенно расширить возможности реализации товара других поставщиков.

Если перспективы европейского рынка метанола однозначны в регионе, без сомнения, будет сокращаться внутреннее производство и нарастать импорт, то в Азии ситуация достаточно неопределенна.

В последние 5 лет азиатский рынок метанола активно развивался. В первую очередь данная ситуация обусловлена ростом спроса со стороны Китая. Китай переживает период беспрецедентного повышения спроса на метанол и роста производственных мощностей. Это оказывает кардинальное воздействие на развитие мирового рынка в целом. Страна пытается восполнить дефицит метанола с помощью ввода новых производственных мощностей, но импорт продолжает играть главенствующую роль.

На сегодняшний день Китай является вторым по величине потребителем метанола в мире (более 20% потребляемого в мире метанола) после США, в ближайшей перспективе он, возможно, обгонит США и станет лидером. В последнее время потребление метанола здесь увеличивалось неслыханными для всего остального мира темпами. С 2001 г. по 2006 г. потребление метанола в КНР увеличилось с 3,6 млн. т до 8,6 млн. (прирост в среднем на 19% в год) в период кризиса и в настоящее время – 8-16% в год. В 2011 г. темпы роста экономики Китая снизились, но это не помешало китайскому рынку метанола расшириться на 22%. Согласно оценкам профильных экспертов, в 2011 г. закупки метилового спирта в КНР достигнут 25 млн. т. Такая ситуация обусловлена масштабным расширением строительства, производства и транспортного сектора.

Основной сферой потребления метанола в Китае (как и в мире) является производство формальдегида (33%). На уксусную кислоту идет около 10% метанола. По оценке, выпуск формальдегида в Китае достиг 2,5 млн. т при спросе на метанол в данном секторе в 2,9 млн. т. Формальдегид используется, прежде всего, в производстве синтетических смол (карбамидных, фенолоформальдегидных и меламиноформальдегидных), а также полиацеталя (полиформальдегида) – на это приходится более 70% общего количества потребляемого формальдегида. Остальные 30% приходятся в основном на производство “промежуточных” химикатов, таких, как бутандиол, многоатомные спирты (например пентаэритритол), а также дифенилметандиизоцианат. Смолы потребляются для получения широкого круга продуктов, но в основном они входят в состав средств для деревопереработки, в частности древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ). Причем именно этот сегмент потребления смол является в Китае самым массовым. Еще одна сфера применения смол – производство инженерных пластиков, которые используются наряду с другими видами пластмасс в автомобильной промышленности. Темпы роста большинства из этих подотраслей промышленности традиционно определяются темпами роста ВВП, которые в Китае составляют 8-9% в год. Следует отметить, что строительство и производство в КНР растут быстрее, чем ВВП, что поддерживает тенденцию к увеличению спроса на формальдегид в стране.

Производство уксусной кислоты в Китае, также растущее стремительными темпами, достигло 2 млн. т/год, что ежегодно требует около 1 млн. т метанола. Значительная часть уксусной кислоты применяется для получения мономера винилацетата (ВАМ), на основе которого производится поливинилацетат (ПВА), входящий в состав водоэмульсионных красок, клеев и прочих продуктов. Кроме того, уксусная кислота потребляется в производстве очищенной терефталевой кислоты (ТФК), служащей сырьем для получения полиэтилентерефталата и химических волокон. В секторах ВАМ и ТФК отмечаются очень высокие темпы роста на азиатском рынке – 1219% в год. Все больше в производстве уксусной кислоты используется процесс карбонилирования метанола (на всех крупных современных заводах на него переходят с устаревшего ацетальдегидного способа). Это сказывается на росте спроса на метанол в Китае.

Потребление метанола в КНР будет увеличиваться в ближайшие годы не только за счет роста спроса на традиционные продукты переработки. Здесь активно развиваются новые направления использования метанола. К ним относится использование метанола в качестве сырья для производства олефинов и топлива. Стремясь хотя бы частично сократить зависимость от импорта нефти и продуктов ее переработки, китайские промышленники проектируют развитие производства олефинов либо на базе использования процесса Фишера Тропша, либо через промежуточный этап получения метанола. Компания “Shenhua” в Баотоу (Внутренняя Монголия) в настоящее время разрабатывает производство олефинов из метанола на базе угля мощностью 1,8 млн. т/год по метанолу и 600 тыс. т/год по полиэтилену и полипропилену, а также рассматривает возможность реализации подобного проекта в г. Юлинь (пров. Шаньси). Фирма “Daqing Petrochemical” (филиал компании “PetroChina”) проводит техническое изучение возможности строительства промышленного комплекса по производству метанола из природного газа годовой мощностью 1,65 млн. т, а также полиэтилена и полипропилена мощностью 600 тыс. т/год.

