Производство
Производство минеральной ваты как в предкризисный период, так и после него демонстрирует тенденцию к увеличению. В абсолютном выражении прирост составляет 2800 тыс. куб. м/год в последние 3 года. Перед кризисом, в 2007 г. прирост составил почти 3200 тыс. куб. м, а в 2008 г. мог бы увеличиться до 3500 тыс. Возможно, именно такими “широкими шагами” производство и предпочло бы развиваться, в том числе и после упадка, но посткризисное замедление сказывается даже на перспективном сегменте.
В 2006 г. российскими предприятиями было произведено 10 млн. куб. м теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, что на 25,1% больше показателя 2005 г. В 2007 г. выпуск составил 13,2 млн. куб. м, прирост – 31,7%. Несмотря на это, в 2006-2007 гг. на рынке минераловатной теплоизоляции отмечался дефицит продукции. В 2008 г. прирост составил лишь 6,8% – всего было произведено 14,1 млн. куб. м минеральной ваты. В 2009 г. впервые за весь период имел место спад: выпуск сократился на 11,7% до 12,5 млн. куб. м.
В 2010 г. был зафиксирован прирост на 22,6%, в 2011 г. ситуация была более сдержанной – прирост снизился до 18,2% (но в абсолютном выражении те же дополнительные 2800 тыс. куб. м, что и в 2010 г.). Логично предположить, что в 2012 г., несмотря на все пессимистичные ожидания, российское производство выдаст не меньше чем 20,5 млн. куб. м. Помимо сокращения темпов роста в 2008 г. и 2009 г, особенностью этого периода стала иная, чем в 2007 г., динамика выпуска по месяцам. Так, если в 2007 г. наиболее продуктивными были весенние и летние месяцы года, то в 2008-2009 гг. производство активизировалось только к осени. 2010 г. и 2011 г. повторяют эту динамику, но более высокой линией. Также стоит обратить внимание на сильное снижение объемов производства в I квартале 2009 г.: лишь в апреле объем выпуска минераловатной теплоизоляции сравнялся с показателями 2008 г., но затем снова упал.
Во втором полугодии 2010 г. производство развивается более активно: в апреле-мае выпуск сравнялся с уровнем 2007-2008 гг. А с июня объемы производства заметно превышают выпуск всех предыдущих лет.
Весь 2011 г. смотрится хорошо – в январе произведено столько же, сколько в самом удачном январе рассматриваемого периода – 2007 г. Затем линия уверенно идет вверх, даже в декабре традиционно не падает, а растет вверх в расчете на удачный строительный сезон наступающего года. Начало 2012 г. также выглядит оптимистичным – в январе-марте было произведено на 28,7% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Но прирост всего 2012г. вряд ли будет таким же высоким, поскольку все еще срабатывает эффект низкой базы – например, в I квартале 2011 г. тоже был прирост 30% по отношению к аналогичному периоду, только в результате (по итогам всего года) получилось 18,3%. В целом видно, что российский рынок минеральной ваты держится в основном на собственном производстве.До кризиса ежегодные приросты производства были значительно выше, чем приросты рынка, а кризисное падение – меньше. В дальнейшем это соотношение восстановится, приросты производства снова будут опережать приросты рынка. Обратное соотношение, зафиксированное в 2010-2011 гг., свидетельствует о том, что объем рынка, включая импорт, отталкивался от более низкой базы (импорт сократился сильнее производства, но и восстанавливается в первые годы после кризиса активнее).
В географическом аспекте безусловным лидером на рынке каменной ваты является Центральный округ – его доля в последние 3 года стабильно держится на уровне 42-43% от общероссийского выпуска. Значительную долю занимают Уральский и Приволжский федеральные округа. Можно сказать, что доля ПФО увеличивается за счет УФО, и если в 2005 г. в Уральском округе производилось в 2,5 раза больше, чем в Приволжском, то теперь они почти сравнялись. Создается впечатление, что в Уральском округе сокращается производство минеральной ваты, на самом же деле оно растет, просто в этом производстве участвуют всего два представителя от УФО – Свердловская и Челябинская области – и им трудно соревноваться с многочисленными регионами из других округов. Доля Северо-Западного округа с 2006 г. остается практически неизменной (с еле заметной тенденцией к увеличению). Доля Сибирского округа колеблется от 6% до 10%. Доли Южного федерального округа, как и Дальневосточного, и без того небольшие, продолжают медленно уменьшаться.
