28 сентября в отеле “Балчуг Кемпински Москва” состоялась VI международная конференция Creon Energy “Ароматика 2012”. Генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов в приветственном слове обратил внимание участников на то, что рынок ароматики находится в состоянии застоя, переработчики ежегодно сталкиваются с искусственным дефицитом ароматических углеводородов, который является следствием высоких цен на ароматику и экспорта сырого бензола. Но повышенный интерес игроков рынка к ароматическим углеводородам в 2012 г. позволяет надеяться на перемены в отрасли. Помимо традиционных рыночных вопросов Тургунов предложил к обсуждению тему таможенно-тарифного регулирования.
Коммерческий директор компании “КуйбышевАзот” Андрей Былинин подтвердил, что на рынке бензола существует структурный дефицит, который усугубляется ежегодными плановыми остановками на ремонт производителями. Возможный положительный фактор – увеличение переработки сырого бензола внутри России на имеющихся мощностях. Однако часть сырого бензола продается на экспорт, а эффективность этих продаж зачастую ниже, чем продажи внутри страны. Введенная пошлина на экспорт сырого бензола может снизить вывоз сырца на экспорт и положительно повлиять на баланс производства и потребления бензола в России. С другой стороны, пошлина на импорт бензола не позволяет потребителям бензола осуществлять импорт этого продукта в периоды обострения дефицита предложения.
Ведущий специалист отдела нефтехимии информационно-аналитического центра “Кортес” Надежда Селиванова представила обзор российского рынка ароматических углеводородов. Первое место по объему производства в России занимает бензол, однако выпуск этого продукта так и не достиг уровня 2007 г. и составляет 1050 тыс. т. Российский рынок бензола остается практически автономным. Импорт составляет всего 39 тыс. т, а экспорт – 20 тыс. т, при этом вывозится из страны в основном бензол нефтяной, а ввозится бензол каменноугольный. В 2011 г. 57% бензола было произведено на мощностях пиролиза, 34% – на установках риформинга. Крупнейшими производителями в 2011 г. являлись «Нижнекамскнефтехим» (18% от российского производства) и “Газпром нефтехим Салават” (11%). Потребление бензола для производства стирола за 5 лет сократилось на 22%. Доля использования углеводорода для выпуска капролактама остается стабильной, а потребление фенола достигло уровня 2007 г. Суммарное производство толуола в 2011 г. составило около 305 тыс. т, при этом большая часть этого объема потребляется самими заводами-изготовителями. Толуол используется в основном как высокооктановый компонент к топливам, но за последние 2 года его потребление в этом секторе упало на 40%. Также продукт используется в лакокрасочной промышленности в качестве растворителя. Российский рынок ксилолов является экспортоориентированным – 42% продукта было вывезено из страны в 2011 г. Основное направление экспорта – через Финляндию в Западную Европу. Поставки осуществляются и в Беларусь, но их объем снижается. Мощности по производству п-ксилола и о-ксилола одинаковы (по 180 тыс. т), однако загрузка мощностей по выпуску первого продукта стабильно выше. Производство ксилолов ведут 3 компании, а лидерами являются “Уфанефтехим” и Омский НПЗ, которые обладают по 42% от суммарных российских мощностей. Основными областями применения ксилолов являются производство ТФК (п-ксилол) и фталевого ангидрида (о-ксилол), в сумме составившие в 2011 г. 86% от потребления. Что ожидает индустрию в ближайшие годы? По бензолу до 2015 г. будет происходить расширение существующих производств, однако к 2020 г. запланировано строительство новых пиролизных мощностей, вследствие чего суммарная мощность может превысить 2 млн. т и производство будет значительно превышать потребление. В этот же период запланирован ввод новых мощностей по п-ксилолу и ТФК (для которой п-ксилол является сырьем), что позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке п-ксилола.