Проекты в сфере производства олефинов из метанола в Китае

Компания Местонахождение (провинция) Мощность, тыс. т/год
Производство этилена и полипропилена
Shaanxi Xinxing Chemical Dev. Co Шаньси 10
Shenhua Group Внутр. Монголия 600
Zhongyi Group Внутр. Монголия 600
Daqing Petrochemical Хэйлунцзян 600
Shaanxi Investment Group  
Zhonghua Yiye Energy Investment Co Шаньси
Ningxia Baota Petrochemical НинсяХуэйский авт. р-н 500
GAIL/Shaanxi Huashan Chemical Ind. Шаньси
Производство пропилена
Datang International Power Generation Внутр. Монголия 460
Huating Coal Grou Ганьсу
Henan Rongxing Industrial Хенань
Shenhua Group НинсяХуэйский авт. р-н 520
Ningxia Coal Industry Group НинсяХуэйский авт. р-н
Shenhua Ningxia Coal Industry Group Шаньси 500

Источник: данные “The Chemical Journal”.

Быстрыми темпами в Китае растет спрос на метанол со стороны производства диметилового эфира (ДМЭ), что связано с повышением потребностей в нем в энергетике, транспортном секторе и производстве сжиженного нефтяного газа. ДМЭ до недавнего времени не являлся крупнотоннажным химическим продуктом, он использовался в основном в качестве пропеллента для аэрозолей. Однако с появлением более эффективных и дешевых технологий его производства, а также новых, “экологических” сфер применения интерес к нему заметно возрос. И это особенно заметно в Китае, который на сегодняшний день является главным мировым продуцентом ДМЭ и продолжает вводить новые крупные мощности по его выпуску. Отчасти это объясняется относительной простотой технологии его получения, требующей создания дополнительно к производству метанола лишь одной стадии, что увеличивает капитальные затраты всего на 20%.

Рынок сбыта ДМЭ, состоящий из 3 основных сегментов (энергетического, транспортного и альтернативного сжиженным нефтяным газам), является достаточно объемным. В частности, ДМЭ, хорошо сгорающий в газовой турбине, может применяться в качестве топлива на электростанциях. Он может также использоваться в дизельных двигателях, причем уровень выбросов в этом случае по сравнению с традиционным дизельным топливом существенно сокращается. Диметиловый эфир способен заменить сжиженные нефтяные газы (СНГ) и использоваться потребителями либо в комбинации с ними, либо в чистом виде. Но особенно важным для Китая является то, что ДМЭ представляет собой экологически безопасное топливо для транспорта, позволяющее сократить загрязнение окружающей среды и использовать национальные ресурсы углеводородов для нужд нефтехимической промышленности.

На сегодняшний день в Китае – примерно 33 млн. автомобилей, к 2020 г. их количество может превысить 130 млн. Согласно расчетам, это приведет к росту потребления нефти до 250 млн. т/год, что вдвое превышает нынешние объемы. В настоящее время Китай импортирует более 40% необходимой нефти, а увеличить собственную добычу не имеет возможности. Таким образом, к 2020 г. страна может столкнуться с необходимостью импортировать 80% потребляемой нефти или же развивать выпуск альтернативного топлива.

Правительство Китая к 2020 г. планирует вдвое сократить объем потребления бензина на автомобиль. Из указанного 50%-ного снижения 30% планируется обеспечить за счет энергосберегающих мероприятий, остальные 20% –  благодаря переходу на альтернативные топлива. Их объем должен составить около 50 млн. т/год, значительная часть которого отводится ДМЭ или метанолу, производимому на основе из угля. КНР является третьим по величине в мире потребителем и вторым импортером сжиженного нефтяного газа (СНГ). Снизить зависимость от его импортных поставок предполагается также за счет производства ДМЭ, получаемого из метанола, главным образом на основе угля. Китай располагает тремя крупнейшими в мире заводами по производству ДМЭ с общим объемом сданных в эксплуатацию мощностей 220 тыс. т/год. Сейчас на стадии строительства находятся новые производственные мощности суммарным объемом в несколько сотен тысяч тонн, к 2012 г. производство ДМЭ в Китае может достигнуть 1,5 млн. т/год, для чего потребуется 4,5 млн. т метанола.

