Химия Украины и мира

Мировой рынок: самые динамично развивающиеся дженериковые компании в 2011 году

Для производителей дженериков патентный обвал, “накрывший” компании Большой Фармы, является раем, говорят в своем отчете эксперты лондонской аналитической компании EvaluatePharma Ltd. При определенном уровне подготовки, мотивации и не без доли удачи компании, специализирующиеся на производстве копий оригинальных лекарственных препаратов, могут переходить от одного потерявшего патентную защиту блокбастера к другому, собирая миллионные прибыли. В некоторых случаях – многомиллионные. Например, индийская компания Ranbaxy продала дженериковый аналог гипохолестеринемического препарата Lipitor, разработанного Pfizer, на $500 млн. в течение 6 месяцев рыночной эксклюзивности. Производители брэндов тоже диверсифицируют продуктовые портфели, чтобы восполнить потери от продаж бывших блокбастеров. Иногда они объединяют усилия со своими конкурентами из дженерикового лагеря, чтобы получить доступ к низкозатратному производству и рынкам стран с развивающимися экономиками.

В 2011 г. показатели среднегодовых темпов роста продаж дженериков многих дженериковых компании выражались двузначными, а иногда трехзначными цифрами. Самая динамично развивающаяся дженериковая компания – Sagent Pharmaceuticals – показала среднегодовой темп роста продаж дженериков 106%. Или, например, Watson Pharmaceuticals, которая “печет” одну копию блокбастеров за другой от авторизованного дженерика препарата Concerta компании Johnson & Johnson до авторизованной копии Lipitor. В 2011 г. показатель среднегодового темпа роста продаж дженериков равнялся 46%. Не отстает от Watson и Dr. Reddy’s Laboratories, увеличившая продажи дженериковой продукции на 34% за счет выпуска на рынки копий блокбастеров Protonix компании Pfizer и Zyprexa (Eli Lilly). Партнерства и приобретения способствовали увеличению объема продаж дженериков компании Sanofi на 19%, что позволило этой компании Большой Фармы почти вплотную приблизиться к участникам рейтинга TOP-11 самых динамично развивающихся дженериковых компаний.

Некоторые аналитики полагают, что для того, чтобы в полной мере воспользоваться патентным обвалом, только выпуска новой продукции не достаточно. Необходим масштаб компании, и не в целях экономии, а чтобы иметь производственные мощности для выпуска продукции. Еще один пример, связанный с дженериком Lipitor. Индийская Ranbaxy получила от FDA право на эксклюзивную продажу дженерика в США, так как первой подала заявку. Но руководство компании не было уверено в том, что она сможет выполнить все заказы в полном объеме (в то время у FDA были претензии к Ranbaxy в отношении производственного процесса на ряде предприятий). Поэтому индийской компании пришлось заключить соглашение с израильской Teva на случай, если у нее возникнут проблемы производственного характера.

Когда компаниям нужен масштаб, они поглощают других. Perrigo (2 место в рейтинге) приобрела Paddock Laboratories за $540 млн. Watson (4 место) прикупил греческую Specifar за $562 млн. и согласился приобрести исландскую Actavis за $4,25 млрд. Польская Polpharma (10 место) приобрела доли в компаниях из стран с развивающимися экономиками, в т. ч. в турецкой Cenovapharma и российской “Акрихин”. Dr. Reddy’s ищет компании для поглощения в РФ. В рейтинге учтены объемы продаж исключительно дженериков. Компании расположены по показателю темпа роста продаж. В рейтинг не вошли компании с продажами дженериков ниже $150 млн. и темпом роста продаж ниже 22%.

TOP-11 самых динамично развивающихся дженериковых компаний

Компания Объем продаж дженериков в 2011 г., млрд. $ Темп роста продаж дженериков, %
2011 г. 2010 г.
Sagent Pharmaceuticals 0,150 106 153
Perigo 0,620 80 45
Nichi-Iko Pharmaceutical 1,3 79 25
Watson Pharmaceuticals 3,32 46 38
Glenmark Pharmaceuticals 0,778 37 17
Dr. Reddy’s Laboratories 1,48 34 15
Taro Pharmaceutical Industries 0,436 33 11
Sun Pharmaceutical Industries 1,65 29 52
Veropharm 0,165 24 28
Polpharma 0,580 22 20
Hi-Tech Pharmacal 0,192 22 22

(Фармацевтический вестник/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version