Украинский рынок СМС, несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, остается на стабильном уровне, поскольку потребление данной группы товаров мало подвержено кризисным явлениям. Объем рынка за 9 месяцев оценивается в 190-193 тыс. т, что на 6-7% больше аналогичного показателя 2011 г. При этом темпы роста различались в основных ассортиментных группах. Наибольшим он был в таких традиционных для отечественного рынка сегментах, как стиральные порошки, чистящие средства и средства для мытья посуды. Не достиг докризисных показателей потребления сегмент вспомогательных средств для стирки (кондиционеры, ополаскиватели, умягчители для белья и др.), хотя в последние2 года спрос на них восстанавливается. По итогам января-сентября внутреннее производство СМС характеризовалось ростом выпуска продукции, в импортных поставках сохранились спадовые тенденции.
Около 80% общего производства СМС для розницы приходилось на три компании: “Проктер энд Гэмбл Украина”, “Винницабытхим” и “СК Джонсон”, при этом на долю первой компании – около 50%, второй – 20%, третьей – 10%. В группе ведущих производителей следует отметить также “Унал-АВС Кемикал Индастри”, “Интерфил”, “ФС Украина”, “Милам”, “Голд Дроп”, “Пирана”, “Сан Клин Инт”, “Симокс”, “ДнипроАзот”. В ЗАО “Винницабытхим” за 9 месяцев выпущено 37,5 тыс. т СМС для розницы. Пророст к аналогичному периоду 2011 г. составил 15,5%. В общих объемах производства на СМС для розницы приходилось 99%. В ПАО “Концерн “ФрешАП” объемы выпуска СМС составили 751 т, что на 17,5% больше, чем в январе-сентябре 2011 г. ПАО “Крымский содовый завод” произвело 501 т СМС, сократив объемы на 21%. Три ведущих производителя СМС для розницы – “СК Джонсон”, “Проктер энд Гэмбл Украина”, “Винницабытхим” – обеспечили и основной объем экспорта данной продукции (свыше 90% общих поставок). Экспортировали свою продукцию также компании “Эльфа”, “Пирана”, “Универсал-М”, “Карапуз”, “Украинские промышленные ресурсы”, “Сан Клин Инт”, “СВ” и др. По тоннажу объемы экспорта СМС для розницы в январе-августе составили 22,2 тыс. т на общую сумму $31,9 млн. Физические объемы экспорта по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. выросли на 27,6%, стоимостные – на 26,3%. Доминирующие объемы СМС Украина экспортирует в страны СНГ. В группе лидеров-импортеров по итогам 9 месяцев – Россия (+16,8% – здесь и далее к январю-августу 2011 г.), Казахстан (+26,3%), Молдова (-11%), Беларусь (+50,8%). В 2012 г. (январь-август) доля экспорта в страны дальнего зарубежья выросла до 18% с 8% в январе-августе 2011 г. Основной прирост экспорта обеспечили поставки средства для мытья посуды ТМ Fairy (производитель – “Проктер энд Гэмбл Украина”). Доминирующие объемы его были направлены в Турцию (3 тыс. т). В достаточно крупных объемах это средство поставлялось в страны СНГ и европейский регион.
Импорт СМС для розницы сократился на 13,6% по сравнению с январем-августом 2011 г. Снижение поставок отмечалось у большинства ведущих стран-поставщиков. Основными игроками в импорте СМС на украинский рынок оставались компании Procter & Gamble (основные экспортеры – Россия, Чехия) и Henkel (Россия, Польша, Венгрия, Сербия), контролировавшие свыше 60% общего импорта моющих и чистящих средств в весовом выражении. При этом в рейтинговой шкале ведущих фирм-поставщиков компания Procter & Gamble переместилась на вторую позицию, уступив первую Henkel. Во втором “эшелоне” фирм-экспортеров СМС значительное большинство продемонстрировали устойчивый рост своего долевого участия в общих поставках. Среди них – Unilever, Reckitt,, Amwey, Cussons, Sano.
Значительный рост поставок был характерен для Бельгии (в 4,1 раза). В этой стране американская компания Amway в начале 2012 г. на одном из местных предприятий по выпуску средств бытовой химии открыла производство продукции под своей торговой маркой. Здесь производятся следующие продукты из линии средств по уходу за домом: “AMWAY HOME Dish Drops Концентрированная жидкость для мытья посуды”, “AMWAY HOME L.O.C. Многофункциональное чистящее средство”, “AMWAY HOME SA8 Концентрированное жидкое средство для стирки мягкого действия”, “AMWAY Чистящее средство-гель для духовых шкафов”. Первая партия продукции, выпущенной на новых производственных мощностях, поступила в продажу в феврале текущего года. Расширение географии производства позволит Amway значительно увеличить производительность и эффективность обработки заказов, а также оптимизировать сроки и стоимость доставки. Продукция, произведенная в Бельгии, будет поставляться в 29 стран Европы, включая Украину, а также на рынки Южной Африки. Наращивая объемы поставок СМС из Бельгии, компания Amway сократила их из США.