Мощности по производству ДМЭ в Китае

Расположение Мощность, тыс. т/год Процесс Сырье Год ввода
Лючаньхуа 10 Toyo Природный газ 2003
Шаньдун 100 MGC Уголь 2004
Лючаньхуа 110 Toyo Природный газ 2006
Шаньдун 1000 Уголь 2011

Такие секторы, как производство МТБЭ и растворителей, в КНР также продолжают расти. МТБЭ в основном используется в качестве топливной добавки, как кислородсодержащее вещество, обеспечивающее более полное сгорание топлива. В Азии, особенно в Китае, в последнее время наблюдается резкий рост автопарка, что негативно отражается на экологии. Несмотря на рост потребления МТБЭ, Китай не является сторонником применения МТБЭ в качестве топливной добавки, а ратует скорее за непосредственное использование метанола в топливной сфере. Использование метанола как компонента топлива в Китае имеет более благоприятные перспективы, чем МТБЭ.

Топливо является наиболее перспективной областью потребления метанола. Китай ориентируется на топливо стандарта “М85”, подобного разработанной в Калифорнии в 1990-х годах смеси, в которой используется метанол в комбинации с бензином, причем такая смесь на 85% состоит из метанола, а остаток представляет собой обычный бензин. Основной производитель – нефтехимическая компания “The China Luohe Petrochemical Co”, которая выпускает также “М50” (в объеме нескольких сотен тысяч тонн в год).

Китайский бензиновый рынок оценивался примерно в 50 млн. т, при этом парк личных автомобилей за последние 10 лет увеличился в 6 раз. В результате импорт нефти достиг рекордных показателей. Учитывая перспективы роста экономики, легко понять стремление Китая компенсировать дефицит нефти за счет использования внутренних запасов угля. Топливно-энергетическая безопасность стала одной из основных причин бурного развития внутреннего производства метанола/ДМЭ на основе угля, возможно, она также послужит толчком для использования метанола в качестве компонента автомобильного топлива. Даже сравнительно небольшое 10%-ное увеличение выпуска таких смесей (для чего используется и некоторое количество метанола, импортированного из газодобывающих регионов) приведет к увеличению потребности в метаноле на несколько миллионов тонн.

Согласно прогнозам профильных экспертов, в ближайшее время рынок метилового спирта в КНР будет ежегодно расширяться на 15-17%. В соответствии с некоторыми прогнозами, этот показатель оценивается в 8%, однако для предположений о снижении темпов расширения спроса на метанол в Китае нет оснований. В настоящий момент нет никаких признаков их снижения. Метанол – один из базовых продуктов химической промышленности, который применяется в различных сегментах индустрии. Поэтому в Китае, экономика которого будет бурно развиваться с масштабным расширением строительства, производства и транспортного сектора, спрос на метанол будет резко возрастать. Таким образом, к 2015 г. объем закупок метанола в стране может достичь 45-48 млн. т, а доля Китая в структуре мирового потребления метанола превысить 50%. При этом в КНР расширяется собственное производство метанола. Выпуск метанола в Китае растет хотя и не так стремительно, как спрос на этот продукт, но все же впечатляющими темпами.

Производство метанола в Китае отличают две особенности. Во-первых, китайские мощности достаточно фрагментированы, разбиты на многочисленные мелкие производства (примерно по 100 тыс. т/год). Во-вторых, в структуре сырья большую часть составляет уголь, а не газ, как в других странах. Высокая доля угля в сырьевой структуре объясняется не только высокой ценой на природный газ. Уголь доминирует в энергетической системе Китая: 75% запасов расположены на северо-востоке и северо-западе страны, 25% – на востоке и на юге центральной части, около 85-90% производственных мощностей в Китае используют в качестве топлива именно уголь.

Значительное число заводов работает с 60-х и 70-х годов прошлого века, они морально и физически устарели и используют сравнительно неэффективную технологию атмосферной газификации угля, ввезенную из СССР еще в 50-х годах. Некоторые из них работают на сравнительно дорогом антрацитовом угле, содержащем непригодную для использования пульпу, которую потом приходится гранулировать и продавать в качестве топлива на местных рынках, что усложняет производственный процесс. Этапы газификации угля также увеличивают затраты в придачу к затратам на установки для риформинга синтетического газа и этапы синтеза метанола.

В последние годы производственный потенциал Китая обновляется быстрыми темпами, что связано со строительством большого количества новых мощностей. Наибольшую их часть по-прежнему составляют маломощные установки в 100-200 тыс. т метанола в год. В то же время введены в строй 3 установки мощностью 600 тыс. т/год и 3 установки по 400 тыс. т, что существенно расширило производственный потенциал страны.

Китайская коксохимическая компания “Zekai (Group) Corp.” на территории автономного района Внутренняя Монголия успешно завершила первый этап строительства предприятия по выпуску метанола мощностью 1,8 млн. т/год, строительство второй очереди мощностью 800 тыс. т/год предполагается завершить в ближайшее время. По данным делового журнала “ChinaPRO”, здесь будет ежегодно выпускаться 1,8 млн. т метанола, предназначенного для производства 0,6 млн. т олефинов.

