Российская шинная и каучуковая индустрия активно продвигается в сторону глобализации и готовится вписаться в мировые тренды. Уже три зарубежные шинные компании (“Michelin”, “Nokian”, “Yokohama”) имеют собственные предприятия в России, однако доля импортной шинной продукции на российском рынке продолжает расти, причем расширяется ввоз не только легковых, но и грузовых шин. Переход на мировые стандарты и технологии означает новые условия ведения бизнеса для российских компаний, которые работают на каучуковом и шинном рынке. Эти тенденции предопределяют повышение связи российского и мирового рынков. В результате резкие изменения, произошедшие в последнее время на мировом рынке, оказали кардинальное воздействие на российскую промышленность каучуков.
2011 г. в целом оказался удачным для российских производителей синтетических каучуков. Наблюдавшиеся в начале года аномально высокие цены на натуральный каучук (НК) – основной ценовой драйвер для изопренового каучука, беспрецедентное подорожание бутадиена и бутадиенсодержащих каучуков в середине года обеспечили компаниям максимально возможные прибыли. Так, цены на натуральный каучук в феврале 2011 г. побили все исторические рекорды – за полгода они выросли вдвое. С февраля по август 2011 г. цены на натуральный каучук незначительно снизились, но крайне высокий уровень цен поддерживался ценовой конъюнктурой на бутадиенсодержащие каучуки, которые также били исторические максимумы. Однако осенью цены на каучуки начали падать. У такой ценовой динамики есть логичное объяснение.
Спрос на натуральный каучук на 2/3 определяется производством автомобильных шин, при этом речь идет о шинах, которые направляются на первичную комплектацию новых автомобилей. Поэтому динамика спроса на натуральный каучук практически всегда коррелирует с динамикой мировых продаж новых автомобилей. Исследователями шинного рынка давно установлена стабильная взаимосвязь между производством и продажами новых автомобилей и активностью населения по приобретению новых комплектов шин. Поэтому рост в автопроизводстве стимулирует спрос на шины не только в секторе первичной комплектации, но и на розничном рынке. Продажи автомобилей достаточно точно коррелируют с положением в экономике в целом. Таким образом, тенденции спроса на рынке натурального каучука совпадают с общеэкономическими трендами.
С другой стороны, предложение НК не может оперативно реагировать на изменения спроса: природные осо-бенности каучуковых растений приводят к существенной инерционности реакции предложения на изменения спроса. Высокие цены на натуральный каучук в I полугодии 2011 г. подтолкнули многих фермеров начать посадки новых растений, однако первый их урожай ожидается через 7 лет. В результате сама механика производства натурального каучука автоматически создает цикличность рынка, когда чередуются периоды высокого и низкого уровней предложения. Кроме того, существуют факторы, которые могут вносить определенные коррективы в это периодическое развитие. В частности, к ним относятся природные эксцессы, такие как наводнения, массовое заражение и гибель гевеи, как это случилось в Южной Америке, которая изначально была мировым центром производства натурального каучука, но из-за эпидемии полностью утратила свои позиции. Подобные риски всегда учитывают шинные компании. Сейчас мировым центром производства являются страны Юго-Восточной Азии – Таиланд, Индонезия, Малайзия и Вьетнам.
Удачному 2011 г. предшествовали примечательные события. В 2008 г. цены на рынке натурального каучука упали до минимальных показателей, снизившись более чем в 2,5 раза. Этот факт демотивировал некоторых фермеров поддерживать плантации гевеи, они отдали предпочтение пальмовому маслу, которое находится в корзине не промышленного сырья, а пищевых товаров, поэтому рынок данного продукта пострадал в кризис не столь значительно. На фоне спада 2008 г. была безвозвратно выведена часть “работающих мощностей”, однако не пострадали деревья, ожидавшие первого урожая (“строящиеся мощности”). Именно эти плантации начали приносить урожай сейчас и будут приносить его в дальнейшем. Но после кризиса недостаток предложения в условиях восстанавливающихся с низкой базы экономик и растущего спроса стал главной движущей силой роста цен.
Кроме того, не исключено, что высокие цены на натуральный каучук были поддержаны согласованными действиями правительств государств-производителей. Обвинения в картельном сговоре между странами – производителями НК раздаются достаточно давно, поскольку они декларировали в качестве своей задачи удержание цен на продукцию выше $3 тыс./т. На текущий момент, когда начался откат цен, участников рынка волнует вопрос, будут ли государства-производители предпринимать какие-то шаги (например, интервенции, выкупы продукции у фермеров) для удержания цен выше объявленного порога.
Дорожающий натуральный каучук привел к синхронному росту цен на синтетические аналоги – изопреновые каучуки, цены на которые определяются по формулам на базе котировок натурального продукта.
В ограниченной степени в некоторых секторах заменой натуральному каучуку могут выступать и прочие синтетические каучуки, в первую очередь эмульсионные бутадиен-стирольные каучуки (СКС, БСК), цена на которые в значительной мере определяется нефтехимическим сырьем, то есть опосредованно связана с нефтью, которая дорожала не столь динамично. В 2009-2010 гг. шинные компании, отмечая рост цен на натуральный каучук, активизировали потребление БСК, чтобы максимально перейти на более дешевые заменители, что привело к росту цен и на них. В ответ на ускорение темпов роста спроса на эмульсионные бутадиен-стирольные каучуки их производители нарастили производство, что привело к росту дефицита бутадиена и повышению его цен.
Следует отметить, что бутадиен является основным мономером в каучуковой промышленности в целом, его цена в той или иной степени влияет на конечную цену практически всех видов каучуков. Дефицит бутадиена, вызванный значительным ростом спроса на бутадиенсодержащие каучуки из-за высоких цен на НК, а также переходом пиролизов на более легкое сырье, вызвал значительное подорожание бутадиена в 2011 г. Так, за 8 месяцев 2011 г. мировые цены на этот мономер выросли более чем в 2 раза. Резкий рост цен на бутадиен способствовал опережающему росту цен на все синтетические каучуки и опосредованно поддержал цены на натуральный каучук на высоком уровне. Именно поэтому маржа каучуковых производителей во всем мире в 2011 г. била все рекорды. Особенно это касалось производителей, вертикально интегрированных в сырье, в первую очередь в бутадиен. В России такими компаниями являются, например, “Сибур” и “Нижнекамскнефтехим”.
В феврале 2011 г. цена на натуральный каучук побила исторические рекорды. Затем цены незначительно скорректировались и в летний период установились на достаточно высоком уровне, поддерживаемые растущей ценовой конъюнктурой на бутадиен и бутадиенсодержащие каучуки.
