Химия Украины и мира

Россия: на рынке нефтепродуктов в октябре–ноябре 2012 года может возникнуть дефицит топлива

На российском нефтепродуктовом рынке может вновь возникнуть дефицит топлива. По данным Минэнерго, в ближайшие 2 месяца несколько российских регионов будут ощущать нехватку автобензина, а объем нефтепродуктов на нефтебазах опустится до минимума. Ведомство предлагает компаниям ограничить экспорт и применять толлинговую схему поставки сырья на белорусские заводы. Эксперты прогнозируют рост цен на бензин.

Глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что в стране может возникнуть ситуация с нехваткой автобензина из-за роста спроса на топливо и остановки на ремонт ряда НПЗ. Возможно возникновение локального регионального дефицита автобензина в октябре-ноябре. По оценкам министерства, общий максимально возможный дефицит в октябре оценивается в объеме не более 400 тыс. т. Это фактически 15% от месячного потребления топлива в стране. В этот период остатки автобензина на НПЗ и нефтебазах ВИНК могут опуститься до минимальных значений. На московском рынке есть вероятность возникновения кратковременного дефицита в 69 тыс. т в октябре и 62 тыс. т в ноябре. Проблем с дизтопливом министерство не прогнозирует – спрос на него полностью покрывается предложением. Но ведомство предлагает ФАС провести анализ обоснованности опережающего роста цен на дизтопливо и автобензин. Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям до конца года увеличить объем товарных запасов и поставок автобензина на внутренний рынок за счет ограничения экспорта топлива, включая поставку на собственные сети АЗС за рубежом. Также предлагается до конца года максимально (до 90%) загрузить НПЗ. Министерство рассматривает вариант отмены возмещения акциза и НДС для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны – члены Таможенного союза. Не исключено применение толлинговой схемы переработки российской нефти на белорусских НПЗ.

С начала года некоторые компании увеличили экспорт бензина, в частности “Газпром нефть” – более чем на 20% (до 546,2 тыс. т). Нарастили экспорт также “Сургутнефтегаз”, “Газпром нефтехим Салават”, “Фортеинвест”. Представитель «ЛУКойла» отметил, что компания поставляет все производимые объемы бензина на внутренний рынок, а заводы загружены почти на 100%. “На своих фирменных заправках дефицита не допустим”, – говорит он. В “Газпром нефти” сказали, что с начала года бензины с Московского и Ярославского НПЗ не экспортировались. Поставка на экспорт осуществляется только с Омского НПЗ компании для обеспечения собственной сети АЗС в Средней Азии. В ТНК-ВР и “Роснефти” от комментариев отказались. “Российский нефтепродуктовый рынок по-прежнему неустойчив. Достаточно одновременного ремонта нескольких заводов и его начинает лихорадить. 400 тыс. т – достаточный объем для того, чтобы рынок отметил его недостаток”, – отмечает директор по стратегическому развитию ИАЦ “Кортес” Павел Строков. Впрочем, эксперт исключает возникновение серьезного дефицита бензина на рынке, а все разговоры об этом повлияют лишь на стоимость топлива. По его прогнозу, в ближайшее время бензин в опте может подорожать на 8-10%, затем рост цен проявится в мелком опте и рознице. “Как только компании почувствуют выгодность поставок на внутренний рынок, а это обеспечивается ценой, экспорт сократится”, – добавляет эксперт.

С начала года рост мировых цен на нефтепродукты составил 37%, оптовые цены на российском рынке выросли на 20%, а розница в результате внимания со стороны регуляторов прибавила менее 3%. (rbcdaily/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version