Некоторые источники оценивают суммарную мощность по метанолу в Китае в 17 млн. т/год, хотя реально в последние годы производилось от 8,0 до 10 млн. т, а в 2010 г. было выпущено 15,75 млн., за первые январь-сентябрь 2011 г. – 14,705 млн. По оценке, на 2011 г. в целом данный показатель достиг 19,61 млн. т. Хотя до начала нынешнего десятилетия природному газу в производственной базе принадлежала существенная доля (около 30%), это сырье потеряло свои позиции несколько лет назад с введением в эксплуатацию новых крупных производств, базирующихся на угле. Китайская индустрия метанола выбрала уголь как основной сырьевой источник: на его основе работает более 50% мощностей.

На ближайшие несколько лет прогнозируется, что в Китае создадутся новые заводы общей мощностью 12,5-13,5 млн. т метанола в год. Как и в случае с уже существующими производствами, на большинстве новых заводов в качестве сырья будет использоваться уголь, хотя рассматривается несколько проектов по постройке газо-сырьевых заводов в тех немногочисленных регионах Китая, где есть значительные запасы природного газа. Так, китайская национальная офшорная нефтяная корпорация (“CNOOC”) с одобрения правительства построила и ввела в строй в 2009 г. второй комплекс по производству метанола из газа мощностью 600 тыс. т/год на острове Хайнань. Подобный первый метанольный завод этой компании на данной площадке начал коммерческое производство в 2006 г.

Китайские проекты метанольных предприятий, находящихся на стадиях строительства, предложения, проектирования или рассмотрения

Компания Мощность, тыс. т /год Сырье
Hebei Qianan Chem Co/Inner Mongolia Zhalute Xingta Mine Co 800 Уголь
Hong Kong Zhongyi Co 2000
Inner Mongolia Ximeng Group Co/Shendong Tianlong Group 1200
Yongcheng Coal & Electricity Group Co 500 Уголь
Xinjiang Petroleum Bureau 200
Qinghai Zhonghao Natural Gas Chemical Co 600 Природный газ
Shanxi Coking Co 300 Уголь
Yankuang Group 500
Inner Mongolia Boyuan United Chem Co 1000
Jiutai Energy (Inner Mongolia) Co 1500
Shandong Yanzhou Coal Mining Co 600 Уголь
Qinghai Oilfield Germu Refinery 300
Henan Zhongyuan 400 Природный газ
Hainan Longdu Industrial Development Co 600 Природный газ
Shanghai Coking & Chemical Co 400 Уголь
Yunnan Petroleum & Chemical Industry Group Co 300
Huating Zhongxu Coal Chemical Co Ltd. 600
Inner Mongolia Xiyang Coal Chemical Co 400 Уголь
Erdos Rongcheng Energy Chemical Co 1000
Lanzhou Blue Star Chemical Co

 

200
Kingboard Lubao Chemical Co 300

Примечание. Суммарные мощности 13350 тыс. т/год. Источник: “CCR”.

Принимая во внимание тот факт, что Китай остается рынком, испытывающим дефицит метанола, компании предприняли объединенные усилия по обеспечению растущего спроса и сохранению сырьевой независимости страны за счет строительства новых заводов. Однако за последние годы число проектов настолько возросло, что не ясно, какие из них будут реализованы. В ближайшее время в Китае могут быть введены метанольные заводы суммарной мощностью более 13 млн. т/год. Даже учитывая взрывной характер роста спроса на метанол в Китае, представляется маловероятным, что при существующей структуре спроса (без принципиальной смены его модели) для всех запланированных мощностей хватит места на рынке. Поэтому реализация заявленных новых проектов во многом зависит от развития переработки метанола, например, в олефины и диметиловый эфир, а также его использования в качестве компонента автомобильного топлива. Следует иметь в виду, что китайское производство зависит от конъюнктуры мирового рынка и носит в какой-то степени “компенсирующий” характер. На ближайшие несколько лет запланирован ввод в эксплуатацию большого объема новых мощностей, но на данный момент не ясно, какая часть из них заменит устаревшие, выводимые из эксплуатации производства. Кроме того, при расчете баланса спроса и предложения, а следовательно и импортной емкости китайского рынка, следует учитывать сохраняющуюся проблематичность в отношении конкурентоспособности китайских поставщиков, поскольку, как и на существующих мощностях, на большинстве новых китайских предприятий планируется использовать в качестве сырья каменно-угольный газ. Их производство может быть прибыльным только в том случае, если цена на метанол не упадет ниже $140150/т. Наконец, согласно последним сообщениям, синтез метанола из природного газа в Китае сейчас законодательно запрещен с целью экономии ресурсов последнего. В любом случае, в соответствии с последними тенденциями развития производства, следует ожидать дальнейшего расширения мощностей и повышения выпуска метанола в стране.