К сентябрю 2011 г. ситуация складывалась следующим образом: установились максимальные цены на синтетические каучуки наряду с крайне высокими ценами на натуральный каучук. Все это происходило на фоне разгорающегося кризиса в Европе, где преддефолтная экономика Греции оказывала давление на финансовые рынки, что формировало негативные ожидания в промышленном секторе. В ожидании возможной рецессии, как и в кризис 2008г., шинные компании минимизировали запасы сырья, практически “с колес” направляя их в производство.
На дальнейший ход событий заметно повлиял Китай как один из крупнейших потребителей и натурального, и синтетического каучука. Побороть инфляцию власти страны решили путем сокращения ликвидности, в том числе через ужесточение монетарной политики и затруднение кредитования на рабочий капитал (оборотные средства). Чтобы нивелировать последствия этого, китайские компании (по всей цепочке) пошли на сокращение оборотных средств, то есть минимизировали производство, в том числе закупки сырья. Это привело к тому, что на фоне высоких цен производители каучука столкнулись с очень низким уровнем продаж.
Затем наступила лавинообразная коррекция. Цены падали 2 месяца практически без изменения объемов продаж. Это было вызвано тем, что все потребители и трейдеры ждали дальнейшего снижения цен, откладывая закупки, а производители, наблюдая рост запасов невостребованной продукции, стремились избавиться от нее, идя на дальнейшее снижение цен. “Гонка ожиданий” закончилась в ноябре. Как только падение замедлилось, продажи слегка оживились. Поддавшись панике, участники рынка могли уронить цену еще ниже. Однако этого не случилось. Одним из факторов стала статистика автомобильной промышленности: продажи автомобилестроительных фирм осенью не демонстрировали отрицательной динамики. Каучуковые компании и трейдеры на фоне того, что отрасль работала на минимальных запасах, стабилизировали цену и объемы реализации.
Падение цен в конце 2011 г. не являлось признаком каких-либо экстраординарных негативных факторов на рынке каучуков, а было лишь возвратом к естественному ходу событий. Кроме того, в ближайшее время стоит ждать поступления на рынок новых объемов НК с плантаций, которые в годы кризиса 2008 г. только созревали. В 2012 г. участники рынка ожидают исчезновения дефицита на рынке натурального каучука. Но более важным является замедление темпов роста спроса. По некоторым оценкам, прирост мирового спроса в среднесрочной перспективе не будет превышать 4% в год. Рецессия в Европе, очевидно, отрицательно скажется на темпах продаж автомобилей и шин, что приведет к стагнации спроса на каучуки. По последним оценкам, проблемы Европы уже достигли Китая, где зафиксировано сокращение внешнеторгового сальдо, в ответ на которое национальный регулятор стимулировал банки и тем самым товарно-сырьевые рынки. Власти страны впервые за многие годы снизили плановый показатель по темпам роста ВВП, видимо, ожидая замедления в промышленном секторе. Скорее всего, именно Китай будет определять конъюнктуру в этой новой бездефицитной фазе развития рынка натурального и синтетического каучука, тем более, что с каждым годом в стране появляются новые производственные мощности.
Мировое потребление синтетических каучуков вырастет к 2015 г. до 13,4 млн. т. Согласно докладу “Global Industry Analysts” (“GIA”), мировой рынок синтетического каучука значительно вырастет в ближайшие годы, особенно из-за увеличения спроса в шинном и автомобильном секторах. Как отмечает “GIA”, глобальная рецессия серьезно повлияла на потребление и производство синтетического каучука. Рецессия привела к падению спроса на рынках конечного использования, особенно в автомобильном секторе. Поскольку темпы развития глобальной индустрии синтетического каучука тесно связаны с динамикой роста рынка транспортных средств, резкий спад в автопромышленности значительно сократил потребление этого материала. Хотя автомобильная индустрия развитых стран серьезно пострадала во время рецессии, потенциально возможно увеличение спроса на стремительно развивающихся автомобильных рынках Азии (особенно в Китае и Индии), а также в странах Латинской Америки и Восточной Европы.
Главными потребителями синтетического каучука являются Китай, США и Япония. Глобальная экономическая рецессия не только нанесла серьезный ущерб автомобильному и строительному секторам, но и оказала заметное негативное влияние на традиционные сильные секторы акрилонитрилбутадиенстирола (ABS), бутадиенстирольного каучука (SBR) и вспенивающегося полистирола (EPS). Снижение продаж новых транспортных средств, особенно в развивающихся регионах, серьезно ухудшило перспективы роста в сегментах ABS и SBR, спад на вторичном рынке тоже вызвал свой эффект.
Восстановление в сегменте бутадиенстирольного каучука, являющегося самым крупным на рынке синтетического каучука, вероятнее всего, будет ускорено за счет стран Азии, в первую очередь Китая. Ожидается, что рост потребления SBR в мире начнется благодаря увеличению спроса в странах Азии, а также в России, Центральной и Восточной Европе, Центральной и Южной Америке. Лидером по потреблению SBR является Китай, что вызвано увеличением спроса со стороны китайской автомобильной индустрии, растущим спросом на шины и масштабным увеличением мощностей в секторе SBR.
Сектор этиленпропиленового каучука – вида синтетического каучука, характеризующегося высокой устойчивостью к воздействию погодных условий, озона, высокой температуры и старения, – является третьим по размеру на мировом рынке синтетического каучука после сегментов бутадиенстирольного и полибутадиенового каучука. Главными потребителями этого сырья являются Северная Америка, Западная Европа и Азия. Перспективы роста на этом рынке в значительной степени зависят от динамики развития автомобильной индустрии, поэтому он также сильно пострадал во время рецессии.
Имеются и более благоприятные прогнозы рынка. По данным “International Rubber Study Group”, ежегодно в мире производится более 10 млн. т натурального каучука, причем объемы его выпуска постоянно увеличиваются и за последние 20 лет удвоились. Спрос на натуральный каучук сейчас превышает предложение, что ведет к резкому росту цен на этот ресурс, которые за несколько лет выросли с $2 тыс. до $5 тыс./т. Основными производителями являются азиатские страны, среди которых лидирующие позиции по-прежнему занимают Таиланд и Индонезия, растет доля новых игроков, в частности Вьетнама и Мьянмы, а Малайзия постепенно уходит с рынка. Если география производства натурального каучука меняется постепенно, то структура его потребления по регионам мира за недавнее время полностью изменилась. На долю азиатских стран, прежде всего Китая, сейчас приходится более половины мирового спроса на натуральный каучук. Рынок этого продукта начинает замыкаться на Азии, что порождает дефицит в других регионах мира и толкает цены вверх. Этому же способствует и ограниченность земельных ресурсов, которые могут быть отведены под плантации каучуконосов.
До 2020 г. выпуск натурального каучука может вырасти до 16,5 млн. т, а синтетического – до 19,3 млн. т. По выпуску синтетического каучука Китай с ежегодным выпуском в 3 млн. т вышел на первое место, тогда как выпуск в России не достигает и 1,5 млн., при этом страна занимает в глобальном рейтинге 5 место между Японией, где выпуск стагнирует, и Республикой Корея, где производство растет. В Европе и США индустрия синтетического каучука развивается в большей степени качественно, а не количественно.
