Кризис привел к сильному падению всех показателей рынка ПВХ (на 20-50%), прежде всего из-за обвала основных потребляющих отраслей, роста цен и падения покупательной способности. Были опасения, что объем рынка стабилизируется на уровне 800-950 тыс. т. Как же изменилась ситуация за год?
Российское производство, контролируемое 5-7 суперпредприятиями советской постройки, изменяется, что связано с модернизацией одних, закрытием других и появлением новых предприятий (“ЛУКойл-Карпатнефтехим”, а с 2013 г. – “РусВинил”). Импорт ПВХ в РФ продолжает играть важную роль, эта тенденция должна была сохраниться еще 1-2 года. Ожидалось, что основные поставки будут идти по ПВХ-С из США, Китая и Южной Кореи, по ПВХ-Э (10-12% рынка ПВХ) – из Германии и стран Западной и Северной Европы.
В плане объемов прогнозы оказались слишком осторожными. В 2011 г., по первым оценкам, барьер в 100 тыс. т перейден, хотя это и было достигнуто путем избыточного импорта примерно 50 тыс. т (не нашедшего спроса). Других существенных отклонений от прогнозов не произошло – доля американского импорта продолжила расти, а на рынке появился украинский ПВХ. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся к 2012 г., подробнее.
Львиная доля производства остается на двух ключевых предприятиях РФ. К концу 2011 г. наблюдалось снижение загрузки мощностей на 3-4% на “Саянскхимпласте” и “Сибур-Нефтехиме”. По данным CREON-Кортес, к октябрю полностью загружены были мощности лишь на “Пласткарде”. Согласно оценке “Саянскхимпласта”, мощности его перегружены: «Компания “Саянскхимпласт” – лидер российского комплекса ПВХ. На долю компании приходится около 48% производства суспензионного российского ПВХ. Проектная мощность производства ПВХ – около 150 кт/год. Достигнутая мощность 260 кт/год».
Нет недозагрузки и у “Каустика” (за 9 месяцев мощности загружены на 80%). По данным Rupec, в 2009 г. “Каустик” расширил мощности до 180 тыс. т/год, но лишь во второй половине 2011 г. (после урегулирования цены этилена с “Газпромнефтехим Салаватом”) сумел выйти фактически на 100%-ную загрузку мощностей.
По итогам 9 месяцев 2011 г. ожидалось, что производство ПВХ в целом сократится, согласно CREON-Кортес, из-за вывода из эксплуатации устаревших мощностей в АК «Азот» и «Усольехимпроме». Из-за остановки последнего российское производство ПВХ-Э за 1-9 ноября сократилось вдвое, в итоге за год выпуск ПВХ-Э был заметно сокращен.
Российские производители в 2011 г. увеличили объем выпуска несмешанного ПВХ на 5% до 576 тыс. т. Прирост объемов обеспечили производители ПВХ-С (554 тыс. т, рост на 5%): стерлитамакский “Каустик” – с 145 (2010 г.) до 174,36 тыс. т, “Саянскхимпласт” – на 1-2% до 259,3 тыс. т, волгоградский “Пласткард” сохранил объемы производства на уровне 2010 г.; “Сибур-Нефтехим” из-за технических проблем во второй половине года сократил выпуск ПВХ-С. В дальнейшем ожидается более существенный рост производства. О намерениях нарастить производство до 400 тыс. т заявляли не только лидеры “Саянскхимпласт” и “Каустик”, но и “Сибур” (за счет нового завода “РусВинил”). Российское производство снижалось в течение практически всей последней 6-летки (рост в 2010 г. был лишь на фоне рецессивного 2009 г.), тогда как потребление возросло в 1,5 раза. Это дало мощный толчок росту импорта – в 2,6 раза с 2006 г., который в прошлом году вновь превысил показатель производства. Данные от различных источников на этот раз сравнительно хорошо совпадают. Несмотря на производственные успехи, неожиданный и значительный подъем в потреблении (на 15-20%) дал классическую ситуацию временного дефицита и закономерно вызвал повышенный интерес к импорту. Импорт вырос сразу на 40%. Наиболее “урожайным” для импортеров выдался 2010 г., импорт ПВХ-С вырос почти втрое, ПВХ-Э – более чем в 1,8 раза. В 2010-1011 гг. доля импорта ПВХ-Э снизилась до 20-25% всего импорта ПВХ (ранее достигала 1/3 импорта). Но усиление позиций ПВХ-С довольно условное, поскольку к концу 2011 г. на рынке оказалось невостребованным 60-70 тыс. т закупленного ПВХ-С.
В региональности импорта произошли сильные изменения, продолжившие тенденцию 2010 г. – стремительную экспансию американских компаний, которых в 2006-2007 гг. никто не замечал. Они оттеснили на 2 место считавшийся незаменимым китайский импорт. В 2010 г. импорт ПВХ-С из США повторил рекорд 2008 г. и подскочил в 5-6 раз (до 137 тыс. т). В 2011 г. он вырос еще более чем в 2 раза. Такие темпы сложно припомнить даже у китайских импортеров. Пять лет назад китайцы ежегодно увеличивали поставки в 2-3 раза, а после спада 2009 г. (импорт ПВХ-С упал с 320 до 150, а китайский – со 170 до 70 тыс. т) – до 1,2-1,6 раза. Американский импорт достиг половины всего ввозимого ПВХ, потеснив импортеров других стран. В итоге потребление ПВХ-С в России почти на четверть состоит из американского продукта, а доля российского ПВХ-С снизилась с 61% до 52% (доля Китая осталась на уровне 13-14%). При этом американцы демпингуют. Такая нетипичная для американской продукции ситуация (обычно продукция из США стоит дорого) возможна по двум причинам. Первая – производство ряда компаний США выгодно вынесено в “дешевые” регионы, прежде всего Индокитай и Тайвань. Компания Formosa (это старое название острова Тайвань), например, лишь недавно стала чисто американской, а до этого числилась тайваньской. Также не стоит забывать о возможностях протекционизма в отношении своих поставщиков со стороны госструктур США. Правда, будущее американского импорта зависит от многих конкурентных факторов. Например, китайские компании (речь идет прежде всего о двух лидерах поставок из “семейства” Xinjiang – Tianye и Zhongtai) могут перестроиться и решить проблемы с задержками поставок (проблема “узкого горла” казахской таможни поднималась на отраслевых симпозиумах в 2011 г.). Могут сдержать обещание и нарастить объемы местные продуценты. Но главное изменение может внести украинско-российский “Карпатнефтехим”, быстро внедряющий объявленные планы затоварить российский рынок своим ПВХ. Импорт ПВХ-Э все более “прибирают к рукам” немецкие концерны Vinnolit и Vestolit (в сумме почти 2/3 импорта ПВХ-Э), а также швейцарско-британская Ineos и еврокорпорация SolVin. Таким образом, потребление ПВХ продолжает возрастать, в этом году можно ожидать порядка 5-10% роста. Намерения местных продуцентов позволяют прогнозировать существенный рост их мощностей в ближайшее время. Но пока российские продуценты не в состоянии обеспечить весь спрос. Это приводит к значительному объему импорта, ключевую роль в котором играют сейчас по ПВХ-С компании США и в меньшей мере Китая, по ПВХ-Э – компании Германии и других стран запада ЕС. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)