Распределение производства по регионам выглядит следующим образом. Основными “соперниками” являются Московская и Челябинская область. В настоящее время выпуск в этих регионах практически одинаков, тогда как в 2005 г. в Московской производилось значительно больше. Оба региона испытывают давление со стороны других активно развивающихся областей. Особенно следует выделить Белгородскую, Ленинградскую, Рязанскую и Тамбовскую области, а также Республику Татарстан. В целом можно отметить тенденцию к более равномерному распределению производства по регионам.
Таким образом, производство минераловатной теплоизоляции тяготеет к рынкам сбыта – региональная структура распределения выпуска все больше становится похожей на структуру распределения строительства. Исключением является только Южный федеральный округ – в плане строительства он находится в лидерах, а в плане производства минеральной ваты – в аутсайдерах. Объяснить это расхождение можно тем, что в южных регионах необходимость теплоизоляции конструкций не так актуальна, как для других регионов страны – северных и восточных. Также на распределение долей ФО на рынке каменной ваты влияет возможность дешевого импорта, близость к сырьевой базе, развитость инфраструктуры, советское наследие. Дефицит теплоизоляционных изделий из каменной ваты в Дальневосточном ФО легко объясняется дешевым импортом из Китая. Незначительное производство материала в Южном федеральном округе определяется особенностями экономической деятельности региона, основной профиль деятельности которого – аграрная промышленность. Урал, для которого характерно обилие полезных ископаемых, специализируется на производстве строительных материалов, в том числе теплоизоляционных. Стимулом к производству большого объема каменной ваты в Центральном ФО стала высокая активность строительного сектора в Москве и Московской области. Не стоит также забывать, что предпринимателю проще переоснастить существующий с советских времен завод, чем строить новый. Большинство подобных заводов расположено именно в ЦФО и УФО. Определенное воздействие оказывает и политический фактор – создание особых экономических зон, деятельность на территории которых связана с меньшими административными издержками. В связи с этим в ближайшем будущем стоит ожидать развитие рынка теплоизоляционных материалов в Татарстане.
Низкая плотность материала не способствует снижению издержек на его перевозку, поэтому любой локальный рынок, который предъявляет высокий спрос на минеральную вату, но снабжается при этом завозными материалами, является потенциально привлекательным для инвестиций в местное производство.
Производители
После 5 лет ежегодного мониторинга рынка теплоизоляционных материалов специалисты ABARUS Market Research отмечают возрастающую разницу между официальной статистикой производства теплоизолирующей продукции, в том числе минеральной ваты, и ее реальным объемом выпуска. Если в 2005 г. эта разница составляла 600 тыс. куб. м (8000 против 7400), то в 2011 г. это 5100 тыс. куб. м (18100 против 13000), несмотря на попытки Росстата усовершенствовать учет. Такой разрыв говорит о том, что на российском рынке теплоизоляции по-прежнему работает множество небольших компаний, не отчитывающихся должным образом перед местными статистическими организациями. Однако некоторые из этих организаций растут, предпринимают более активные маркетинговые усилия на рынке, что впоследствии делает возможным их обнаружение “в ручном режиме”. Так, в мае этого года список производителей минеральной ваты вновь пополнился несколькими компаниями, которые на самом деле работали и до кризиса, просто не попадали в фокус зрения исследователей. Также в данном списке появились и новички – предприятия, открывшиеся или начавшие фактический выпуск минеральной ваты в 2010 г. или 2011 г. Всего в России, по последним подсчетам, работает порядка 45-50 заводов различного масштаба.
В разгар кризиса стало понятно, что не всем участника рынка удастся его пережить, основной объем банкротств пришелся на 2009-2010 гг., но закрытия наблюдались и в 2011 г. В числе самых крупных потерь можно назвать холдинг “Термостепс”, владельцы которого выбрали не самое подходящее время для раскрутки бизнеса под масштабные кредиты, в результате чего встали екатеринбургский, ярославский, салаватский и омский заводы. Хотя еще совсем недавно этот производитель был одним из самых заметных и перспективных игроков российского строительного рынка, оснащающий производство современным оборудованием. В результате выстояло всего одно предприятие – волгоградский завод “Термостепс”. На рубеже 2010-2011гг. существовал риск, что активы этой компании могут подвергнуться принудительной реализации в счет уплаты долгов всей группы, которых накопилось немало, однако по состоянию на середину мая 2012 г. волгоградское предприятие “Термостепс” продолжает функционировать и даже понемногу наращивает выпуск. Еще одна компания, бывшая в составе группы, – “Термостепс-МТЛ” из Самары – сменила собственника и начала “сольную карьеру” сразу же, как только наступили тяжелые времена (в октябре 2008 г.). Теперь кредиторам довольно сложно доказать ее причастность к долгам бывшего холдинга, а “МТЛ” активно развивается, правда, к рынку минеральной ваты имеет не совсем прямое отношение, так как производит материал только для собственных нужд (предприятие изготавливает “сэндвич-панели”).