В мировом рейтинге производителей российские “Сибур” и “НКНХ” занимают девятую и десятую позиции соответственно, тогда как лидерство принадлежит немецкой “Lanxess”. Многие крупные производители синтетических каучуков в значительной степени интегрированы с шинными компаниями, однако заметные позиции на рынке занимают и полностью независимые производители – “Sinopec”, “Exxon”, “PetroChina”.
Если в производстве синтетических каучуков позиции России все еще сильны, то объемы потребления в стране в глобальном масштабе невелики и сопоставимы с Республикой Корея и Тайванем вместе взятыми. Тем не менее, качественное развитие индустрии продолжается и в России – “Сибур” является одним из лидеров по выпуску стирольных каучуков, в том числе осваивает выпуск растворных стирольных каучуков, которые в мире производят не все компании. На рынке бутадиеновых каучуков и бутилкаучуков, несмотря на реализованные инвестиционные проекты, Россия теряет позиции, тогда как на рынке изопреновых каучуков страна остается мировым лидером. На рынке специальных инновационных каучуков Россия, в отличие от молодых азиатских производителей, либо представлена очень слабо, либо не представлена вообще.
Отдельного освещения требует мировой рынок бутадиена. Ежегодно в мире на нужды каучуковой отрасли используется более 7 млн. т бутадиена, к 2015 г. этот показатель приблизится к 9 млн. т. Место России на рынке весьма скромное, однако страна обладает уникальным конкурентным преимуществом, поскольку половина бутадиена в России производится из газового сырья (бутана) на специализированных предприятиях, а не образуется в качестве побочного продукта пиролиза. В ближайшие годы серьезных конкурентов в этой сфере у России не появится. Кроме того, за счет возврата к использованию более легкого сырья для пиролиза в США выпуск бутадиена там может сократиться. В целом до 2015 г. выпуск бутадиена в мире вырастет незначительно (с 10 до 11 млн. т), часть мощностей останется незагруженной. Несмотря на это, Россия пока не представлена на мировом рынке торговли бутадиеном, который весьма развит. Однако, по ряду оценок, это может произойти в ближайшие годы.
Согласно данным “Сибура”, доля России в мировом выпуске синтетических каучуков составляет около 10%, однако по отдельным видам каучуков ситуация различается. Если в выпуске полиизопреновых каучуков Россия лидирует и занимает 2/3 рынка, а в производстве бутилкаучуков – 16%, то доля в выпуске полибутадиеновых каучуков составляет 11%, бутадиен-стирольных – 8%, а нитрильных – 5%. Этилен-пропиленовые каучуки и каучуки СБС производятся в крайне небольших объемах, доля страны в их выпуске не превышает 2%.
Мощности по выпуску синтетических каучуков в России недогружены – выпускается 1,2 млн. т из 1,6 млн. возможных. При этом 2/3 продукции поставляется на экспорт, в основном в страны Европы и на азиатские рынки. Структура внутреннего потребления каучуков в России существенно отличается от европейской и китайской. В частности, в России на долю РТИ приходится 1/4 потребления, тогда как в Европе и Китае – до половины. Также в России традиционно в составе резиновых смесей используется не натуральный каучук, а близкий к нему синтетический изопреновый. Доля специальных каучуков в структуре потребления невелика в силу слабого развития индустрии РТИ. При этом за последние 10 лет в структуре спроса на каучук внутри страны существенных изменений не произошло, российские компании неохотно меняют традиционные рецептуры на новые. Основными глобальными трендами индустрии, которые ощущаются и в России, являются ужесточение требований к экологическим характеристикам шин и их экономичности, что меняет рецептуры резиновых смесей, которые используются для их выпуска, а также снижение ресурсоемкости шинной индустрии, переход производителей РТИ с рядовых на специальные каучуки из-за ужесточения требований к изделиям.
По оценкам “Сибура”, к 2016 г. в России вырастет как производство, так и потребление синтетических каучуков. Ожидается, что потребление вырастет на 29% – с 426 тыс. т до 550 тыс., а мощности по производству СК достигнут 1,8 млн. т/год. Таким образом, страна останется крупным экспортером каучуковой продукции.
Инвестиционные планы лидера отрасли – “Сибура” – предполагают развитие всех секторов каучукового бизнеса компании. В Тобольске планируется увеличение мощностей по выпуску бутадиена до 215 тыс. т, в рамках СП с китайской “Sinopec” будет построен завод нитрильных каучуков в Шанхае мощностью 50 тыс. т, а в партнерстве с “Reliance” строится завод бутилкаучуков в Индии мощностью 100 тыс. т/год. В Воронеже планируется увеличение производства каучуков СКД-НД до 40 тыс. т/год, каучуков ДССК – до 95 тыс. т, из которых 60 тыс. будут производиться на новой линии, выпуск термоэластопластов будет доведен до 85 тыс. т. На заводе в Тольятти планируется довести производство бутилкаучуков до 53 тыс. т/год, из которых 30 тыс. придется на галогенированный бутилкаучук. Отдельное внимание уделяется производству полиизопреновых каучуков. Спрос на них в последнее время в связи с пиковыми ценами на натуральный каучук резко вырос, компания планирует расширить их годовое производство в Тольятти до 120 тыс. т. Устойчивый спрос на эту продукцию существует только в России и со стороны некоторых традиционных партнеров российских компаний.
Динамика отрасли в России соответствует мировым тенденциям: в 2011 г. отмечался стабильный рост производства, который продолжился и в начале 2012 г.
Производство синтетических каучуков в РФ, т
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Январь | 110405,9 | 128182 | 126837,8 |
Февраль | 106795,5 | 119693,9 | 123976,9 |
Январь-февраль | 217231,6 | 247865,9 | 250812,5 |
Март | 115859,2 | 129484,3 | – |
Апрель | 114966,7 | 118122,5 | – |
Май | 113059,0 | 125074,1 | – |
Июнь | 98932,1 | 116308,6 | – |
Июль | 93047,1 | 107053 | – |
Август | 120638,2 | 109759,3 | – |
Сентябрь | 129808,4 | 117576,2 | – |
Октябрь | 115454,0 | 128743,3 | – |
Ноябрь | 122829,3 | 125360,9 | – |
Декабрь | 137164,9 | 124729,8 | – |
Январь-декабрь | 1379249,8 | 1446804,1 | – |
Источник: данные ГКС.
Особенностью функционирования российской отрасли являются опережающие темпы прироста выпуска продукции более высокой степени переработки. Темпы расширения производства основной продукции – шин – во много раз превышают аналогичные показатели для синтетического каучука.
