Химия Украины и мира

ПРОГНОЗ: рынок композиционных материалов России к 2020 году может вырасти в 10 раз

Объем мирового рынка композитов составляет 12 млн. т/год и не менее 700 млрд. евро в денежном выражении. Объемы производства композитов в России исчисляются десятками тысяч тонн и составляют 0,3-0,5% от мирового объема.

Такие данные привел министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе первого заседания Межведомственного совета по вопросам развития разработки, производства и применения композиционных материалов. В денежном выражении объем сектора гражданского потребления едва достигает 12 млрд. руб./год. “В советское время мы были лидерами в этой отрасли, сейчас занимаем одно из последних мест”, – отметил Денис Мантуров. В причинах такого отставания пытались разобраться участники совещания, представители власти и бизнеса.

По мнению генерального директора “РТ-Химкомпозит” Сергея Сокола, низкая степень производства неметаллических композиционных материалов в России обусловлена рядом причин: это зависимость от импорта качественного сырья и высокотехнологичного оборудования, отсутствие единых общероссийских норм и правил проектирования конструкций, технических регламентов. “Затрудняет внедрение композиционных материалов в конструкции также отсутствие квалифицированных кадров по их проектированию, изготовлению и обслуживанию. Все это требует комплексной перестройки научно-производственной структуры отраслей, выпуск продукции которых в XXI веке невозможен без использования композиционных конструкций, – отметил Сергей Сокол. – Внедрение этих технологий возможно только при условии консолидации усилий всех заинтересованных участников. Поэтому, чтобы продвигать отрасль, производителям необходимо объединиться. Сейчас наблюдается серьезная борьба за те средства, которые выделяются государством. Финансируются в основном военные отрасли, эти средства нужно постепенно переводить в гражданский сектор”.

Несмотря на низкие показатели, эксперты убеждены, что у российского рынка композитов есть перспективы роста и к 2020 г. он может увеличиться более чем в 10 раз. “Традиционным потребителем композитов в России являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, авиапромышленность, космос, судостроение. Анализ мирового опыта показывает, что наиболее перспективными и массовыми рынками композиционных материалов являются рынки строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры (автомобили, железные дороги, трубопроводы, ЖКХ, транспортное машиностроение, электроника и электротехника), – рассказал глава Минпромторга. – Транспортные сектора могут составлять до 2/3 от всего объема потребления композитов. Процесс взаимодействия на примере федерального дорожного агентства показывает, что возможен успешный результат. Мы будем использовать этот опыт и в других секторах”.

По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, есть возможность использования испытательных полигонов, создаваемых в рамках программы развития транспортной системы, в целях испытания композитов.

По мнению директора ФГУП “ВНИЦСМВ” Дмитрия Скоболева, причиной отсутствия единых технических регламентов в сфере производства и применения композиционных материалов является большое количество национальных технических комитетов, которые задействованы в разработке стандартов. “Сейчас существует примерно 23 технических комитета и 200 нормативных документов, в которых 70% занимают стандарты. Разработка взаимосвязи и координации между стандартами – серьезная сфера развития, – отметил он. – Сейчас одной из первоочередных задач совместной работы совета является формирование нормативно-технической базы, развитие исследовательской деятельности и формирование современной системы подготовки специалистов. Также мы предлагаем создать реестр композиционных материалов, в котором должны содержаться методы испытаний и параметры материалов”.

Одним из факторов успешного развития рынка должна стать модернизация производства композиционных материалов. “Основные задачи модернизации состоят в обязательном снижении веса конструкций, повышении устойчивости к коррозии и повышении срока эксплуатации изделий. Также необходимо внедрять идеологию учета жизненного цикла изделий, – объяснил Денис Мантуров. – Мы готовы рассмотреть конкретные предложения производителей по созданию приемлемых условий долгосрочного кредитования и инвестиционных проектов по созданию и модернизации производств”.

Сергей Сокол предложил производителям создать инжиниринговый сектор, который поддерживал бы принцип взаимодействия и открытости и позволил бы осуществить отрасли инновационный скачок. “Нужно заполнять ниши и обосновывать привлечение ресурсов. Нельзя закрывать друг от друга наработанные испытания. Мы должны разработать единую для всех инфраструктуру”, – считает он.

“Для того, чтобы открыть новые рынки, нам необходимо сформировать полноценную систему нормативно-технических документов, регламентирующих производство, подтверждение соответствия и применение композитных материалов, изделий и конструкций в различных секторах экономики. Речь идет не только о стандартах, но и о документах, нормирующих правила применения материалов. Мы должны дойти до конкретного потребителя. Любой проектировщик, например в сфере дорожного строительства, должен иметь доступ к полноценной базе данных российских композитов. Методики расчета конструкций и ценообразования на композиты должны быть так же понятны и доступны, как и для традиционных материалов”, – подчеркнул Мантуров.

В итоге участники совета предложили создать рабочую группу по стандартизации и к 2013 г. утвердить более 50 новых стандартов по композиционным материалам.  (Российская Бизнес-газета/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version