Химия Украины и мира

Россия: рынок антиоксидантов, 2011 год

Кризис отступил, аналитики вновь привыкают к двузначным темпам роста отраслей. Особенно бойко “пошел в рост” российский полимерпром. Так, если по химпрому рост 2010 г. составил 14%, то производство каучуков выросло на 24%, полимеров – почти на 22%. В этой связи ожидаемо повышение спроса на добавки, в частности, на антиоксиданты.

Согласно данным СНХЗ, мировой рынок химических добавок для полимеров переживает серьезные структурные изменения. В основном они выражаются в слияниях, закрытиях нерентабельных производств и открытии новых мега-заводов. В целом это приводит к уменьшению и укрупнению лидеров рынка. Еще одна тенденция – проникновение лидеров в регионы с дешевой рабсилой и сырьем (Ближний Восток, Россия) с созданием СП с местными компаниями – только начала набирать силу. Это значит, что пример Саудовской Аравии или Бахрейна, где недавно пущены заводы и СП с германскими компаниями, может быть подхвачен в нефтерегионах РФ, Казахстана или Азербайджана.

Но пока основные мощности по производству антиоксидантов (АО) для полимерно-резиновой индустрии существуют в России. Здесь существуют 2 основных производителя – Стерлитамакский нефтехимический завод (СНХЗ, Башкортостан) и “Химпром” (Новочебоксарск). СНХЗ специализируется на производстве фенольных антиоксидантов под ТМ “Агидол”. Они используются на нефтеперерабатывающих предприятиях, в производстве каучуков и резины, пластмасс и химволокон. Доля антиоксидантов составляет более половины от всего объема товарной продукции завода. По оценкам руководства СНХЗ, к 2011 г. объем производства АО составлял почти 10 тыс. т, из которых на экспорт шло порядка 75%.

За счет экспорта идет и рост производства. Например, в 2010 г. технического АО “Агидол-1” отгружено в РФ 2,67 тыс. т (практически столько же в 2009 г. – 2,65 тыс. т), а на экспорт – 7,23 тыс. т (в 2009 г. – 5,14 тыс. т). Кроме того, в СНХЗ отмечают: монопольное (подтвержденное патентами) право на производство фенольных АО типа “Агидол” сдерживается появлением новых продуцентов фенольных АО. Остальное количество экспортируется в Европу и Латинскую Америку.

На предприятии постоянно проводятся работы по модернизации (перевооружение установки получения Агидола-2). В 2011 г. продолжены работы по инвестпроекту “Организация производства Агидола-110”, хотя кризис заставил приостановить проект при 40-90%-ной готовности отдельных его сегментов. “Химпром” выпускает специальные резинохимикаты – “Ацетонанил Н” (это единственное в стране предприятие, выпускающее этот антиоксидант для резин) и “Новантокс” – для индустрии каучуков, шин и РТИ. Чувашское предприятие почти не уступает СНХЗ по масштабам: на площадях до100 тыс. кв. м работает свыше 1000 человек. Это одно из старейших производств АО в мире – в 2014 г. ему будет 60 лет, крупнейшее предприятие российской химической индустрии: помимо производства АО, здесь выпускается кремний-, фосфор-, хлор- и неорганика, гербициды, компоненты для жестких полиуретанов, ингибиторы солеотложений, пероксид (крупнейшее производство в РФ). На предприятии внедряется система экологического менеджмента качества по ISO:14001, проводится работа по ее интеграции с системой менеджмента качества.

Указанные два крупных производителя заняли каждый свою ниша. Ниша СНХЗ – это нефтехимия, полимеры, реже – каучуки; “Химпром” ориентируется на каучуки и “резинопром”. Развитие нынешних российских производств тормозится устаревшим оборудованием и технологиями. По данным СНХЗ, износ фондов тут достигает 60% при среднем сроке службы оборудования 20 лет. К тому же это оборудование в 1,5-2 раза более энерго- и ресурсозатратно, чем западные аналоги.

Для полной модернизации надо $4+1 млрд./год, а всего потребуется до $35 млрд. Такую сумму мог бы “потянуть” разве что Стабилизационный фонд, но его активы вместо работы в России спасают американско-европейские банки и финструктуры. Вместо финансирования в полном объеме государство предлагает выделение $0,1 млрд. до 2015 г. согласно пятилетней “Стратегии развития химической и нефтехимической отрасли”. Средства пойдут на новые исследования, кроме того, еще примерно $0,1 млрд. планируется привлечь от “частного бизнеса”. Вот и все финансирование на ближайшие годы вместо $30 млрд.

Главным потенциальным потребителем АО в России выступает нефтепереработка (что и следовало ожидать для сырьевой экономики). Вторым крупнейшим потребителем выступает полимерпром, который вместе с “резинопромом” (шины и резиновые изделия) потребляет почти весь остальной объем АО. Таким образом, в обозримом будущем треть объема АО будет направляться на производство полимеров (прежде всего полиолефинов) и эластомеров (прежде всего каучуков). На фоне этих гигантов потребления применение АО в таких модных сферах, как пищепром, косметика, фармацевтика, в России должно было бы быть мизерным.

Реальная картина совсем другая. Пока в потреблении доминирует пищепром и производство каучуков (т. е. шин), тогда как доля полимеров не достигает и 10%, а российские нефтепродукты в них вообще “не нуждаются”. Данные АКПР по каучукам и полимерам в целом согласуются с данными по реализации основного российского продукта “Агидол” на внутреннем рынке. Таким образом, на сегодня потребление АО в полимерной индустрии идет в основном на производство резин и каучуков на фоне скромного потребления в производстве пластиков (7-10%).

Таким образом, российский рынок потребляет АО в основном при производстве резинотехнических изделий и пищевых продуктов. Доля АО, используемых в переработке нефти и полимеров, пока невелика (10% потребления). Однако в дальнейшем она должна вырасти в связи с планами государства по увеличению выпуска полимеров и продуктов тонкого нефтехимического синтеза. Рынок РФ в значительной мере обеспечивают продукцией два местных производителя и экспортера с мировым влиянием – «Химпром» (Чувашия) и Стерлитамакский НХЗ (Башкирия). Их основными потребителями внутри страны выступают крупнейшие полимерные и нефтеперерабатывающие корпорации. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version