Производство шин в РФ, тыс. шт.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Январь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 1916,2 | 3660,2 | 3924,5 |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 1383,9 | 2376,2 | 2634,5 |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 2,0 | 81,0 | 11,0 |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 340,5 | 647,2 | 579,5 |
Шины, покрышки авиационные | 1,4 | 2,6 | 1,5 |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 72,9 | 122,8 | 105,0 |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 115,5 | 430,4 | 593,0 |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,3 | 0,5 | 0,4 |
Февраль | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 2775,9 | 3835,2 | 4272,7 |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 1961,1 | 2414,4 | 2852,4 |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 16,0 | 51,0 | 45,0 |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 522,8 | 761,7 | 597,2 |
Шины, покрышки авиационные | 2,7 | 5,9 | 2,6 |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 100,4 | 147,6 | 134,0 |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 172,9 | 454,6 | 639,4 |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,5 | 0,6 | 0,4 |
Январь-февраль | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 4692,0 | 7503,2 | 8199,2 |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 3344,8 | 4790,7 | 5486,9 |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 18,0 | 132,0 | 56,0 |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 863,4 | 1416,5 | 1176,6 |
Шины, покрышки авиационные | 4,1 | 8,5 | 4,1 |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 173,3 | 270,5 | 239,0 |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 288,4 | 885 | 1232,9 |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,8 | 1,1 | 0,8 |
Март | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 3293,7 | 4392,1 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2278,2 | 2771,9 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 16,1 | 70 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 591,4 | 838,3 | – |
Шины, покрышки авиационные | 3,9 | 5 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 135,8 | 169,4 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 268,3 | 537,5 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,6 | 0,6 | – |
Апрель | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 3197,2 | 4436,9 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2052,8 | 2802,7 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 29 | 79,2 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 638,9 | 810,6 | – |
Шины, покрышки авиационные | 3,2 | 5,3 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 126,3 | 160,2 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 346,7 | 578,9 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,4 | 0,4 | – |
Май | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 2917,6 | 3934,5 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 1909,5 | 2592,3 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 17,3 | 58,1 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 674,2 | 763 | – |
Шины, покрышки авиационные | 5,8 | 5,7 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 123,7 | 150,2 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 187,1 | 372,1 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,3 | 0,3 | – |
Июнь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 3710,4 | 3963,2 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2220,9 | 2552,8 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 20 | 76,2 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 684,6 | 595,5 | – |
Шины, покрышки авиационные | 6 | 2,4 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 128,1 | 137,9 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 650,8 | 598,4 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,4 | 0,6 | – |
Июль | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 3420,2 | 3400,1 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2070,8 | 2154,5 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 20 | 77,9 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 716,7 | 603,1 | – |
Шины, покрышки авиационные | 6,9 | 4,9 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 89,9 | 57 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 515,9 | 502,7 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,4 | 0,5 | – |
Август | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 4001,6 | 4419,6 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2410,4 | 2767,7 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 33 | 55,7 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 804 | 645,7 | – |
Шины, покрышки авиационные | 7,8 | 6,3 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 114,9 | 127,3 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 635,4 | 816,9 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,3 | 0,5 | – |
Сентябрь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 4170 | 4543,1 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2523,4 | 2835,8 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 17,3 | 35,5 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 826,6 | 719,2 | – |
Шины, покрышки авиационные | 7,2 | 5,8 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 128,6 | 112,7 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 666,9 | 834,7 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,4 | 0,5 | – |
Октябрь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 4372 | 4407,7 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2659 | 2920,7 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 20 | 30 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 856,6 | 677,1 | – |
Шины, покрышки авиационные | 7,2 | 3,3 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 143,4 | 51,6 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 685,8 | 725,2 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,3 | 0,5 | – |
Ноябрь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 4158 | 4560,9 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2542,5 | 2893,5 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 9 | 44,6 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 817 | 701,5 | – |
Шины, покрышки авиационные | 5,5 | 2,9 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 131,8 | 126 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 652,2 | 792,4 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,5 | 0,4 | – |
Декабрь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 4237,1 | 4421,8 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 2583,6 | 2832,6 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 15 | 15 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 899 | 683,1 | – |
Шины, покрышки авиационные | 6,7 | 4 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 144,5 | 141,5 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 588,3 | 745,6 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 0,4 | 0,6 | – |
Январь-декабрь | |||
Шины, покрышки и камеры резиновые новые | 42527,6 | 50271,8 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 26595,9 | 31918,7 | – |
Шины, покрышки пневматические для мотоциклов или велосипедов новые | 214,7 | 674,2 | – |
Шины, покрышки для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов | 8400,4 | 8458,5 | – |
Шины, покрышки авиационные | 64,3 | 54,2 | – |
Шины, покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие | 1440,2 | 1502,1 | – |
Камеры и шины резиновые сплошные или полупневматические, протекторы взаимозаменяемые и ленты ободные | 5811,8 | 7664,1 | – |
Шины, покрышки пневматические восстановленные | 4,8 | 6,1 | – |
Источник: данные ГКС.
В начале 2012 г. производство легковых шин выросло, грузовых – упало. Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий, по данным Росстата, в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. составил 104,6%, по сравнению с декабрем 2011 г. – 76,9%. Производство резиновых изделий выросло на 1,7% по сравнению с январем 2011 г. и упало на 16,7% по сравнению с декабрем 2011 г. Выпуск шин, пневматических покрышек для легковых автомобилей вырос на 10,5% до 2,6 млн. шт. Производство шин и покрышек для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов снизилось на 14,2% до 580 тыс. шт.; для сельскохозяйственных машин на 15% до 105 тыс. Выпуск камер и резиновых сплошных или полупневматических шин, а также взаимозаменяемых протекторов и ободных лент вырос на 60,3% до 593 тыс. шт. Производство шин и покрышек пневматических восстановленных осталось на уровне 2011 г. в 600 шт. В динамике внутренних цен на синтетический каучук в РФ наблюдается повышательная тенденция.
