Химия Украины и мира

Украина: рынок строительной химии, I полугодие 2012 года

Ситуацию на украинском рынке ПВХ-профилей в Украине в 2011 г. и первой половине 2012 г. продолжали определять кризисные явления в строительной индустрии. В 2011 г. рынок ПВХ-профилей оценивается в 105-108 тыс. т, что на 5-7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Оценивая итоги I полугодия 2012 г., профильные эксперты предполагают, что рынок “просел” на 7-10% от объемов аналогичного периода предыдущего года. Сложившаяся ситуация в значительной степени обусловлена низкой платежной способностью населения Украины, что привело к росту продаж систем дешевого сегмента. Не наблюдается в стране и возобновление крупного строительства, что также негативно отразилось на объемах внутреннего производства и поставок по импорту ПВХ-профилей.

На рынке ПВХ-профилей сохраняется тенденция роста доли профильных систем украинского производства. Открытие в Украине в последние 5 лет ряда новых производств, в большинстве случаев с капиталом крупных зарубежных компаний, способствует сокращению в потребительской структуре доли импортной продукции. В 2010 г. в потребительской структуре доля отечественных ПВХ-профилей составляла 64-65%, в 2011 г. выросла до 67-68%. По итогам 2012 г. этот показатель оценивается на уровне 72-75%. Более высокий прирост доли украинских профильных систем в этом году обеспечит расширение производства на функционирующем предприятии и организация нового производства.

Так, в июне компания “Миропласт”, ведущий отечественный производитель ПВХ-профилей, пустила 7 новых экструзионных производственных линий, что позволило увеличить объемы выпуска продукции на 1000 т в месяц. Если в 2007г. объем продукции составлял порядка 800 т в месяц, то к 2012 г. этот показатель увеличен до 4 тыс. т. Мощности по выпуску продукции на уровне 48 тыс. т планируется расширить до 60 тыс. т. На заводе в Днепропетровске выпускаются профили под торговыми марками WDS, TRIO, Galaxy и Olimpia. На сегодняшний день рыночная доля компании “Миропласт” составляет порядка 18%.

Производство ПВХ-профилей налаживают также в ООО “Карпатнефтехим” (предприятие российской компании “ЛУКойл”). Мощности по производству ПВХ-профилей здесь составляют 20 тыс. т продукции в год. Стоимость закупленного оборудования – $30 млн. В апреле была введена в эксплуатацию одна из 6 экструзионных линий и начато производство первой партии кондиционного профиля. Согласно информации, опубликованной в газете “Бизнес”, до конца года будут пущены остальные 5 линий. “Карпатнефтехим” является единственным в Украине производителем суспензионного ПВХ (производственная мощность – 300 тыс. т/год). Наличие собственного сырья позволит этому производителю иметь некоторые конкурентные преимущества. Однако серьезно конкурировать с крупными игроками рынка, отмечают эксперты, пока не сможет ввиду отсутствия квалифицированного персонала, способного вырабатывать четкую политику продвижения продукции на рынке.

Экспорт ПВХ-профилей из Украины незначителен при отмечающемся росте поставок (2011 г. – 3,88 тыс. т, +7,2% к 2010 г.; январь-май 2012 г. – 1,51 тыс. т, +39,8% к январю-маю 2011 г.). Ведущие страны-импортеры украинского ПВХ-профиля – Россия, Беларусь, Молдова. Средняя экспортная цена ПВХ-профиля характеризовалась понижательной динамикой: 2011 г. – $1991/т, 2011 г., январь-май 2011 г. – $1966/т, январь-май 2012 г. – $1953/т.

Основные поставки экспорта ПВХ-профилей обеспечивает “Миропласт”. Экспортные отгрузки у этой компании занимают 30% и наращивались в 2011-2012 гг. в связи с сокращением темпов потребления на украинском рынке.

Импорт ПВХ-профилей на украинский рынок в последние годы стабильно сокращается ввиду расширения внутреннего производства (2008 г. – 153,5 тыс. т, 2009 г. – 61,6 тыс. т, 2010 г. – 66,7 тыс. т, 2011 г. – 59,4 тыс. т). В текущем году по итогам января-мая поставки сократились на 25,3% к уровню аналогичного периода 2011 г. Если в 2011 г. по сравнению с 2010 г. поставки сократила тройка ведущих стран-экспортеров, то в I полугодии 2012 г. это было характерно для всех основных стран-поставщиков.

Лидирующие позиции по объемам поставок ПВХ-профилей сохраняются за Китаем и Польшей. В общем импорте ПВХ-профилей на эти страны в 2011 г. приходилось 64%, в 2012 г. (январь-май) – 63%.

Поставки ПВХ-профилей в Украину основными странами-экспортерами

Страна 2011 г. Январь-май 2012 г. В % по количеству
количество, т стоимость, тыс. $ количество, т стоимость, тыс. $ к 2010 г. к январю-маю 2011 г.
Всего 59441 125049 14704 32545 89,0 74,7
Китай 19766 25882 4236 6890 88,6 74,9
Польша 18455 45289 5103 10927 96,1 79,8
Германия 8003 25110 1963 6379 61,1 64,5
Турция 4549 9232 706 1716 108,7 44,5
Болгария 4429 7779 1233 2533 130,4 87,2
Россия 2317 6110 675 1830 180,3 68,6
Беларусь 676 1626 366 752 67,3 205,6

Среди импортеров на первом месте находятся европейские торговые марки с объемами поставок, составляющими более 58% (январь-май 2012 г.) от общего импорта. Ведущие позиции среди них занимают торговые марки Rehau, Profine, Veka, Proflink, Aluplast, Salamander и др. Лидерство сохраняется за торговой маркой Rehau (производство Германия и Польша) с долей 34% в общем импорте ПВХ-профилей.

На украинском рынке ПВХ-профилей представлено большое количество торговых марок как отечественных, так и иностранных. При этом на 8 наиболее популярных приходится свыше 75% общих продаж. В наибольших объемах реализуется продукция ТМ Miroplast, Rehau и Eurofasad.

Ведущий игрок рынка – украинская компания с турецкими инвестициями “Миропласт” – в 2012 г. намерена увеличить долю рынка ПВХ-профилей до 23%. Эксперты отмечают, что конкурентные преимущества в части приобретения ПВХ-сырья, а также опыт материнской компании в других регионах мира позволили ООО “Миропласт” серьезно закрепиться на рынке и потеснить других украинских производителей, а также зарубежных поставщиков.

Основным каналом сбыта оконной ПВХ-продукции является сегмент частных застройщиков. Его доля в 2011 г. операторами рынка оценена в 65%. Доминирующим, по оценкам экспертов, он будет оставаться и в ближайшей перспективе, поскольку предпосылок к восстановлению масштабного строительства в стране не наблюдается.

Ситуацию на рынке ПВХ-профилей по итогам 2012 г. большинство профильных экспертов оценивает пессимистично. Факторы, обусловившие снижение потребительского спроса в 2011 г., характерны для рынка и в текущем году (низкая покупательская способность населения, отсутствие инвестиций в строительство незавершенных объектов, строительство новых и реконструкцию старых зданий, невыгодные условия ипотечного кредитования).

Снижение объемов потребления ПВХ-профилей до конца года прогнозируется на уровне 5-10%. Доля импортной продукции по-прежнему будет сокращаться. Ожидается, что в 2012 г. состоится очередная волна закрытия небольших фирм, рынок расширится за счет крупных производителей. Основные игроки усилят экспансию в районных центрах и селах Украины, поскольку большие города перенасыщены предложением продукции. Сохранится тенденция удешевления дорогих профильных систем. (Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version