Состояние рынка сырого бензола, сырья для производства товарной ароматики, в России и Украине было представлено в докладе руководителя редакции “Оргсинтез” ИА “Хим-курьер” Ивана Марченкова. Россия и Украина являются крупными производителями сырого бензола и занимают 3 и 5 места по объемам выпуска соответственно. Страны являются основными поставщиками сырого бензола в страны Евросоюза (доля в разные годы составляла от 40% до 60%). В России действуют 11 производителей сырого бензола. Четырьмя крупнейшими производителями выпускается 60% всей продукции. Основным сегментом потребления сырого бензола является выделение ароматических углеводородов. Основными экспортерами сырого бензола являются “ММК” и “Алтай-Кокс”. Докладчик отметил, что страны ЕС являются одним из основных направлений экспорта. Согласно прогнозу распределения ресурсов на 2012-2013 гг., объем переработки увеличится, объем экспорта – снизится. Изменения картины рынка, по мнению докладчика, продиктованы введением экспортной пошлины на сырой бензол, что будет способствовать частичному перенаправлению поставок на внутренний рынок, где наблюдающийся дефицит бензола для синтеза будет стимулировать предприятия осуществлять переработку внутри страны. На украинском рынке действуют 12 производителей сырого бензола. Структура производства и потребления ресурсов кардинально отличается от российской. Основное направление потребления продукта – октаноповышающие добавки. Применение бензола в качестве химического сырья в 2011 г. выросло, объем экспорта также увеличился. Что касается применения бензола в производстве октаноповышающих добавок, то его объемы снизились. Среди основных переработчиков сырого бензола, действующих на территории Украины, докладчик выделил Ясиновский КХЗ и “Запорожкокс”. К факторам, повлиявшим на изменение объемов переработки, относятся пуск производства бензола для синтеза НПП “Заря” мощностью 50 тыс. т и рост спроса на бензол после преодоления последствий кризиса. Экспорт осуществляют 3 предприятия: Авдеевский КХЗ, “Арселор Миталл Кривой Рог” и “МК Азовсталь”. Украинский сырой бензол экспортируется преимущественно в Чехию, также большая часть продукции поставляется в Польшу. Прогноз распределения ресурсов на 2012-2013 гг. показывает, что использование бензола для выделения товарной ароматики снизится, а применение в качестве октаноповышающего компонента будет расти. Среди факторов, влияющих на изменение объемов переработки в 2012-2013 гг., докладчик назвал повышение ставки акциза на бензин в Украине, что приведет к повышению привлекательности использования бензола в топливном сегменте. Марченков отметил, что изменение ситуации на украинском рынке возможно лишь при принятии мер со стороны правительства Украины либо при условии ужесточения требований технических регламентов. Оба варианта, по мнению докладчика, маловероятны.
Начальник управления развития и анализа коммерческой деятельности “ЛУКойла” Кирилл Попов отметил, что использование бензола в топливе высоких экологических классов не превышает 1%, ароматики – 35%. В связи с этим докладчик выразил сомнения в том, что сырой бензол используется в Украине в качестве топливного компонента в таких масштабах. Компания “ЛУКойл” уже перешла на производство бензина класса Евро-5, до 2015 г. ее примеру последуют крупнейшие компании: “Башнефть”, “Газпром нефть” “Роснефть” и ТНК-BP. К этому времени в России будет запрещено производство бензина ниже класса Евро-4. В 2011 г. основную долю в производстве бензинов занимало топливо класса Евро-3 (70%). К сожалению, пока некоторые производители продолжают выпускать внекатегорийное топливо и бензин класса Евро-2. В общей структуре производства они занимают по 8%. В 2014 г. страна еще будет производить топливо класса Евро-3 для поддержания спроса, однако его доля будет около трети. В то же самое время прогнозируется рост объема потребления автобензинов в РФ с 34,7 млн. т в 2011 г. до 48,2 млн. т к 2021, в результате баланс рынка ароматики существенно не изменится. Ограничение процентного содержания ароматики в бензинах будет нивелировано ростом производства топлив после 2015 г., а к 2021 г. возможно некоторое снижение поставок ароматических углеводородов на нефтехимию с существующих комплексов ароматики НПЗ в силу исчерпания возможности дозагрузки существующих риформингов.
Начальник отдела закупок сырья “Газпром нефтехим Салавата” Дмитрий Егоров сообщил, что мощности по производству ароматики недозагружены, но изменение цены на МТБЭ может стать фактором, который сможет изменить ситуацию.
Начальник управления нефтехимии и СУГ “Газпром нефти” Роман Ефимычев обратил внимание на то, что комплексы по производству ароматики, помимо самой ароматики, выпускают рафинад, применяемый при компаундировании нафты, которая экспортируется. Введение повышенной пошлины, по его мнению, объективно ухудшает экономику отрасли. Пошлина на ксилолы равна пошлине на бензин. Рынок параксилола является экспорториенторованным и, по мнению Ефимычева, пошлина должна быть отменена.