В первой половине первого десятилетия нового столетия китайский импорт метанола колебался от 1,5 до 1,8 млн. т|год, при этом наблюдалась тенденция к снижению. Спрос на метанол в Китае превышал предложение, однако с вводом новых мощностей этот разрыв постепенно сокращался, что сказывалось на объемах импорта. В 2004-2005 гг. в страну ежегодно ввозилось примерно 1,36 млн. т метанола, в том числе из Саудовской Аравии (278 тыс. т, филиалы “Sabic”), Ирана (245 тыс.), других стран Ближнего и Среднего Востока (Бахрейн, Ливия и Катар в сумме 135 тыс.), Индонезии и Малайзии (в сумме 177 тыс.) и с различных заводов “Methanex” (466 тыс.). В 2006 г. показатели опустились до минимального уровня в 0,92 млн. т. Доля импорта в обеспечении внутренних потребностей в метаноле снижалась с 40% в 2001 г. до 32% в 2003 г., 20% – в 2005 г., 13,6% – в 2006 г. Впоследствии опережающий рост потребления обусловил изменение тенденции на противоположную. По оценке, в 2011 г. дефицит метанола на рынке Китая составил 5,4 млн. т (производство – 19,6 млн. т, потребление – 25 млн.), а удельный вес импорта в потреблении – 21,6%.

Географическая структура китайского импорта метанола (%, по данным “CCR”, “CMAI”): Саудовская Аравия – 20, Иран – 19, Н. Зеландия – 15, Индонезия  – 8, Канада  – 8, Чили  – 8, Малайзия  – 6, Бахрейн  – 5, Россия  – 5, Катар  – 3, Ливия  – 1, прочие страны – 2.

Одновременно с ростом объемов импорта метанола и его доли во внутреннем потреблении КНР ужесточает таможенный режим в отношении его внешнеторговых закупок. Согласно сообщению министерства торговли страны, с 28 октября 2011 г. Китай ввел временные антидемпинговые пошлины от 9,3% до 37,5% на импорт метанола при его ввозе из Индонезии, Малайзии и Новой Зеландии. Исходя из имеющихся соотношений, по оценке, к 2015 г. дефицит метанола в КНР может достичь 5,0-9,6 млн. т (14-20% внутреннего спроса). В ближайшие годы в Китае будет введено в эксплуатацию несколько крупных производств метанола, что, возможно, приведет к некоторому снижению дефицита. Его размер, вероятно, главным образом будет определяться рядом производственных факторов. Во-первых, сырьевым обеспечением китайской промышленности метанола. Продление правительственного запрещения на использование природного газа для выпуска метилового спирта обусловит изъятие из обращения 50% действующих мощностей (8,5 млн. т/год) и отказ от реализации объявленных проектов в размере не менее 2 млн. т/год. Существенное влияние окажет динамика китайских внешнеторговых закупок угля (главным образом из Монголии): в 2010 г. импорт угля расширился на 40%, в 2011 г. стал сокращаться. И, наконец, определяющее влияние на китайскую отрасль окажет перспектива поставок углеводородов из России. Во-вторых, объемы выпуска в стране будут определяться конкурентоспособностью китайских продуцентов, обусловленной мировыми ценами на метанол, нефть и уголь. В-третьих, на баланс китайского рынка повлияет политика поставщиков-конкурентов: положение в Иране, возможные скидки для внедрения на китайский рынок новых поставщиков из Малайзии (“Petronas”) и т. д.

Таким образом, страна пытается восполнить дефицит метанола с помощью ввода новых производственных мощностей, но, тем не менее, импорт продолжит играть существенную роль.

В целом в ближайшие годы азиатский регион останется крупным импортером метанола. Спрос на метанол на азиатском рынке будет определять Китай, однако определенную роль играют и другие страны-потребители.

Импорт метанола в Республику Корея (относительно небольшой по объему) в 2011 г. сократился. По оценкам “Mitsubishi International Corp.”, рынок метанола этой страны будет расти на 3,5% в год.

В прошлом крупным производителем метанола являлась Япония, однако на данный момент страна не имеет действующих заводов по выпуску этого продукта и весь требующийся метанол импортирует. Географическая структура импорта метанола Японией (%, источник – “CMAI”): Саудовская Аравия – 50, Н. Зеландия – 24, Чили  – 8, Индонезия  – 6, Катар  – 5, Канада  – 4, Иран  – 2, Малайзия  – 1.

