Для производителей дженериков патентный обвал, “накрывший” компании Большой Фармы, является раем, говорят в своем отчете эксперты лондонской аналитической компании EvaluatePharma Ltd. При определенном уровне подготовки, мотивации и не без доли удачи компании, специализирующиеся на производстве копий оригинальных лекарственных препаратов, могут переходить от одного потерявшего патентную защиту блокбастера к другому, собирая миллионные прибыли. В некоторых случаях – многомиллионные. Например, индийская компания Ranbaxy продала дженериковый аналог гипохолестеринемического препарата Lipitor, разработанного Pfizer, на $500 млн. в течение 6 месяцев рыночной эксклюзивности. Производители брэндов тоже диверсифицируют продуктовые портфели, чтобы восполнить потери от продаж бывших блокбастеров. Иногда они объединяют усилия со своими конкурентами из дженерикового лагеря, чтобы получить доступ к низкозатратному производству и рынкам стран с развивающимися экономиками.
В 2011 г. показатели среднегодовых темпов роста продаж дженериков многих дженериковых компании выражались двузначными, а иногда трехзначными цифрами. Самая динамично развивающаяся дженериковая компания – Sagent Pharmaceuticals – показала среднегодовой темп роста продаж дженериков 106%. Или, например, Watson Pharmaceuticals, которая “печет” одну копию блокбастеров за другой от авторизованного дженерика препарата Concerta компании Johnson & Johnson до авторизованной копии Lipitor. В 2011 г. показатель среднегодового темпа роста продаж дженериков равнялся 46%. Не отстает от Watson и Dr. Reddy’s Laboratories, увеличившая продажи дженериковой продукции на 34% за счет выпуска на рынки копий блокбастеров Protonix компании Pfizer и Zyprexa (Eli Lilly). Партнерства и приобретения способствовали увеличению объема продаж дженериков компании Sanofi на 19%, что позволило этой компании Большой Фармы почти вплотную приблизиться к участникам рейтинга TOP-11 самых динамично развивающихся дженериковых компаний.
Некоторые аналитики полагают, что для того, чтобы в полной мере воспользоваться патентным обвалом, только выпуска новой продукции не достаточно. Необходим масштаб компании, и не в целях экономии, а чтобы иметь производственные мощности для выпуска продукции. Еще один пример, связанный с дженериком Lipitor. Индийская Ranbaxy получила от FDA право на эксклюзивную продажу дженерика в США, так как первой подала заявку. Но руководство компании не было уверено в том, что она сможет выполнить все заказы в полном объеме (в то время у FDA были претензии к Ranbaxy в отношении производственного процесса на ряде предприятий). Поэтому индийской компании пришлось заключить соглашение с израильской Teva на случай, если у нее возникнут проблемы производственного характера.
Когда компаниям нужен масштаб, они поглощают других. Perrigo (2 место в рейтинге) приобрела Paddock Laboratories за $540 млн. Watson (4 место) прикупил греческую Specifar за $562 млн. и согласился приобрести исландскую Actavis за $4,25 млрд. Польская Polpharma (10 место) приобрела доли в компаниях из стран с развивающимися экономиками, в т. ч. в турецкой Cenovapharma и российской “Акрихин”. Dr. Reddy’s ищет компании для поглощения в РФ. В рейтинге учтены объемы продаж исключительно дженериков. Компании расположены по показателю темпа роста продаж. В рейтинг не вошли компании с продажами дженериков ниже $150 млн. и темпом роста продаж ниже 22%.
TOP-11 самых динамично развивающихся дженериковых компаний
Компания | Объем продаж дженериков в 2011 г., млрд. $ | Темп роста продаж дженериков, % | |
2011 г. | 2010 г. | ||
Sagent Pharmaceuticals | 0,150 | 106 | 153 |
Perigo | 0,620 | 80 | 45 |
Nichi-Iko Pharmaceutical | 1,3 | 79 | 25 |
Watson Pharmaceuticals | 3,32 | 46 | 38 |
Glenmark Pharmaceuticals | 0,778 | 37 | 17 |
Dr. Reddy’s Laboratories | 1,48 | 34 | 15 |
Taro Pharmaceutical Industries | 0,436 | 33 | 11 |
Sun Pharmaceutical Industries | 1,65 | 29 | 52 |
Veropharm | 0,165 | 24 | 28 |
Polpharma | 0,580 | 22 | 20 |
Hi-Tech Pharmacal | 0,192 | 22 | 22 |
(Фармацевтический вестник/Химия Украины, СНГ, мира)