Средние цены производителей РФ на синтетический каучук, руб./т
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Январь | |||
Каучуки синтетические | 69621,59 | 114161,19 | 108209,79 |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 49179,63 | 76923,79 | 75765,75 |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 53629,81 | 87404,21 | 105052,14 |
Каучуки бутадиеннитрильные | 55536,16 | 75995,62 | 108760,37 |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 57462,81 | 114114,52 | 101780,01 |
Каучуки синтетические прочие | 109156,53 | 167245,7 | 214248,74 |
Февраль | |||
Каучуки синтетические | 88346,98 | 121759,94 | 108029,95 |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 51730,47 | 83662,88 | 88450,28 |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 61719,74 | 88685,41 | 106040,77 |
Каучуки бутадиеннитрильные | 55155,63 | 76230,15 | 112753,89 |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 77251,09 | 127862,71 | 107590,28 |
Каучуки синтетические прочие | 136530,84 | 165441,28 | 185963,5 |
Март | |||
Каучуки синтетические | 85364,47 | 129268,16 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 51162,35 | 91783,54 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 61905,55 | 90099,6 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 56250,73 | 93464,03 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 73890,46 | 142300,97 | – |
Каучуки синтетические прочие | 139460,18 | 167803,48 | – |
Апрель | |||
Каучуки синтетические | 85983,69 | 133034,12 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 58939,4 | 90190,43 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 62583,28 | 96334,35 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 61354 | 93605,06 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 72981,47 | 143508,86 | – |
Каучуки синтетические прочие | 140566,05 | 169077,56 | – |
Май | |||
Каучуки синтетические | 87505,89 | 135328,23 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 61001,79 | 96863,25 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 62309,51 | 101266,44 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 65735,3 | 93398,35 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 73728,81 | 142150,92 | – |
Каучуки синтетические прочие | 138880,03 | 175601,07 | – |
Июнь | |||
Каучуки синтетические | 94327,81 | 135377,29 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 70921,52 | 106759,53 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 69000 | 116702,9 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 63902,59 | 109903 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 79996,86 | 130001,96 | – |
Каучуки синтетические прочие | 144384,63 | 175766,86 | – |
Июль | |||
Каучуки синтетические | 94969,02 | 140420,33 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 66577,5 | 109203,28 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 77000 | 144362,86 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 70621,5 | 119501,51 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 81055,79 | 129611,46 | – |
Каучуки синтетические прочие | 145769,54 | 178143,37 | – |
Август | |||
Каучуки синтетические | 98101,02 | 139050,05 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 71660,57 | 104282,59 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 86714,73 | 148643,39 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 75416,9 | 123111,74 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 81854,55 | 123699,2 | – |
Каучуки синтетические прочие | 144728,39 | 176839,25 | – |
Сентябрь | |||
Каучуки синтетические | 96916,12 | 143408,49 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 74805,49 | 106796,53 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 84617,08 | 154513,23 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 75760 | 122985,84 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 80885,96 | 124700,2 | – |
Каучуки синтетические прочие | 146370,49 | 179664,64 | – |
Октябрь | |||
Каучуки синтетические | 99671,4 | 147306,5 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 79663,34 | 105443,7 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 86932,66 | 167999,45 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 75289,8 | 127051,58 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 84000 | 125509,82 | – |
Каучуки синтетические прочие | 145756,48 | 179002,82 | – |
Ноябрь | |||
Каучуки синтетические | 96483,67 | 126034,3 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 78047,92 | 94322,73 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 87266,87 | 149560,06 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 73821,7 | 127260,39 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 82458,54 | 112775,81 | – |
Каучуки синтетические прочие | 144968,45 | 146150,18 | – |
Декабрь | |||
Каучуки синтетические | 96374,39 | 118384,28 | – |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 77306,24 | 81929,81 | – |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 84888,59 | 120492,7 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 73883,5 | 120273,46 | – |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 86352,1 | 112757,31 | – |
Каучуки синтетические прочие | 147326,71 | 161770,4 | – |
Источник: данные ГКС.
Резкий рост цен синтетического каучука, наблюдавшийся в 2010 г., в 2011 г. заметно замедлился, а по ряду позиций цены снизились. В начале 2012 г. по различным маркам каучуков имели место разнонаправленные тренды при общей понижательной тенденции. Так, за январь-февраль 2012 г. изменение цен на каучуки составило (%, в скобках за соответствующие периоды 2010 г. и 2011 г.): каучуки синтетические в целом 99,8 (126,9 и 106,7), бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные 116,7 (105,2 и 108,8), полидивиниловые 100,9 (115,1 и 101,5), бутадиеннитрильные 103,7 (99,3 и 100,3), полиизопреновые 105,7 (134,4 и 112,0), прочие 86,8 (125 и 198,9).
В ценах на шины и резинотехнические изделия (РТИ) наблюдается повышательная тенденция, сопоставимая с динамикой цен на сырье, однако с коррекцией на конъюнктуру соответствующих рынков. Начало 2012 г. характеризовалось заметным снижением цен на легковые шины.
Анализ соотношения изменения цен на каучук и продукцию его переработки на российском рынке указывает на опережающий прирост стоимости сырья, что, по-видимому, является следствием экспортной ориентации российских поставщиков каучука на мировые рынки, характеризующиеся ростом цен.
Динамика среднемесячных цен производителей РФ на шины и РТИ
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||||||
I | II | III | I | II | III | I | II | III | |
Январь | 813,52 | 4017,17 | 16949,15 | 1375,81 | 4584,59 | 19491,52 | 1128,87 | 6521,14 | 23150 |
Февраль | 745,96 | 3663,77 | 16949,15 | 1427,99 | 4483,17 | 21000 | 1041,3 | 6571,94 | 23150 |
Март | 816,79 | 3882,45 | 16949,15 | 1443,47 | 4912,71 | 21000 | – | – | – |
Апрель | 808,83 | 3426,36 | 16949,15 | 1379,13 | 4601,59 | 21000 | – | – | – |
Май | 894,37 | 3143,49 | 16949,15 | 1402,51 | 4690,36 | 21000 | – | – | – |
Июнь | 883,57 | 3769,13 | 16599,23 | 1486,44 | 4692,28 | 22850 | – | – | – |
Июль | 872,3 | 3635,22 | 16599,23 | 1512,88 | 5344,77 | 22850 | – | – | – |
Август | 841,13 | 4238,97 | 18644 | 1371,41 | 5809,57 | 22850 | – | – | – |
Сентябрь | 913,99 | 4749,12 | 18644 | 1127,86 | 4308,8 | 22850 | – | – | – |
Октябрь | 913,26 | 4146,53 | 18644 | 1054,75 | 5550,02 | 23150 | – | – | – |
Ноябрь | 905,21 | 4247,12 | 19491,52 | 1035,13 | 4519,15 | 23150 | – | – | – |
Декабрь | 940,43 | 4236 | 19491,52 | 1166,39 | 5515,61 | 23150 | – | – | – |
Примечание: I – шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые, руб./т.; II – шины, покрышки для сельскохозяйственных машин (кроме минитракторов и мотокультиваторов) и машин, используемых в лесном хозяйстве, руб./шт.; III – резина регенерированная (девулканизированная) в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент), руб./т.
Источник: данные ГКС РФ.
