В настоящее время в Узбекистане производится около 400 наименований ЛКМ. Емкость рынка составляет, по оценкам экспертов АК “Узстройматериалы”, около 230 тыс. т в натуральном выражении. Доля Узбекистана в региональном производстве ЛКМ – около 45%. Для рынка ЛКМ характерна тенденция к росту, который составляет примерно 9% в год.
В Узбекистане производством ЛКМ занято около 10 крупных предприятий суммарной мощностью около 120 тыс. т продукции в год. Однако все потребности рынка с помощью местной продукции удовлетворить не удается: доля импорта составляет 50-52% объема узбекского рынка. Около 20% производимой продукции выпускают небольшие предприятия с незначительными объемами производства. Они специализируются в основном на эмалях и полуфабрикатных лаках, которые применяются для внутренних и наружных строительных работ. В I квартале 2011 г. узбекские предприятия выпустили 41,2 тыс. т различных ЛКМ, при этом темпы роста производства составили около 14%.
Основными тенденциями, наблюдаемыми в лакокрасочной отрасли, являются динамичный рост производства водно-дисперсионных (ВД) ЛКМ и жидкотертых масляных красок наряду с уменьшением в объеме производства доли густотертых масляных красок.
Наиболее крупными производителями ЛКМ в Узбекистане в настоящее время являются: совместное узбекско-нидерландско-британское предприятие Lok Kolor Sintez, узбекско-китайское СП ОАО “Тошкент лок-буек заводи”, ООО East-Kolor, узбекско-российское СП Link Paints Trading. Согласно независимым исследованиям и данным мониторинга столичного рынка строительных материалов, на долю каждого из указанных производителей приходится порядка 9% объема производства ЛКМ.
Для рынка ЛКМ характерен высокий уровень конкуренции и острая борьба за сбыт между местными и зарубежными производителями. Большинство импортируемых в Узбекистан ЛКМ относится к дорогому ценовому сегменту. Основными странами-импортерами ЛКМ являются (в % от объема импорта): Россия – 14, Германия – 11, Беларусь – 9,7, Финляндия – 9, Корея – 7, Литва – 7.
Правительство страны пытается защитить своего производителя. С 1 сентября 2011 г. Узбекистан ввел специ-фическую ставку на импорт отдельных видов лакокрасочной продукции. В частности, на импорт красок и лаков на основе синтетических полимеров, модифицированных природных полимеров, акриловых и виниловых полимеров, масляных красок и лаков установлена специфическая ставка в не менее чем $0,5/кг. По мнению экспертов строительной отрасли, установление комбинированной ставки ввозной таможенной пошлины позволит обеспечить равные конкурентные условия для всех участников рынка лакокрасочной продукции.
В связи с расширением рынка ЛКМ, наблюдаемым в последние годы, а также прогнозируемым в ближайшем будущем, лакокрасочная отрасль в Узбекистане является инвестиционно привлекательной. Крупные производители из-за рубежа стремятся открыть собственные производства в республике. Спрос на ЛКМ в последние годы характеризуется стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только в строительстве, но и в других отраслях: производстве мебели, машиностроении и т. п. В 2009 г. среднедушевое потребление ЛКМ в Узбекистане, по данным АК “Узстроматериалы”, составило 3,5-4,4 кг.
Результаты маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что наиболее востребованными среди потребителей являются ВД-краски, грунтовки, эмали. Эти материалы используют более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами. Среди потребителей-профессионалов (специалистов строительных, архитектурных и торговых организаций) наиболее популярна торговая марка Tikkurila, ее назвали 19,7% участников опроса. Второе и третье места по популярности среди профессиональных потребителей занимают узбекские марки продукции.
В 2010 г. СП ОАО “Тошкент лок-буек заводи” произвело 19,73 тыс. т лакокрасочной продукции, получив 1,806 млрд. сумов чистой прибыли. Как отмечается в годовом отчете компании, чистая выручка от реализации продукции составила 35,291 млрд. сумов. Ташкентский лакокрасочный завод, созданный в 1945 г., в настоящее время является крупнейшим производителем лакокрасочной продукции в Центральной Азии. Предприятие имеет в своем составе цех по производству эмалей, грунтовок и красок, цех по изготовлению металлической тары, цех по производству желтого железооксидного пигмента. В 2003 г. был введен в эксплуатацию цех по производству литографированной жести для изготовления банок с трафаретной печатью. В настоящее время предприятие занимает площадь 19,2 га. Основной научной базой предприятия является центральная заводская лаборатория, где разрабатывают новые виды ЛКМ и технологии, отвечающие современным требованиям. Ассортимент выпускаемой продукции – лаки, сиккативы, олифа, краски и эмали различных цветов, краски для разметки дорог, цветные пигменты и сухие цинковые белила. В планах предприятия – выпуск электроизоляционных, мебельных и паркетных лаков, автоэмалей, мастики для днищ автомобилей.
