Химия Украины и мира

Мексика: рынок косметических товаров и гигиенических средств

Рынок косметических товаров и гигиенических средств Мексики является вторым по величине в Латинской Америке, а темпы его расширения немного опережают темпы общего экономического роста; в 2011 г. оборот указанного рынка составил $9,1 млрд. Поскольку в Мексике расходы на эту продукцию на душу населения составляют лишь $78 (в других странах Латинской Америки ­ около $110), сфера производства косметических товаров и гигиенических средств обладает значительным потенциалом. Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие 5 ­ 10 лет этот показатель достигнет $100.

Несмотря на положительную динамику в отрасли, темпы ее роста ниже, чем в других странах Латинской Америки. В прошлом году отраслевое объединение при поддержке Министерства экономики Мексики провело исследование, целью которого было выявить причины отставания. Поскольку результаты данной работы показали, что одной из возможных причин является наличие слишком большого числа бюрократических ограничений, в июне 2011 г. правительство страны внесло поправки в соответствующий закон, предусматривающие упрощение процедуры внедрения новых веществ в производство косметической продукции.

По данным отраслевого объединения “Canipec”, по объему экспорта косметических товаров и гигиенических средств Мексика занимает первое место в Латинской Америке и 8е место в мире. В 2011 г. экспорт вырос по сравнению с предыдущим годом на 15% ­ почти до $2 млрд. По прогнозу “Canipec”, к 2020 г. по данному показателю страна займет 5­ место в мире. Основными статьями мексиканского экспорта в прошлом году являлись средства по уходу за волосами, бритвенные лезвия и дезодоранты, а основными импортерами продукции отрасли являлись (доля суммарного ввоза, %): США ­ 43, Колумбия ­ 8,9, Гватемала ­ 6,6, Аргентина ­ 4,8. В текущем году ожидается быстрый рост экспорта в Перу, что вызвано вступлением в силу 1 февраля 2012 г. соглашения о свободной торговле между государствами, которое отменяет пошлины на многие товары.

Импорт косметических товаров и гигиенических средств в Мексику увеличился с $912 млн. в 2010 г. до $1,060 млрд. в 2011 г., что соответствовало приросту в 16%. Основными поставщиками этой продукции в страну стали США, Франция, Италия и Колумбия.

Внешняя торговля Мексики косметическими товарами и гигиеническими средствами, млн. $

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2010 г., %
Экспорт 1746,3 1685,5 1943,4 115,3
 Ароматические вещества, туалетная вода 102,6 112,2 161,0 143,5
 Декоративная косметика, средства по уходу за кожей 157,9 190,3 219,9 115,6
 Средства по уходу за волосами 691,1 688,0 755,1 109,8
 Средства по уходу за зубами и полостью рта 310,8 247,1 291,0 117,8
 Средства для бритья 348,9 334,6 374,1 111,8
 Мыло и моющие средства 135,0 113,3 142,3 125,6
Импорт 794,0 912,3 1059,9 116,2
 Ароматические вещества, туалетная вода 151,3 185,7 224,2 120,7
 Декоративная косметика, средства по уходу за кожей 288,4 327,8 409,0 124,8
 Средства по уходу за волосами 81,7 91,5 90,9 99,3
 Средства по уходу за зубами и полостью рта 58,6 61,7 52,8 85,6
 Средства для бритья 135,5 161,8 183,8 113,6
 Мыло и моющие средства 78,5 83,8 99,2 118,4

Источник: Министерство экономики Мексики.

В 2011 г. и 2012 г. в отрасли были реализованы три крупных проекта. Компания “L’Oreal” в апреле открыла фабрику по производству средств для окрашивания волос в г. Сан­Луис­Потоси, которая является крупнейшим предприятием компании. Инвестиции в завод, производительность которого составляет 200 млн. упаковок в год, оцениваются в $50 млн. Около половины произведенной продукции пойдет на обеспечение внутренних потребностей, а оставшаяся часть ­ на экспорт в США и Латинскую Америку.  Еще одна фабрика “L’Oreal” расположена в г. Мехико.

В июле прошлого года компания “Unilever” ввела в эксплуатацию мощности по производству аэрозольных дезодорантов марок “Axe”, “Dove” и “Rexona” в шт. Морелос, которая является пятым предприятием “Unilever” в Мексике. После ее открытия производство подобной продукции в стране возрастет на 140 млн. ед. ­ до 240 млн. В ближайшие годы компания планирует открыть еще 5 производственных линий суммарной мощностью 120 млн. ед.

Одновременно в июне 2011 г. компания “Procter and Gamble” открыла крупнейший в мире завод по производству лезвий марки “Gillette” в г. Ирапуато. Его производительность составит 15 млн. ед. в год, а инвестиции оцениваются в $250 млн.

Около 70% оборота косметического рынка Мексики приходится на транснациональные корпорации, остальные 30% ­ на малые и средние предприятия, которые в основном специализируются на производстве продукции эконом­класса.

Ведущими компаниями в секторе производства средств по уходу за кожей являются “Unilever” и лидер в сфере прямых продаж компания “Avon”. В Мексике посредством прямых продаж осуществляется более 2 млн. покупок в год, из которых, по данным объединения прямых продаж “AMVD”, около 40% приходится на косметическую продукцию и гигиенические средства, 26% ­ на обувь и 20% ­ на пищевые добавки. Помимо “Avon” в сфере прямых продаж функционируют и другие компании, в том числе “Fuller”, “Jafra”, “Arabella” и “Natura”. Лидерами по продажам косметических товаров класса “люкс”, которые в основном реализуются в розничных торговых сетях, являются компании “Estee Lauder” и “L’Oreal”. Крупнейший владелец торговых точек “El Puerto de Liverpool” в прошлом году открыл в Мексике 4 новых центра.

Рынок средств по уходу за кожей, а также декоративной косметики, по прогнозам “Euromonitor”, до 2016 г. будет расти в среднем на 3% в год. Ведущими компаниями в этих сегментах являются “Avon”, “Jafra”, “Unilever” и “L’Oreal”.

На рынке мыла, гелей для душа и шампуней наблюдается тенденция к выделению сегментов (например, мужская и женская линии), что вызвано повышением интереса мужчин к этой продукции, а также тенденцией к вытеснению традиционного мыла жидким. Ведущим производителем данных товаров является “Procter and Gamble”.

По оценке “Euromonitor”, рынок туалетной воды и дезодорантов является одним из наиболее перспективных в Мексике. Ввиду того, что предприятия тратят значительные средства на рекламу и меры по внедрению новых товаров на рынок, лишь в 2011 г. на мексиканском рынке появилось около 400 наименований новых продуктов. Наиболее эффективным методом продаж данной продукции также являются прямые продажи, а ведущими компаниями ­ “Jafra”, “Avon” и “Fuller”.

В последнее время в Мексике отмечается повышение интереса к косметической продукции и гигиеническим средствам со стороны мужчин. Так, по данным “Euromonitor”, в стране неуклонно увеличивается число семей, в которых ранее один продукт покупался для всех ее членов, а в настоящее время приобретаются персональные средства по уходу (например, шампунь для женщин и мужчин). В 2011 г. продажи товаров серии “Nivea Men” увеличились на 25% к уровню 2010 г.; в текущем году, как ожидается, рост продолжится. Наибольшим потенциалом роста, по оценкам экспертов, обладают средства для бритья, поскольку лишь примерно 20% мексиканских мужчин используют пену для бритья, а остальные обходятся простым мылом. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version