Соотношение изменения цен на каучук и продукцию его переработки на российском рынке, % в год
2010 г. | 2011 г. | |
Каучуки синтетические | 138,4 | 103,7 |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 157,2 | 106,5 |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 158,3 | 137,9 |
Каучуки бутадиеннитрильные | 133,0 | 158,3 |
Каучуки цисизопреновые (СКИ) | 150,3 | 98,8 |
Каучуки синтетические прочие | 135,0 | 96,7 |
Шины, покрышки для с/х машин (кроме минитракторов и мотокультиваторов) и машин, используемых в лесном хозяйстве | 105,4 | 120,3 |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 115,6 | 84,8 |
Резина регенерированная (девулканизированная) в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент) | 115,0 | 118,8 |
Средние цены производителей РФ на каучук и продукцию его переработки в феврале 2012 г., руб./т
(если не указано иное)
РФ | ЦФО | Сев.-Зап. ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | |
Каучуки синтетические | 108029,95 | 101127,46 | – | – | 113716,98 | 97531,38 |
Каучуки бутадиенстирольные и бутадиенметилстирольные (СКС СКМС) | 88450,28 | 44355,73 | – | – | 79665 | 95205,03 |
Каучуки полидивиниловые (цисбутадиеновые СКД) | 106040,77 | 105000 | – | – | 118375,99 | – |
Каучуки бутадиеннитрильные | 112753,89 | – | – | – | – | 112753,89 |
Каучуки цисизопреновые (полиизопреновые) (СКИ) | 107590,28 | – | – | – | 107590,28 | – |
Каучуки синтетические прочие | 185963,5 | 105000 | – | – | 231069,93 | – |
Шины, покрышки пневматические для легковых автомобилей новые | 1041,3 | 1064,42 | 1567 | 1836,69 | 985,52 | 1049,77 |
Шины, покрышки для сельскохозяйственных машин (кроме минитракторов и мотокультиваторов) и машин, используемых в лесном хозяйстве (руб./шт.) | 6571,94 | – | 5780 | 8416,71 | 20011 | 8534,14 |
Цены на рассматриваемую продукцию у отдельных поставщиков заметно разнятся в результате различий в логистике и степени интеграции по сырьевой цепочке.
Несмотря на то, что российский рынок достаточно медленно переходит на зарубежные стандарты и рецептуры, это не уменьшает интерес к нему компаний, которые предлагают высокотехнологичные каучуки и добавки к резинам. Так, “Lanxess” предлагает внедрять специальные каучуки для производства резинотехнических изделий. По данным концерна, в мировой структуре потребления каучуков на нешинные сектора спроса на синтетический каучук приходится 29% рынка, причем марочная структура каучуков здесь принципиально иная, чем в шинной индустрии. Важнейшими показателями, которые определяют эксплуатационные характеристики современных РТИ, являются стойкость к температурам и набуханию в масле. На улучшение данных свойств РТИ направлен технический прогресс в этом секторе каучуковой индустрии. При этом убеждение многих участников рынка в том, что автопром является потребителем в первую очередь шин, а лишь затем РТИ, не вполне верно. В современном автомобиле на шины приходится только 16 кг веса, тогда как на РТИ – 18 кг. “Lanxess” активно внедряет хлоропреновый, этилен-пропиленовый и нитрильный каучуки. В 2011 г. начал работу новый завод компании в Бразилии мощностью 10 тыс. т/год; он будет использовать сахарный тростник в качестве сырья для производства этилен-пропиленового каучука, который будет продаваться под торговой маркой “Keltan Eco”.
Дочерняя компания “Lanxess” (фирма “Rhein Chemie”) планирует построить и пустить свой первый завод в России по выпуску, в частности, химикатов, облегчающих извлечение шин из камер-вулканизаторов, а также самих диафрагмвулканизаторов со специальным антиадгезионным покрытием, маркировочных красок, реагентов, препятствующих слипанию заготовок шин и других продуктов, пользующихся все большим спросом и у российских потребителей.
Российские фирмы также проявляют активность в области НТР, в частности по антиоксидантам и резинохимикатам. Так, группа компаний “Квалитет” внедряет новые российские разработки для каучуковой и шинной индустрии. Это направление деятельности многопрофильного холдинга начало развиваться сравнительно недавно. Сейчас компания ведет испытания антиагломераторов для каучуков и стабилизаторов, ускорителей вулканизации, антиоксидантов для шинной промышленности. Задачей антиагломераторов является предотвращение слипания частиц каучуков, сейчас компания удовлетворяет полностью все потребности российских производителей изопреновых каучуков в этих добавках. Продукция компании основана полностью на российских разработках, не уступает импортным аналогам, но при этом дешевле и отличается меньшей нормой расходов. В силу того, что в готовых шинах и каучуках содержание добавок невелико, они не требуют специальной сертификации в странах ЕС и успешно экспортируются, хотя в основном “Квалитет” ориентируется на внутренний рынок.
Компания “Оргхим” выступает поставщиком новых марок масел “Norman”. Компания специализируется на выпуске неканцерогенных масел-модификаторов резиновых смесей. В 2014 г., когда США и ЕС почти полностью перейдут на неканцерогенные шинные масла, российская компания намерена занять 18% мирового рынка этих товаров. В дополнение к установке мощностью 80 тыс. т/год в Нижегородской обл. строятся новые мощности по 50 тыс. т в Нижегородской обл., американском Хьюстоне и китайском Тяньцзине. Также компания предлагает для шинной промышленности гранулированную канифоль, однако перспективы этого бизнеса не столь оптимистичны. Сырье для канифоли (живица сосновых деревьев) закупается в Беларуси, где сохранилась государственная система ее заготовки, тогда как в России этот вид деятельности фактически исчез после либерализации лесного законодательства. Продукция компании хорошо продается за рубежом, тогда как в России в товарной структуре потребления масел по-прежнему доминируют традиционные канцерогенные масла.
По оценкам “LMC International”, мировой спрос на шины определяется в основном не объемом выпуска автомобилей, а мировым автопарком, его структурой и темпами роста. Только 28% легковых шин и 21% грузовых используются для первичной комплектации автомобилей. Динамика вторичного рынка определяется не только размером автопарка, но и темпами обновления шин. Уровень автомобилизации населения в целом пропорционален уровню доходов, хотя из этого правила имеется немало исключений. Замедление темпов роста автомобилизации начинается, когда она достигает 700 автомобилей на 1000 жителей, однако Россия пока далека от этих значений. Мировой авторынок сильно пострадал от кризиса 2008-2009 гг., затем он восстановился, но сейчас снова перестал расти. Долгосрочные прогнозы предполагают, что рынок легковых автомобилей в мире вырастет в ближайшие 5 лет с 75 млн. шт. до 110 млн., но в развитых странах темпы роста спроса будут минимальными, сейчас более половины всех автомобилей в мире продается на развивающихся рынках. При этом важной тенденцией в Европе является увеличение среднего типоразмера шин в заводской комплектации на 1 единицу за прошедшие 10 лет с 14-15 до 15-16.
В России, согласно прогнозу компании, выпуск автомобилей вырастет до 2016 г. в 1,5 раза. Беспрецедентные темпы роста демонстрирует китайский рынок, который за 10 лет вырос с 2 млн. автомобилей в год до 15 млн. В США из-за роста цен на бензин и экономии топлива средний пробег автомобиля не растет, значит, медленнее изнашиваются шины. При цене на бензин в $3 за галлон средний годовой пробег автомобиля начинает снижаться, сейчас он составляет 3000 миль.