Узбекско-нидерландско-британское СП Lok Kolor Sintez со дня основания взяло курс на выпуск лакокрасочной продукции для нужд машиностроения, транспорта, строительства и ремонтных работ, а также на производство вспомогательных материалов. Используя опыт высококвалифицированных сотрудников, здесь выпускают продукцию высокого качества под постоянным контролем ОТК. Специалисты лаборатории ведут научные разработки в области изготовления новых ЛКМ и совершенствования имеющихся технологий. На сегодняшний день предприятие имеет более 25 собственных уникальных разработок. Это позволило компании выйти на международный рынок и успешно конкурировать с другими мировыми производителями ЛКМ.
В 2000 г. эмаль “Алур” с успехом прошла испытания в корпорации Marubeni и была рекомендована для окраски пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. На предприятии разработан и внедрен в производство огнезащитный состав Deflam, который прошел испытания в лаборатории ГУПБ МВД Узбекистана. В 2003 г. были разработаны биоцидные (антисептические) краски и эмали серии Biocavat, которые тестировались в НИИ эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний и были рекомендованы Минздравом страны для применения в местах большого скопления людей. В 2004 г. началось производство экономически выгодных для массового потребления матовой краски Tejam, пропитки “Пенетон” и грунтовки “Биногрунт” как составляющих комплекс материалов для отделки фасадов, а также производство акриловых водостойких и химстойких покрытий серии “Акрилюкс”. Через год начат выпуск цветных лессирующих лаков на оборудовании импортного производства. Получен сертификат соответствия Госстандарта РФ на серийный выпуск грунтовки и эмали “Алур” и грунтовки по металлу. Грунтовка и эмаль серии “Алур” успешно прошли ускоренные климатические испытания в ИЦ ОАО “НИИ ЛКП “Виктория” в условиях умеренного и холодного климата. В 2008 г. получила распространение новая лакокрасочная продукция, отличающаяся более низкими ценами за счет применения новых экономически эффективных технологий и материалов. В 2009 г. началось производство алкидной эмали различных цветов для широкого спектра применения (аналог ПФ-115) и полиакриловой глянцевой краски Sharq.
Узбекско-российское СП Link Paints Trading выпускает продукцию для розничных и оптовых покупателей (как декоративные, так и специальные защитные материалы). Контроль качества продукции проводится аккредитованной лабораторией, расположенной на территории завода и оснащенной современным оборудованием.
ООО East-Kolor (Ташкент) занимается производством и продажей на рынке страны более 160 наименований высококачественной лакокрасочной продукции. Объемы производства компании постоянно растут. За время работы были налажены деловые связи со многими крупными местными предприятиями-производителями сырья для ЛКМ – СП ОАО “Ташкентский лакокрасочный завод”, Ферганский нефтеперерабатывающий завод, ОАО Maxam-Chirchiq, ОАО “Узбум” и др. Введена в эксплуатацию линия по производству полуфабрикатного лака и олифы, а также участок производства тары. Основными покупателями продукции этого предприятия являются министерства, ведомства, общественные организации, многие предприятия, фирмы и частные предприниматели республики.
Потребление ЛКМ в Узбекистане в последние годы стабильно увеличивается. Эксперты отмечают, что в связи с существенной разницей в уровне доходов, которая сохранится в стране еще довольно длительное время, ценовая структура ассортимента ЛКМ должна быть дифференцированной. Тот факт, что большинство потребителей в настоящее время не имеет определенных предпочтений в отношении узбекских или зарубежных ЛКМ наряду с активностью западных производителей на рынке Узбекистана, должен стимулировать местных производителей на принятие мер, направленных на сохранение и развитие производства лакокрасочной продукции. (Лакокрасочная промышленность/Химия Украины, СНГ, мира)