В 2009 г. процедуру банкротства пережило ОАО “Теплоизоляция”, оставив в Белгородской области только одного, но зато очень крупного производителя – Завод нестандартного оборудования (Izovol). По всей видимости, совсем потеряла своих производителей Нижегородская область – в 2009 г. остановилось производство группы “Тивул” (заводы “Тивул-Кстово” и “Тивул-Арзамас”), а в 2010 г. прекратило производство ОАО “Теплоизол”. Первый завод ГК “Тивул” был пущен в 60-е годы, второй – в 1985 г. Как ГК “Тивул” предприятия существуют с 2006 г. До этого заводы действовали в рамках ГК “Минвата”.
В 2010 г. прекратил производство теплоизоляции Воронежский завод строительных материалов, сосредоточив усилия на выпуске силикатных изделий. Нет сведений о функционировании новосибирского ЗАО “Термиз”. И довольно новое производство в Ставропольском крае (“Ойлтехнострой”, торговая марка “Базиз”), которое было пущено в январе 2009 г., тоже не продемонстрировало долговечности. В 2011 г. остановилось производство на заводе “Изоплит” (Тверская обл., также входило в группу “Термостепс”) и на Новомальтинском заводе строительных материалов (Иркутская обл.).
Стоит отметить наблюдавшийся в 2008-2011 гг. процесс смены собственников с российских на иностранных у некоторых предприятий, что является прямым следствием кризиса. В 2008 г. ОАО “Термостепс-МТЛ” перешло к ИФ Baring Vostok Capital Partners (Tabellion Limited). В июне 2010 г. ЗАО “Троицкий завод минераловатных плит” от компании Linerock перешел в собственность ГК “Rockwool Russia”. А сам Linerock в июле 2011 г. стал собственностью международного концерна Saint-Gobain.
В целом крупные российские производители вполне успешно справились с кризисной ситуацией. На большинстве предприятий спад носил ограниченный характер, а на некоторых даже в 2009 г. наблюдался положительный прирост. Главное наблюдение сводится к тому, что кризисный период подтолкнул структуру производства к усилению концентрации. Если в 2007 г. на первую тройку компаний приходилось 47% от общего объема производства, то в 2010 г. – почти 60%. При этом доля малых предприятий стремительно сокращалась.
Но кризис отпустил, на рынке снова стали появляться новые предприятия. Экономический кризис, начавшийся в России в 2008 г., помог в более сжатые сроки очистить рынок от наименее эффективных производителей, а успех отдельных молодых предприятий (главным образом “Изовол”) в сочетании с продолжающимся активным рыночным ростом все еще привлекает в отрасль новых игроков.
Что касается новичков, то самым ярким событием последнего времени стало открытие завода Rockwool в Алабуге в феврале 2012 г. Завод, по обещаниям собственников, может стать одним из самых крупных не только в России, но и в Евразии. Но пока его мощности – 140 тыс. т/год – хоть и являются внушительными для российского рынка в целом, но с точки зрения ведущих игроков, скорее, выглядят как средние. Обещана вторая производственная линия в самое ближайшее время. Среди других новичков можно отметить предприятие “Эковер”, заработавшее в Свердловской области в середине 2010 г.; башкирское ООО “Агидель”, начавшее выпускать минеральную вату под маркой Baswool в 2011 г.; ООО “Базальт” из Смоленской области с продукцией Hitrock, а также Завод базальтовых материалов из Якутии.
Как показывает практика, наиболее хорошие перспективы открываются компаниям, тщательно прорабатывающим свою маркетинговую стратегию (даже если они одни в своем регионе), включая оригинальную торговую марку. Возможно, именно поэтому наиболее сомневающимся в своем успехе выглядит якутская компания, которая пока не только не обзавелась фирменным названием, но и опирается в своем продвижении не столько на рыночные усилия, сколько на помощь региональных властей. (stroyka/Химия Украины, СНГ, мира)