Импорт СМС для розницы в Украину основными странами-экспортерами в январе-августе
Страна | Количество, т | Стоимость, тыс. $ | Средняя цена, $/т | В % по количеству к январю-августу 2011 г. |
Всего | 67750 | 89906 | 1327 | 86,4 |
Россия | 29722 | 32928 | 1108 | 76,3 |
Польша | 14212 | 15874 | 1117 | 96,2 |
Австрия | 5808 | 6708 | 1155 | 92,5 |
США | 2657 | 8118 | 3055 | 67,6 |
Венгрия | 2586 | 4857 | 1878 | 82,2 |
Болгария | 3470 | 3647 | 1051 | 85,9 |
Германия | 2725 | 5002 | 1835 | 138,8 |
Израиль | 1355 | 2201 | 1624 | 116,3 |
Чехия | 1230 | 1306 | 1062 | 90,8 |
Бельгия | 1311 | 3434 | 2619 | 413,5 |
Италия | 508 | 1427 | 2809 | 148,5 |
Турция | 337 | 288 | 854 | 161,2 |
Сербия | 359 | 387 | 1078 | 56,5 |
Беларусь | 147 | 184 | 1252 | 525,0 |
Импортные поставки бесфосфатных СМС в Украину минимальны. Заметное наращивание поставок наблюдается в последние полтора года. В 2011 г. официальный объем импорта бесфосфатных СМС оценивается в 3,5-3,8 тыс. т, в январе-сентябре 2012 г. – 3,7-4,5 тыс. т. В этот период наблюдается и увеличение количества поставщиков бесфосфатных СМС, при этом объемы поставок у большинства пока незначительны (оценка торговых операторов – изучение потребительского спроса). Основной объем поставок бесфосфатных СМС в Украину осуществляется из Европы, преимущественно из Германии, Польши, Чехии. Поставляются бесфосфатные СМС также из Турции, Израиля, США, Республики Корея и др. стран. Ожидается, что в ближайшие годы украинский рынок бесфосфатных СМС будет расширяться более высокими темпами, в частности, за счет импорта стирального порошка ТМ Persil из России. Компания Henkel, являющаяся одним из основных игроков на украинском рынке СМС, осваивает на производственных мощностях фабрики “Хенкель-Эра” (Тосно под Санкт-Петербургом) выпуск нового бесфосфатного стирального порошка Persil. Сообщается, что компания Henkel первой выпустит на российский рынок бесфосфатный стиральный порошок, произведенный на мощностях в России.
Производство бесфосфатных СМС в Украине на сегодня, по установленным данным ГП “Черкасский НИИТЭХИМ”, осуществляется на следующих предприятиях: “Проктер энд Гэмбл Украина” (ТМ Galinka), “Карапуз” (“Карапуз”), “Дакос Т” (“Dakos”, “Ореол”, “Наш”, “Ладушки”, “Дакотрон”, “Ода”), “Агарти” (“Ланар”), “Де Ла Марк” (“Royal Powder”), “Бара” (“Парус”), “З.А.” (Best Эко). Анализ ситуации в производстве бесфосфатных СМС на установленных предприятиях показал, что выпуск данной продукции начат, за исключением компании “Дакос Т”, в последние 2-3 года. Объемы выпуска продукции были незначительны и имели, зачастую, периодический характер. Если до 2010 г. практически весь объем производства бесфосфатных СМС в Украине обеспечивала компания “Дакос”, то в последующие 2 года количество продуцентов увеличилось. Однако суммарная выработка данной продукции, несмотря на сохраняющуюся устойчиво положительную динамику, оставалась минимальной. Некоторое изменение ситуации в производстве бесфосфатных СМС произошло в текущем году. Выпуск детского стирального порошка Galinka, не содержащего фосфатов, наиболее влиятельным игроком рынка – компанией Procter & Gamble (производство “Проктер энд Гэмбл Украина” в Орджоникидзе) – позволило увеличить долю бесфосфатных СМС в общем производстве СМС.
Расширению потребительского рынка бесфосфатных СМС способствует активное обсуждение в последние 2 года правовых аспектов по уменьшению и постепенному прекращению использования фосфатсодержащих СМС в Украине. Министерство экономического развития и торговли Украины предлагает постепенно уменьшать долю содержания фосфатов в синтетических моющих средствах к полному запрету их использования с 2020 г. Соответствующий проект закона “О государственном регулировании синтетических моющих средств и товаров бытовой химии” размещен на сайте министерства. Согласно документу, массовая доля фосфатов в пересчете на Р2О5 с 1 января 2013 г. должна составлять не более 17%, с 1 января 2015 г. – не более 10%, с 1 января 2018 г. – не более 5%. С 1 января 2020 г. предлагается запретить производство, реализацию и размещение на таможенной территории Украины синтетических моющих средств и товаров бытовой химии с содержанием фосфатов. Законопроектом предусмотрено, что нарушения в сфере обращения с синтетическими моющими средствами и товарами бытовой химии влечет гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно закону. Принятие этого законопроекта позволит уменьшить поступление фосфатов к окружающей природной среде, что будет способствовать уменьшению загрязнения поверхностных водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, сокращению расходов на их очистку. (Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)