Химия Украины и мира

Россия: Минэнерго выступает за сохранение вывозных пошлин на смазочные материалы

В октябре нефтяные компании должны представить в Минэнерго проекты инвестиционных программ по развитию производства смазочных материалов. Затем будет принято решение об уровне экспортных пошлин на моторные масла, рассказал замминистра энергетики РФ Павел Федоров в ходе рабочего совещания по проблемам отрасли производства горюче-смазочных материалов.

С 2015 г. пошлина на экспорт темных нефтепродуктов повысится до 100%. Минэнерго считает, что масла попали в этот перечень необоснованно, и выступает за сохранение текущих ставок в 66%. “Масла относятся к светлым нефтепродуктам, они попали в этот список случайно, как и кокс с битумом. Решением проблемы может стать реклассификация базовых масел и масел 2-й и 3-й категорий как светлых нефтепродуктов”, – объяснил П. Федоров. По словам замминистра, ключевым приоритетом для Министерства энергетики является привлечение инвестиций в сферу производства ГСМ: “Только когда мы создадим необходимые условия для инвестиций, начнется развитие отрасли. Инвестиции также помогут решить проблему импортозависимости и создадут платформу для того, чтобы наша нефтепереработка являлась источником поставок продуктов с высокой добавленной стоимостью не только для России, но и для ближайших соседей”. Вице-президент НК “Роснефть” Игорь Павлов обратил внимание на то, что бизнес смазочных материалов очень специфический, он имеет маржинальную доходность. “Развитие новых технологий требует больших инвестиций. Повышение экспортных пошлин на смазочные материалы может снизить инвестиционную привлекательность этого бизнеса”, – отметил он. Российский рынок смазочных материалов сейчас пятый по величине в мире после США, Китая, Индии и Японии. По наблюдениям генерального директора “Шелл Нефть” Вильяма Козика, в 2012 г. Россия может занять 4 место. “Развитие российского рынка сейчас определяют несколько взаимосвязанных тенденций. Во-первых, большие темпы продаж показывают синтетические масла. По оценке “Шелл”, доля синтетических масел на рынке выросла на 30%. Наиболее заметный рост в сегменте моторных масел вызван ростом и обновлением автопарка. В сегменте моторных масел доля импортных выросла до 70%, – рассказал Козик. – Во-вторых, сильно отличается потребление масел в легковых, грузовых автомобилях и промышленном оборудовании. В легковых машинах начинают применять синтетические масла, а грузовые продолжают потреблять устаревшие масла, не соответствующие международным стандартам”. В. Козик считает, что у российского рынка масел есть большой потенциал развития, рост должен составить 2-3% в год, он продолжится до 2020 г. Увеличение рынка произойдет за счет качественных продуктов и премиального сегмента.

По словам гендиректора “ЛЛК Интернешнл” Максима Дондэ, сейчас существует более 100 брэндов смазочных материалов. “Масла – один из самых конкурентных сегментов на рынке нефтепродуктов. За последние годы количество игроков сократилось в 3 раза, все мелкие региональные компании были вытеснены крупными”, – отметил он.

Ежедневно в России производится 2-2,5 млн. т масел. Потребляется в России 1,7-1,9 млн. т, из них 600 тыс. – масла для автомобильной техники.

Около 90% базовых масел относится к маслам 1-й группы по классификации API. “На автомобильном рынке России в последние годы доминирует автосборка зарубежных компаний, в этом году планируется выпустить 1300 машин. Для современной техники требуются масла нового поколения, 2 и 3 группы”, – отметил главный технолог ВНИИ НП Владимир Булатников. “Сейчас производители только начинают освоение современных масел. Вторую группу осваивает «Ангарскнефтехим», третью – производит «ЛУКойл-ЛЛК-Интернейшнл». К четвертой относятся синтетические масла, их производит «Нижнекамскнефтехим». Но это 10% от общего производства масел. Вводятся новые установки по производству масел. На Новокуйбышевском заводе масел и присадок началось производство 2-й группы. В “ЛУКойл-Волгограднефтепереработке” будет увеличено производство масел 3-й группы методом гидрокрекинга. На Омском НПЗ “Газпромнефти” планируется организация производства масел 3-й группы. Если модернизация и расширение производств будет продолжаться, то через 2-3 года мы выйдем на 25% производства масел 2-й и 3-й группы. Но этого все равно недостаточно, – отметил Булатников. – Очень плохое положение с присадками. В 90-е годы прошлого века многие производства присадок были демонтированы по экологическим соображениям. Так что в ближайшее время мы не обойдемся без импорта”.

По мнению экспертов, одна из проблем, на которую стоит обратить внимание производителям смазочных материалов, – утилизация отработанной продукции. В техрегламенте Таможенного союза не содержатся требования, регулирующие качество продукции, но есть требования, регулирующие ее безопасность. Устанавливаются требования к отработанной продукции. “Из всех масел только 50 тыс. т угорает в двигателях, остальное попадает на землю, в канализацию и реки, – констатировал Булатников. – В соответствии с регламентом, в котором использовались европейские директивы, продавцы несут ответственность и за реализацию продукции, и за ее обращение на рынке, включая отработку. Отработанная продукция должна быть сдана на пункты сбора для подготовки к переработке. Даже традиционный способ утилизации масел – слив в мазут – может быть применен только как временная мера”. (Российская бизнес-газета/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version