По оценке, объем потребления метанола в Японии составляет 2,2-2,5 млн. т и, согласно прогнозам корпорации “Mitsubishi International Corp.”, импортный спрос на метанол в стране ежегодно будет возрастать на 1,3-1,7%.

Растут российские поставки метанола в азиатский регион. Представители японских компаний проявляют интерес к возможности ввоза российского метанола с томского ООО “Сибирская метанольная химическая компания” (ранее – ЗАО “Метанол”), являющегося дочерним предприятием ОАО “Востокгазпром”. Внимание к томским производителям метанола вызвано удобным географическим расположением. Не считая небольшого производства в Ангарске, это самый восточный метанольный завод в стране.

Японская промышленность, базирующаяся на этом виде химического сырья, полностью зависит от его импорта из Индонезии, Саудовской Аравии, Новой Зеландии и других стран, достаточно удаленных от Японии. ОАО “Восточно-Сибирская газохимическая компания” рассматривает проекты создания производств метанола в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Основным потребителем продукции должен стать Китай, а также южнокорейские и японские компании. В общей сложности собраны заявки на поставку 5 млн. т метанола, в том числе 2 млн. – в рамках подписанных контрактов. Восточной газовой программой предполагается строительство в Якутии комплекса для выпуска 1,34 млн. т метанола по японской технологии. “Газпром” совместно с японской “Mitsui” планирует создать в Находке газо-химический комплекс на базе СПГ, где будет производиться, в частности, метанол. Проект строительства завода метанола на 450 тыс. т на базе Братского месторождения будет реализовываться совместно с “Итерой” начиная с 2012 г. Тогда же начнется реализация якутских проектов. Пуск новых заводов состоится не ранее 2015 г. Перспективы данных поставок в значительной мере будут зависеть от решения российской стороной логистических проблем.

На Ближнем и Среднем Востоке активно развивается производство метанола, что связано с огромными запасами дешевого природного газа. Наиболее активно в этом направлении движется Иран. Иранские компании располагают мощностями по метанолу, равными 6,44 млн. т/год. Разрабатываются проекты создания еще 14 млн. т новых годовых мощностей. Крупным производителем метанола является также Саудовская Аравия. Крупнейшая химическая компания страны “Saudi Basic Industries Corp.” (“Sabic”) располагает долями в двух крупных производствах метанола: 50% в “AR-RAZI Saudi Methanol Co” (остальные 50% у компании “Mitsubishi Gas Chemical Co”) и в “GPIC Gulf Petrochemical Industries Co”. Мощность производств – 2,1 млн. т/год. Большая часть производимого метанола направляется в дальнейшие производственные процессы на предприятиях компании. Оставшуюся часть – примерно 500 тыс. т – компания экспортирует в Италию, Францию, Испанию, Бельгию и Нидерланды. “Saudi International Petrochemical Co” (“SIPC”) осуществила пуск собственного производства метанола мощностью 850 тыс. т/год. Основной особенностью данного региона является то, что подавляющая часть производимого метанола поставляется на экспорт, в первую очередь в Азию, а также Западную Европу.

В последние годы ситуацию в химической промышленности Северной Америки определяет положение в сырьевой отрасли. Дефицит газа и нефти и высокие цены на сырье привели к повышению цен на американскую продукцию, что сделало ее менее конкурентоспособной.

Динамика основных показателей рынка метанола США, тыс. т

  Потребление Производство Импорт
2005 г. 6200 1800 4400
2006 г. 7100 1000 6100
2007 г. 7050 800 6250
2010 г. (Оценка) 7600 600 7000

Источник: “CMAI”.

Снижение объемов производства и закрытие ряда метанольных производств в стране наблюдалось в последние 5 лет на фоне появления низкозатратных мега-установок, расположенных в странах с большими запасами дешевого природного газа. С 2000 г. в Северной Америке прекратили выпуск метанола установки суммарной мощностью около 7 млн. т/год. В предкризисный период в регионе, по данным “CMAI”, были остановлены предприятия (тыс. т/год): в Канаде “Kitimat” – 550; в США “Beaumont MeOH” – 850, СП “Lyondell MeOH” – 750, СП “Celanese”/”Valero” – 600, “Celanese” – 500. Данная тенденция сохраняется, вполне вероятно, что в период посткризисного восстановления объем производства метанола в регионе не будет превышать 500 тыс. т/год. В перспективе рассматриваются проекты создания в шт. Иллинойс (США) производства метанола на базе угля, но вероятность их реализации крайне мала. Других новых проектов нет. После сокращения собственных мощностей метанол поставлялся в США главным образом из Канады, Тринидада и Тобаго. Сейчас Канада, поставлявшая более 40% ввозившегося в США метанола, не является его основным поставщиком в данную страну. Теперь эти поставки главным образом осуществляются из стран Южной Америки. Географическая структура импорта метанола в США (%, источник: “CMAI”): Тринидад и Тобаго – 54, Венесуэла  – 14, Экваториальная Гвинея – 10, Чили  – 9, Канада  – 5, Аргентина  – 3, Бахрейн  – 3, СНГ – 2.

