Химия Украины и мира

Украина: рынок парфюмерно-косметической продукции, III квартал 2012 года

Украинский потребительский рынок шампуней для волос в 2012 г. демонстрирует положительную динамику. Прирост рынка в январе-сентябре оценивается в 8-10% к уровню аналогичного периода 2011 г. Расширение рынка было обеспечено и за счет наращивания внутреннего производства, и увеличения поставок по импорту. Сегмент шампуней является одним из наиболее насыщенных и конкурентных на рынке средств для ухода за волосами. Доля шампуней в потребительской структуре этой товарной группы составляет более 85%. При этом данная категория растет невысокими темпами, что свидетельствует об определенной насыщенности рынка.

Внутреннее производство шампуней в течение января-сентября было стабильным. Более высокий прирост производства отмечался в III квартале. Выпуск шампуней осуществлялся на следующих предприятиях: “Эльфа”, “Интерфил”, “Пирана”, “Вельта-Косметик”, “Аромат”, “Экми”, “Золотоношская ПКФ”, “Фитодоктор”, “Биотон”, “Юси”, “ФрешАП”, “Поллена Украина”, “Алес”, “Комби”, “Супермаш”, “Карапуз”, “Крымская роза”, “Альянс красоты”, “Ароматика”, “Амальгама Люкс”, “Армони”, “Фармаком”, “Дакос”, “Бара” и др.

Натуральный объем экспорта шампуней в январе-августе составил 2,6 тыс. т, сократившись на 7,2% к уровню соответствующего периода 2011 г. Основные объемы традиционно экспортировались в страны СНГ – 84%. В общем объеме экспорта более 30% приходилось на реэкспортные поставки (преимущественно шампуни L’oreal, Henkel KGaA). В группе ведущих стран-импортеров оставались Россия (572 т), Беларусь (434 т), Молдова (343 т), Казахстан (297 т), Грузия (221), Азербайджан (132 т), Туркменистан (122 т), Армения (104 т). Из стран дальнего зарубежья шампуни поставлялись в Польшу (94 т), Литву (38 т), Латвию (37 т), Турцию (18 т), Эстонию (8,5 т), Болгарию (1,5 т) и др.

Из украинских производителей шампуни в наибольших объемах экспортировала компания “Фармацевтическая фабрика НПО “Эльфа”. Среди экспортеров также были компании “Фитодоктор”, “Альянс красоты”, “Эффект-Фарм”, “Биотон”, “Биокон”, “Карапуз”, “Аромат”, “Экми”, “Пирана”, “Вельта-костетик”, “Супермаш” и др.

Импорт шампуней в Украину вырос по сравнению с январем-августом 2011 г. на 10,5%. Большинство стран-экспортеров нарастило поставки. Основной объем шампуней поступил из России (около 60%) и ряда европейский стран (Румыния, Италия, Германия, Польша; суммарно – 28%).

Лидирующие позиции по объемам поставок шампуней в Украину сохраняют компании Procter & Gamble, L’oreal, “Концерн “Калина”, Henkel KGaA, Unilever, Avon, Beiersdorf (ТМ Nivea), Oriflame. На долю шампуней этих компаний приходится порядка 90% общего импорта. Лидирующие позиции сохраняют Procter & Gamble и L’oreal.

Румыния увеличила поставки в 2,3 раза к 8 месяцам 2011 г. Практически весь объем поставок из этой страны представлял шампуль ТМ Head & Shoulders, (получатель в Украине – ООО “Проктер энд Гэмбл Трейдинг Украина”).

Импорт  шампуней в Украину основными странами-экспортерами в январе-августе

Страна Количество, т Стоимость, тыс. $ Средняя цена, $/т В % по количеству к январю-августу 2011 г.
Всего 20437 62073 3037 110,5
Россия 12200 28395 2327 114,8
Румыния 2205 14201 6440 231,4
Италия 1333 3515 2637 271,5
Германия 1107 2780 2511 142,8
Польша 1052 2530 2405 43,3
Франция 759 3581 4718 37,9
Беларусь 697 1120 1607 126,7
США 220 1323 6013 136,6
Турция 157 423 2694 523,3
Болгария 131 221 1687 92,9

В последние годы на украинском рынке шампуней торговые операторы отмечают стабильный спрос на детские шампуни. Их доля в потребительской структуре шампуней составляет, по разным оценкам, от 8% до 10%. Сегодня рынок Украины предлагает очень широкий выбор шампуней для детей, среди которых доминирует импортная продукция. Основные объемы импортных шампуней для детей представлены продукцией российского (ТМ “Аргоша”, “Дракоша”, “Мое солнышко”, “Наша Мама”, “Сибирское здоровье”, “Я и мама”, “Ушастый нянь”, Green Mama, Iris, Natura Siberica, Faberliс, ESTEL и др.) и германского (Nivea, Sanosan, Dulgon kids, Weleda, BabyLine, Bubchen) производства. Представлены на рынке детские шампуни из Франции (ТМ L’Oreal, Faberliс), Швейцарии (Оriflame, Нipp), США (Johnson’s baby, Amway), Беларуси (“В_текс”). Ассортимент детских шампуней украинского производства значительно уже. Однако многие производители в последнее время осваивают выпуск этой продукции. Среди основных ТМ детских шампуней, выпускаемых в Украине, следует отметить Baby Born (производитель – “Эльфа”), BOBINI (“Поллена Украина”), “Карапуз”, “Дакос”, “Крымская роза”, “Пирана”.

По данным торговых операторов, наиболее популярными каналами продаж шампуней в Украине с точки зрения покупателя являются супермаркеты. Приоритетными остаются также небольшие частные магазины формата “бытовая химия, средства гигиены, косметика и парфюмерия” и крупные торговые центры. На три основных каналы продаж шампуней в 2011 г. приходилось более 80%. Такая же доля сохраняется за ними и в 2012 г. Наблюдается тенденция к популяризации формата drugstore, когда косметика и средства для волос, в том числе шампуни, реализуется через аптечные сети. Доля продаж шампуней через рыночные торговые точки продолжает стабильно сокращаться. Такая тенденция обусловлена сокращением стихийных рынков как вида торговли; повышением требовательности потребителя к месту продажи продукции, требующей определенных условий хранения.

На сегодня потребительский рынок шампуней в Украине, по оценкам профильных экспертов, является относительно стабильным с замедляющимся темпом роста, что обусловлено определенной насыщенностью рынка и невысокой покупательской способностью большинства потребителей. Потребности внутреннего рынка в значительной степени обеспечиваются импортной продукцией. Производители шампуней как зарубежные, так и украинские с целью завоевания покупательской аудитории создают новые продукты, расширяют ассортиментные линейки, разрабатывают новые упаковки. Национальные производители пока существенно проигрывают иностранным компаниям, так как больше заинтересованы в наращивании объемов производства шампуней, преимущественно низкоценового сегмента, а не во вкладывании средств в построение и развитие конкурентоспособных брэндов. (Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version