В 2011 г. во Франции было произведено 6 млн. упаковок лекарственных препаратов, оборот фармацевтического рынка страны возрос до 27,6 млрд. евро (в 2010 г. – 27,2 млрд. евро), причем более 65% указанной суммы приходилось на 11 предприятий. Согласно прогнозу исследовательской компании “Мarketline”, в ближайшие годы оборот будет расти в среднем на 2,3% в год (в 2006-2010 гг. – на 2,7%) и к 2015 г. составит 30,3 млрд. евро. По данным отраслевого объединения “Les entreprises du mеdicament” (“LEEM”), в фармацевтической промышленности Франции функционируют 210 заводов, а число занятых в отрасли составляет 45 тыс. человек. Ведущими фармацевтическими компаниями являются “SanofiAventis”, “Pfizer Inc.”, “AstraZeneca PLC”, а также “GlaxoSmithKline Plc”.
Торговый оборот третьего по величине в мире фармацевтического концерна “SanofiAventis” в 2011 г. вырос на 5,3% до 33,4 млрд. евро. Это было обусловлено тем, что в апреле руководство компании договорилось о поглощении американской биотехнологической фирмы “Genzyme”, являющейся одним из крупнейших в мире производителей лекарственных препаратов, предназначенных для больных редкими, сердечнососудистыми, онкологическими заболеваниями и диабетом. Общая сумма сделки составила $20,1 млрд. и была одобрена Еврокомиссией и Федеральной торговой комиссией, что позволило “SanofiAventis” укрепить позиции на мировом фармацевтическом рынке.
Франция занимает 2 место в мире по объему инвестиций фармацевтических предприятий в исследования и разработки, в которые направляется в среднем 12,5% оборота (около 5 млрд. евро). Так, в ближайшие годы только концерн “SanofiAventis” намерен инвестировать в НИОКР примерно 4,8 млрд. евро; в настоящее время число занятых в данном секторе составляет 22 тыс., из них почти половина – научные работники. Примерно 47% производимых в стране фармацевтических товаров поставляется за рубеж, что делает Францию вторым по объему вывозимой продукции экспортером в мире. В 2011 г. национальный вывоз фармацевтических изделий, включая витамины, гормоны и антибиотики, сократился по сравнению с 2010 г. на 7,4% до рекордно низких 24,2 млрд. евро (в 2010 г. – 6,1 млрд., в 2009 г. – 24,6 млрд.), а соответствующий импорт на 0,4% (до 21,4 млрд. евро).
Структура французской внешней торговли фармацевтическими товарами, млн. евро
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 г. к 2010 г., % | |
Импорт | ||||
Витамины | 276 | 322 | 294 | 91,3 |
Гормоны | 1286 | 1805 | 1492 | 82,7 |
Антибиотики | 322 | 392 | 546 | 139,3 |
Прочие фармацевтические товары | 17702 | 18959 | 19051 | 100,5 |
Железы, органы | 544 | 917 | 1351 | 147,3 |
Кровь, сыворотка, вакцины, токсины | 2161 | 2536 | 2505 | 98,8 |
Нерасфасованные, а также не предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты | 112 | 135 | 149 | 110,4 |
Расфасованные, а также предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты | 14151 | 14527 | 14090 | 97,0 |
Прочие препараты для розничной торговли | 1346 | 1403 | 1442 | 102,8 |
Экспорт | ||||
Витамины | 229 | 253 | 240 | 99,5 |
Гормоны | 185 | 186 | 220 | 118,3 |
Антибиотики | 167 | 144 | 169 | 117,4 |
Прочие фармацевтические товары | 23974 | 25545 | 23555 | 92,2 |
Железы, органы | 269 | 413 | 686 | 166,1 |
Кровь, сыворотка, вакцины, токсины | 2764 | 3611 | 2936 | 81,3 |
Нерасфасованные, а также не предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты | 310 | 277 | 306 | 110,5 |
Расфасованные, а также предназначенные для розничной торговли лекарственные препараты | 20069 | 20649 | 18904 | 91,5 |
Прочие препараты для розничной торговли | 15668 | 16017 | 15060 | 94,0 |
Источник: “Eurostat”.
Существенное негативное влияние на внешнюю торговлю Франции фармацевтическими товарами и отрасль в целом оказали ряд случаев, имевших место в последние годы. Так, компания “Poly Implant Prothese” (“PIP”), занимающаяся производством различных медицинских изделий с 1991 г., ежегодно выпускала более 100 тыс. грудных имплантатов, имеющих статус эксклюзивной продукции. Лишь в 2010 г. было установлено, что при их производстве использовался не высокотехнологичный медицинский гель, а обычный промышленный силикон, стоимость которого составила не более 10% цены высококачественного геля, в результате деятельность компании, приведшая к многочисленным случаям серьезных заболеваний, вызвала широкий общественный резонанс. Концерн “Servier” с 1976 г. выпускал препарат “Mediator”, который изначально предназначался для людей, больных диабетом, а позднее получил широкое распространение в качестве средства для подавления аппетита. Лишь недавно было доказано, что данное лекарство способно вызвать утолщение сердечных клапанов и привести к летальному исходу (в настоящее время число пострадавших оценивается в 4 тыс. человек); всего на внутреннем рынке предприятие “Servier” реализовало около 145 млн. упаковок указанного препарата. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)