Химия Украины и мира

Франция: фармацевтический рынок, 2011 год

В 2011 г. во Франции было произведено 6 млн. упаковок лекарственных препаратов, оборот фармацевтического рынка страны возрос до 27,6 млрд. евро (в 2010 г. – 27,2 млрд. евро), причем более 65% указанной суммы приходилось на 11 предприятий. Согласно прогнозу исследовательской компании “Мarketline”, в ближайшие годы оборот будет расти в среднем на 2,3% в год (в 2006-2010 гг. – на 2,7%) и к 2015 г. составит 30,3 млрд. евро. По данным отраслевого объединения “Les entreprises du mеdicament” (“LEEM”), в фармацевтической промышленности Франции функционируют 210 заводов, а число занятых в отрасли составляет 45 тыс. человек. Ведущими фармацевтическими компаниями являются “SanofiAventis”, “Pfizer Inc.”, “AstraZeneca PLC”, а также “GlaxoSmithKline Plc”.

Торговый оборот третьего по величине в мире фармацевтического концерна “SanofiAventis” в 2011 г. вырос на 5,3% до 33,4 млрд. евро. Это было обусловлено тем, что в апреле руководство компании договорилось о поглощении американской биотехнологической фирмы “Genzyme”, являющейся одним из крупнейших в мире производителей лекарственных препаратов, предназначенных для больных редкими, сердечнососудистыми, онкологическими заболеваниями и диабетом. Общая сумма сделки составила $20,1 млрд. и была одобрена Еврокомиссией и Федеральной торговой комиссией, что позволило “SanofiAventis” укрепить позиции на мировом фармацевтическом рынке.

Франция занимает 2 место в мире по объему инвестиций фармацевтических предприятий в исследования и разработки, в которые направляется в среднем 12,5% оборота (около 5 млрд. евро). Так, в ближайшие годы только концерн “SanofiAventis” намерен инвестировать в НИОКР примерно 4,8 млрд. евро; в настоящее время число занятых в данном секторе составляет 22 тыс., из них почти половина – научные работники. Примерно 47% производимых в стране фармацевтических товаров поставляется за рубеж, что делает Францию вторым по объему вывозимой продукции экспортером в мире. В 2011 г. национальный вывоз фармацевтических изделий, включая витамины, гормоны и антибиотики, сократился по сравнению с 2010 г. на 7,4% до рекордно низких 24,2 млрд. евро (в 2010 г. – 6,1 млрд., в 2009 г. – 24,6 млрд.), а соответствующий импорт на 0,4% (до 21,4 млрд. евро).

Структура французской внешней торговли фармацевтическими товарами, млн. евро

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2010 г., %
Импорт
Витамины 276 322 294 91,3
Гормоны 1286 1805 1492 82,7
Антибиотики 322 392 546 139,3
Прочие фармацевтические товары 17702 18959 19051 100,5
Железы, органы 544 917 1351 147,3
Кровь, сыворотка, вакцины, токсины 2161 2536 2505 98,8
Нерасфасованные, а также не предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты 112 135 149 110,4
Расфасованные, а также предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты 14151 14527 14090 97,0
Прочие препараты для розничной торговли 1346 1403 1442 102,8
Экспорт
Витамины 229 253 240 99,5
Гормоны 185 186 220 118,3
Антибиотики 167 144 169 117,4
Прочие фармацевтические товары 23974 25545 23555 92,2
Железы, органы 269 413 686 166,1
Кровь, сыворотка, вакцины, токсины 2764 3611 2936 81,3
Нерасфасованные, а также не предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты 310 277 306 110,5
Расфасованные, а также предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты 20069 20649 18904 91,5
Прочие препараты для розничной торговли 15668 16017 15060 94,0

Источник: “Eurostat”.

Существенное негативное влияние на внешнюю торговлю Франции фармацевтическими товарами и отрасль в целом оказали ряд случаев, имевших место в последние годы. Так, компания “Poly Implant Prothese” (“PIP”), занимающаяся производством различных медицинских изделий с 1991 г., ежегодно выпускала более 100 тыс. грудных имплантатов, имеющих статус эксклюзивной продукции. Лишь в 2010 г. было установлено, что при их производстве использовался не высокотехнологичный медицинский гель, а обычный промышленный силикон, стоимость которого составила не более 10% цены высококачественного геля, в результате деятельность компании, приведшая к многочисленным случаям серьезных заболеваний, вызвала широкий общественный резонанс. Концерн “Servier” с 1976 г. выпускал препарат “Mediator”, который изначально предназначался для людей, больных диабетом, а позднее получил широкое распространение в качестве средства для подавления аппетита. Лишь недавно было доказано, что данное лекарство способно вызвать утолщение сердечных клапанов и привести к летальному исходу (в настоящее время число пострадавших оценивается в 4 тыс. человек); всего на внутреннем рынке предприятие “Servier” реализовало около 145 млн. упаковок указанного препарата. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version