В последние годы в США наблюдалось снижение объемов производства и потребления метанола с одновременным ростом доли импорта в структуре потребления. По оценке, в настоящее время удельный вес импорта на рынке метанола США превысил 90% (в 2000 г. – 50%, в середине 90-х годов – 25%).

Определяющее влияние на темпы потребления метанола в США и Северной Америке в целом оказал запрет на использование МТБЭ в качестве добавки к автомобильному топливу, введенный в 16 штатах США. До вступления запрета в силу производство МТБЭ являлось лидером по объемам потребления метанола. К 2007 г. потребление метанола в этой сфере сократилось почти на 500 тыс. т, а к 2010 г. – в среднем в 2 раза, что привело к снижению спроса на метанол на 1,5 млн. т. Одновременно произошел рост объемов потребления в других сферах использования.

Товарная структура потребления метанола в Северной Америке, %

Сферы использования – производство следующих товаров 2000 г. 2010 г.
Формальдегид 24 33
Уксусная кислота 12 18
МТБЭ 38 17
Растворители 6 6
ММА 3 3
ДМЭ 2 2
Топливо 1
Прочие продукты 15 20

Источники: “CMAI”, “ICCI”.

По мнению экспертов, в Северной Америке следует ожидать дальнейшего снижения объемов потребления метанола в производстве МТБЭ. При этом будет расти спрос на метанол в других секторах. Особо нужно выделить перспективы развития рынка биотоплива в регионе. На данный момент спрос на метанол в этой области увеличивается в среднем на 3% в год, но ожидается ускорение темпов его роста, которое продолжится и в дальнейшем.

По расчетам, в США из-за сокращения собственного производства метанола потребление продукта в перспективе будет главным образом удовлетворяться за счет внешних поставщиков. При этом ежегодный прирост импорта, даже по минимальным оценкам, составит 3%. Вполне вероятно, что на фоне развития производства метанола в Латинской Америке основные потоки метанола в США и в дальнейшем будут идти именно из этого региона.

Мощности Латинской Америки по метанолу достигнут в ближайшем будущем 13 млн. т/год. Крупнейшими производителями останутся Тринидад и Тобаго (6,6 млн. т) и Чили (3,8 млн.). Оценивается, что импорт метанола из Латинской Америки в США превысит 8 млн. т.

Расположенное в Центральной Америке, Тринидад и Тобаго является одним из крупнейших мировых производителей метанола. На данный момент суммарные мощности страны по этому продукту составляют 6,39 млн. т/год. Последний завод годовой мощностью 1780 тыс. т (М5000) был пущен в 2005 г. С пуском данного производства мощности “Methanol Holdings Trinidad Ltd.” (“MHTL”) – крупнейшей метанольной компании страны – составили 4,0 млн. т/год. На Тринидад и Тобаго приходится около 18% мирового производства метанола и около 1/3 мирового экспорта. На данный момент в стране практически отсутствует собственное потребление метанола, подавляющая часть этого продукта поставляется на экспорт. Основными потребителями являются США, а также азиатские страны.

После ввода в строй двух мега-установок в 2004-2005 гг. проектов дальнейшего развития производства метанола в Тринидаде нет. Возможно строительство заводов по переработке метанола, в частности производства уксусной кислоты и олефинов.

Смогут ли российские поставщики в этих условиях реализовать свои возможности и сохранить 10%-ную долю на мировом рынке, будет определяться изменением их конкурентоспособности. Конкурентоспособность российских продуцентов будет определяться рядом факторов. К их числу относятся проблемы, связанные с расширением производств стран-конкурентов из газоносных регионов. В ближайшей перспективе основную конкуренцию российским экспортерам будут составлять страны Ближнего и Среднего Востока, поскольку в Латинской Америке прогнозируется развитие переработки метанола. В Азии ожидается пуск крупного завода в Малайзии (компания “Petronas”) мощностью 1,7 млн. т/год, что вызовет рост объемов производства и конкуренции в регионе. Феноменальный рост химической промышленности в развивающихся странах был связан не только с относительно низкими затратами на основное химическое сырье (природный и попутный газ), но и с интенсивной государственной поддержкой этой отрасли. Так, до сих пор во многих развивающихся странах импортные тарифы на химические продукты в 1,5 раза выше, чем в развитых. В данных государствах проведена интенсивная работа по повышению производительности труда и квалификации персонала, в том числе путем стажировки в ведущих компаниях. Однако еще более важную роль играет прямая поддержка государства. Вторым ключевым фактором конкурентоспособности поставщика метанола является стоимость природного газа, определяющая значительную часть величины издержек его выпуска. По данным “American Chemistry Council”, средние издержки добычи природного газа по странам и регионам характеризуются следующими данными ($/млн. BTU): Катар  – 0,7, Саудовская Аравия – 0,75, Россия  – 1,2, Бразилия  – 1,6, Индия  – 3,25, Китай  – 4,85, Япония  – 5,2, Западная Европа – 5,65, США – 9,7.