Аналогичные тенденции отмечаются и в Германии, где объем грузоперевозок автотранспортом не вернулся на докризисный уровень, что снижает спрос на грузовые шины. При этом экономные потребители вместо покупки новых шин предпочитают приобретать старые, восстановленные путем наложения нового протектора. В Германии на восстановленные грузовые шины приходится более 30% продаж. Что касается спроса на легковые шины, то после недавней холодной зимы в Европе вырос интерес к зимней резине. В России это наиболее быстрорастущий сегмент рынка, тогда как в целом рынок легковых шин за ближайшие 5 лет сможет вырасти только на 10% – с 50 млн. шт. до 55 млн.
Разные темпы роста спроса в развитых и развивающихся странах ведут к расширению мировой торговли шинами. Сейчас более 80% потребляемых в мире легковых шин импортируются из других стран, даже в США и ЕС этот показатель не опускается ниже 50%. Для защиты собственных производителей в США, где за последние 10 лет выпуск шин снизился на 1/3, была введена специальная антидемпинговая пошлина на импорт шин из Китая. В России, согласно прогнозам, объемы нетто-импорта легковых шин продолжат расти и достигнут к 2016 г. 16 млн. шт. При этом если до недавнего времени в структуре импорта были широко представлены европейские шины, то сейчас их место все активнее занимает азиатский товар.
Ряд факторов препятствует России стать одним из мировых центров производства шинной продукции. Российские шинные компании конкурируют с производителями из Восточной Европы, премиальный сегмент полностью занят импортом, а бюджетный сокращается. Для прогресса в отрасли нужно время и доверие потребителей. Главными проблемами России, по мнению экспертов, являются сложная логистика и высокие транспортные тарифы, которые затрудняют как экспорт, так и импорт продукции. Однако рыночные и сырьевые преимущества привлекают в страну зарубежные компании.
Наличие сырья и крупного рынка далеко не всегда гарантирует успех национальной шинной промышленности, что иллюстрируется примером Индии, где все производители конфликтуют друг с другом и в результате инвестиции зарубежных компаний уходят в соседние Китай и страны Юго-Восточной Азии. В России координация между игроками шинного и каучукового бизнеса также развита слабо. При этом любые попытки заниматься только шинным бизнесом, как это делал “Амтел”, обречены на провал. Для успеха шинной промышленности нужна тесная интеграция с производителями сырьевых материалов – каучуков и резинохимикатов. Однако в России шинная и каучуковая индустрии разобщены, поскольку они ориентируются на разные рынки. В то же время протектор шины, от которого зависит ее износ, изготавливается только из синтетических каучуков, в производстве которых страна имеет большой технологической опыт, который должен быть использован.
По мнению “Кама”, при наличии желания собственников шинный бизнес в России может развиваться и без иностранных инвестиций. Нижнекамский шинный завод, которым владеет “Татнефть”, создал новый цех резиносмешения, освоил выпуск продуктов с силикой, активно экспортирует продукцию в Европу. Построен новый завод мощностью 1,2 млн. грузовых шин с цельным металлокордом. В этом случае государство должно активнее защищать внутренний рынок и российских производителей, как это делает, например, Китай, где именно вследствие этого шинная индустрия динамично развивается.
Когда через несколько лет вступят в силу новые стандарты качества шин, оборудование 1970-х годов на российских заводах придется утилизировать. Согласно данным “Северсталь-Метиза”, со вступлением в ВТО пошлины на подержанные шины будут снижаться, это может еще больше осложнить жизнь российским шинникам.
Эксперты отмечают огромный инвестиционный потенциал российской шинной и каучуковой индустрии. Рынок давно разделился на 2 слабо связанных друг с другом сегмента. На “новом рынке”, который начали финны и продолжают немцы и итальянцы, ярким примером является проект “Pirelli”. Здесь действуют международные стандарты и работают зарубежные компании как имеющие, так и пока не имеющие производство в России, и их российские партнеры. Они вкладывают средства, чтобы завоевывать позиции на глобальном рынке, ключевой частью которого сейчас становится Россия. Государство должно оказывать всяческую поддержку, от административной до финансовой, всем проектам в этой сфере. Однако есть и “старый рынок”, где работают заводы с устаревшим оборудованием, на котором выпускают продукцию, которую с каждым годом покупают все менее охотно. Отмирание этого сектора отрасли уже идет, это естественный процесс, но государство должно принимать активное участие в жизни и этого рынка, сохраняя стратегические производства продукции оборонного назначения. Интерес к этому бизнесу могут проявить и зарубежные технологические компании средней величины.
Финская компания “Nokian Tyres” – пока единственная, которая сделала Россию основной производственной базой. “Nokian” специализируется на выпуске зимних шин. В 2005 г. был построен второй собственный завод компании в российском Всеволожске. Сейчас он является крупнейшим производителем легковых шин в России и превосходит объемы выпуска предприятия в Финляндии. Завод в Нокиа в будущем станет научно-исследовательским центром компании, а российский Всеволожск станет главной производственной площадкой. К 2013 г. мощность завода должна достигнуть 17 млн. шин в год. На долю России и других стран СНГ сейчас приходится более 30% продаж компании, больше, чем в Восточной Европе, куда компания пришла раньше, чем в Россию. До 70% выпущенных во Всеволожске шин идет на экспорт, никакой разницы между шинами для российского и зарубежных рынков компания не делает, работает по единым стандартам и рецептурам для обоих заводов.
Компания “Nokian” широко использует российское сырье, в частности масла “Оргхима” и изопреновые каучуки “Сибура”. Поставкой шин для первичной комплектации автомобилей компания не занимается, поскольку, во-первых, только недавно начала активно развивать производство летних шин, во-вторых, потому что предпочитает ориентироваться на конечных потребителей. Представители компании заявляют, что в России, в отличие от европейских стран, лояльность автомобилистов к оригинальным брэндам шин невелика, и выражают сомнения в том, что начало производства шин в России другими зарубежными компаниями существенно изменит рынок, поскольку все ключевые игроки рынка уже сейчас представлены в стране импортной продукцией. А с учетом снижения пошлин после вступления в ВТО кто-то из конкурентов может изменить решение о создании в России собственного производства. Российских шинников “Nokian” не считает конкурентами, поскольку они в основном работают в сжимающемся бюджетном сегменте. При этом рынок легковых шин, по прогнозам “Nokian”, вырастет за 5 лет до 60 млн. т, что оптимистичнее оценок “LMC” в 55 млн.