В РФ стоимость природного газа выше, чем у конкурентов, отличается как относительно неблагоприятной динамикой цен, так и практикой его поставок продуцентам метанола национальным монополистом – “Газпромом”. Это наглядно иллюстрируется положением с сырьевым обеспечением крупнейшего российского продуцента метанола – ОАО “Метафракс”, у которого с “Газпромом” заключен договор, согласно которому последний продает предприятию около 600 тыс. куб. м газа в год по регулируемой цене. Данного количества газа не хватает для полного обеспечения потребностей “Метафракса” и оно вынуждено покупать дополнительные объемы газа по повышенной цене – стоимость газа по этим договорам выше регулируемой цены.

“Газпром” не заинтересован поставлять газ на внутренний рынок по регулируемым расценкам. Можно предположить, что газовая монополия станет предпринимать усилия к тому, чтобы заставить своих потребителей, в частности “Метафракс”, постепенно снижать долю газа, получаемого по регулируемой цене, и покупать все большие объемы по более высоким договорным ценам.

На электронных торгах, состоявшихся в 2008 г., стоимость газа для потребителей составила в среднем уже 3364 руб./1000 куб. м, что на 111% выше среднего уровня регулируемых цен. Расходы “Метафракса” на природный газ, по оценкам компании, в 2007 г. составили $49 млн., или 25% от себестоимости продукции. В 2012 г., по его оценкам, расходы ОАО “Метафракс” на природный газ составят $137 млн., на их долю будет приходиться уже 40% всех затрат. В результате издержки “Метафракса”, связанные с покупкой газа, в ближайшие годы будут увеличиваться более высокими темпами, чем внутрироссийские цены на это топливо. Цены на газ на свободном рынке также быстро растут.

Цена на газ является основным вопросом реализации крупномасштабных дальневосточных проектов. При разработке программы принималась цена на газ для Дальнего Востока в минус $60/1000 куб. м к стоимости сырья в США. Сейчас газ в регионе продается потребителям по минус $70 к цене в США.

Ключевыми проблемами всех экспортных российских проектов являются неразвитая транспортная инфраструктура и другие логистические проблемы. У РФ нет развитой инфраструктуры для поставок метанола – портов с соответствующим оборудованием для хранения, перевалки и отгрузки, складов и т. д. Для развития нового экспортного направления в Азию необходимо завершить строительство терминала по перевалке метанола в порту Восточный (долгострой с 2002 г.).

Динамика стоимости газа ($/1000 куб. м) и средней цены реализации метанола ($/т) “Метафраксом”

  2009 г. 2010 г. 2011 г.* 2012 г.** 2013 г.** 2014 г.** Изменение, %
Газ 75 100 120 155 160 170 226,7
Метанол 275 280 275 250 255 260 94,5

* – оценка; ** – прогноз. Источники: ФСТ, МЭРТ, данные “Метафракса”, оценки БКС.

Решающим аргументом в экспортных поставках является железнодорожный тариф. Стоимость перевозки метанола в РФ значительно возрастает. Учитывая удаленность российских заводов от основных рынков сбыта, стоимость перевозки может стать фактором, лимитирующим осуществление проектов. Так, говорить о перспективах поставок метанола в Японию можно будет, если ОАО “Востокгазпром” удастся сохранить специальные ставки по тарифу на железнодорожные перевозки. Транспортный тариф на перевозку метанола из Якутска до Находки составляет $78, однако не ясно, каким он будет в момент пуска производства. В аналогичном положении находится крупнейший в РФ поставщик метанола “Метафракс”: химкомбинат имеет транспортную скидку от РЖД при условии ежегодных экспортных поставок на уровне 300 тыс. т. От перспектив дальнейшей политики РЖД будет в значительной мере зависеть конкурентоспособность российских поставщиков метанола.

В настоящее время представляются неопределенными перспективы реализации российского метанола на мировом рынке, являющиеся важнейшим фактором будущего развития в РФ промышленности, связанной с производством данного химиката. При этом прогнозируется, что в перспективе объемы мировой торговли метанолом и емкость мирового рынка данного товара будут увеличиваться. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version