РФ активно участвует в международной торговле рассматриваемой продукцией: импорт играет более значительную роль, чем экспорт. В 2010-2011 гг. удельный вес отдельных товаров в российском импорте составил (%, в скобках в экспорте): каучук, резина и изделия из них – 1,4 (0,8), каучук натуральный и синтетический – 0,2 (0,5), шины и покрышки – 0,8, шины и покрышки новые для легковых автомобилей, автобусов и грузовиков – 0,4 (0,2); экспорт группы каучук синтетический и фактис, полученный из масел, в первичных формах или в виде пластин, листов или полос, или лент; смеси любого продукта товарной позиции 4001 с любым продуктом данной товарной позиции, в первичных формах или в виде пластин, листов – 0,6.
Российский импорт химической продукции в январе 2012 г. вырос почти на 1/4. Ее ввоз в январе 2012 г., по данным Минэкономразвития, составил в стоимостном выражении $2,5 млрд., увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 24,5%. Доля продукции химической промышленности в общем объеме импорта РФ важнейших товаров за этот период увеличилась с 13,8% до 13,9%, из которых на пластмассы и изделия из них приходилось 3,1%, на каучук, резину и изделия – 1,7%, органические химические соединения – 1%. Экспорт химической продукции из России в январе составил $2,1 млрд., увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 28%. Его доля в общем экспорте важнейших товаров уменьшилась с 5,5% до 5,4%. Лидирующие позиции в товарной группе в российском экспорте занимают минеральные удобрения (2,2% в общем объеме экспорта), продукты неорганической химии (1%) и каучук синтетический (0,7%).
Российские химики с опасением относятся к вступлению РФ в ВТО. Участники совместного заседания совета Российского союза химиков (РСХ) и комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по химической промышленности на тему “О минимизации рисков химической промышленности при вступлении России в ВТО”, состоявшегося 13 марта 2012 г., выразили обеспокоенность тем, что негативные последствия от вступления России во Всемирную торговую организацию для химической отрасли превзойдут возможный позитивный эффект. Это в существенной части относится и к рассматриваемой отрасли.
Внешняя торговля РФ каучуком, резиной и изделиями из них
2010 г. | 2011 г. | |||
т | руб./т* | т | руб./т* | |
Экспорт | 940716,0 | 3012,4 | 998131,0 | 3902,3 |
Страны дальнего зарубежья | 788051,0 | 3014,0 | 878071,0 | 3883,0 |
Страны СНГ | 152666,0 | 3004,3 | 120060,0 | 4043,7 |
Каучук синтетический и фактис, полученный из масел, в первичных формах или в виде пластин, листов или полос, или лент; смеси любого продукта товарной позиции 4001 с любым продуктом данной товарной позиции, в первичных формах или в виде пластин, листов | 742971,0 | 2697,1 | 815143,0 | 3539,4 |
Страны дальнего зарубежья | 705624,0 | 2713,3 | 785833,0 | 3536,5 |
Страны СНГ | 37347,0 | 2391,5 | 29310,0 | 3618,2 |
Каучук синтетический | 809033,8 | 2684,7 | 870682,4 | 3568,7 |
Страны дальнего зарубежья | 705624,3 | 2713,3 | 785832,6 | 3536,5 |
Страны СНГ | 103409,4 | 2489,7 | 84849,8 | 3867,2 |
Шины и покрышки новые (руб./шт.) | 10308845,0 | 70,5 | 10333360,0 | 85,1 |
Страны дальнего зарубежья | 5791214,0 | 72,8 | 6723989,0 | 83,8 |
Страны СНГ | 4517631,0 | 67,7 | 3609371,0 | 87,6 |
Шины и покрышки новые для легковых автомобилей, автобусов и грузовиков (руб./шт.) | 9541911,0 | 64,3 | 4282574,0 | 93,0 |
Страны дальнего зарубежья | 5586096,0 | 65,2 | 2540724,0 | 83,8 |
Страны СНГ | 3955815,0 | 63,0 | 1741850,0 | 106,3 |
Импорт | 617519,0 | 4089,4 | 806454,0 | 4883,1 |
Страны дальнего зарубежья | 604024,0 | 4099,4 | 795422,0 | 4884,6 |
Страны СНГ | 13494,0 | 3641,5 | 11032,0 | 4773,8 |
Каучук натуральный и синтетический | 114298,4 | 2586,1 | 125926,4 | 3846,8 |
Страны дальнего зарубежья | 113404,8 | 2580,8 | 125894,1 | 3846,0 |
Страны СНГ | 893,6 | 3262,7 | 32,3 | 6757,4 |
Шины и покрышки (руб./шт.) | 25319481,0 | 56,8 | 33106823,0 | 71,4 |
Страны дальнего зарубежья | 22961749,0 | 50,9 | 30246100,0 | 66,3 |
Страны СНГ | 2357732,0 | 114,8 | 2860723,0 | 125,9 |
Шины и покрышки новые для легковых автомобилей, автобусов и грузовиков (руб./шт.) | 16879426,0 | 66,3 | 12771602,0 | 91,6 |
Страны дальнего зарубежья | 14681440,0 | 68,0 | 11503330,0 | 93,0 |
Страны СНГ | 2197986,0 | 55,3 | 1268272,0 | 78,8 |
* – если не указано иное.
Источник: ФТС РФ.
Внешняя торговля РФ каучуком, резиной и изделиями из них в январе 2012 г.
Объем, т | Цена, руб./т | Изм. объема, % | Изм. цен, % | |
Экспорт | 94043 | 3489,0 | 108,4 | 100,2 |
Страны дальнего зарубежья | 82382 | 3448,6 | 117,4 | 104,4 |
Страны СНГ | 11661 | 3774,4 | 70,3 | 89,1 |
Каучук синтетич. и фактис, полученный из масел, в первичных формах или в виде пластин, листов или полос, или лент; смеси любого продукта товарной позиции 4001 с любым продуктом данной товарной позиции, в первичных формах или в виде пластин, листов | 80668 | 3215,1 | 111,3 | 103,8 |
Страны дальнего зарубежья | 76611 | 3226,2 | 118,9 | 105,2 |
Страны СНГ | 4057 | 3006,4 | 50,3 | 90,4 |
Каучук синтетический | 80700 | 3214,4 | 111,3 | 103,82 |
Страны дальнего зарубежья | 76600 | 3227,2 | 118,88 | 105,22 |
Страны СНГ | 4100 | 2975,6 | 50,818 | 89,44 |
Импорт | 59245 | 5101,8 | 132,2 | 113,6 |
Страны дальнего зарубежья | 55815 | 5106,9 | 139,1 | 113,8 |
Страны СНГ | 3430 | 5017,5 | 73,3 | 111,1 |
Каучук натуральный и синтетический | 8459 | 3007,1 | 116,5 | 90,0 |
Страны дальнего зарубежья | 8459 | 3007,1 | 116,5 | 90,0 |
Страны СНГ |
Источник: данные ФТС РФ. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)