И. о. начальника отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Антон Жаринов рассказал о тарифном регулировании экспорта и импорта бензола, его влиянии на баланс внутреннего рынка. В 2011 г. ряд нефтехимических предприятий выступил с инициативой касательно принятия компенсационных мер, которые могли быть реализованы посредством понижения ввозной пошлины на бензол либо повышения вывозной пошлины. Так как импорт практически отсутствует, конечной мерой, принятой в июле этого года, стало повышение вывозной пошлины. Это вызвало недовольство металлургических компаний, так как экспорт продукта стал для них менее выгодным. В результате они выдвинули предложение вернуть пошлину к изначальному уровню. Данный спор о пошлине – традиционный конфликт между производителями и потребителями. Среди основных точек столкновения докладчик назвал спрос на внутреннем рынке. По утверждению представителей нефтехимической отрасли, спрос в ближайшие годы вырастет на 9%. Помимо спроса большое значение имеет дефицит внутреннего рынка – в настоящий момент невозможно сказать, является ли он лишь временным явлением. Представители металлургической промышленности указывают на возможность импорта бензола, однако представители другой стороны считают покупку, например в Украине, нерентабельной, так как цены там значительно выше. На рынке, таким образом, произошло столкновение 11 производителей и 6 потребителей. Заинтересованным министерствам (в том числе отраслевым: Минэкономразвития и Минпромторгу) необходимо разобраться во всех деталях, чтобы вынести окончательное решение.
Летом произошел “конфликт” между “ММК” и “ГНС”: потребитель отказался принимать бензол. Начальник отдела закупок сырья компании “Газпром нефтехимом Салават” Дмитрий Егоров проинформировал, что компания не смогла принять бензол по техническим причинам, а именно в связи с капитальным ремонтом длительностью 40 дней. Руководитель направления ДПиОС холдинга “Сибур” Владимир Иванов сообщил, что тот объем сырого бензола, который дополнительно был предложен холдингу вместо “ГНС”, был им принят, переработан, нефтяной бензол был поставлен потребителям.
Старший менеджер ГРПП Магнитогорского меткомбината Елена Некерова объяснила сложившуюся ситуацию присутствием на внутреннем рынке ограниченного количества крупных потребителей и угрозы монополизации рынка. Некерова отметила, что введение пошлины не повлияло на объемы экспорта продукта, т. к. экономическая эффективность экспортных поставок ММК сопоставима с внутренним рынком. 25% произведенной продукции по-прежнему экспортируются.
Антон Жаринов также коснулся механизма повышения пошлины на ксилолы. Пул предпринимателей, составляющий большинство рынка, может составить коллективное обращение в правительство. При условии постоянных консультаций в министерстве и предоставлении данных вероятность оперативного рассмотрения предложений, по мнению докладчика, весьма высока.
Начальник департамента сырья компании “ЕвразХолдинг” Сергей Басалов рассказал о конкурентоспособности ароматической продукции из угольного сырья. Пионером по переработке угля в химическую продукцию является Китай, а крупнейшим производителем – компания Shenhua. Было проведено исследование, посвященное себестоимости терефталевой кислоты при ценах на уголь и нефть. Результаты показали, что при тех ценах на уголь и терефталевую кислоту, что были в 2011 г., уровень безубыточности был почти достигнут. Анализ соотношения цен на нефть и уголь в Китае показывает, что продукты нефтехимии выгодней производить из угля. Однако такое производство не лишено сложностей. Во-первых, при производстве потребляется большое количество воды, что особенно актуально для Китая, где шахты в основном расположены в засушливых районах. Во-вторых, имеет место негативное влияние на окружающую среду. Постоянные и инвестиционные затраты значительно выше, чем в нефтехимии. Решением этих проблем, по мнению докладчика, могут стать водо- и энергосберегающие технологии, применение новых эффективных катализаторов. Китай готов инвестировать в данную технологию огромные деньги, потому что страна не обладает существенными запасами нефти, она вынуждена закупать ее в России и на Ближнем Востоке. Для России подобные проекты пока неактуальны в связи с большими запасами нефти и газа. Уголь в стране рассматривается исключительно как топливо.
Директор по науке и инновациям НИПИ МИАП Сергей Долинский выступил с докладом, посвященным производству ароматики из альтернативного сырья, в частности, о производстве БТК из ПНГ. Интерес к таким технологиям в РФ остается высоким, пока цена на попутный газ остается незначительной, а правительство требует от добывающих компаний полезного использования газа. Процесс является рентабельным при цене попутного нефтяного газа 1200 руб./1000 куб. м и производстве высокомаржинальных продуктов (бензол, терефталевая кислота и пр.). Внутренняя норма рентабельности в таком случае оценивается в 21%.
Региональный директор по продажам катализаторов UOP Антон Гальминас посвятил свое выступление технологиям и катализаторам для производства ароматики. К 2020 г. мировое потребление параксилола увеличится вдвое. Уровень возврата инвестиций составит 85-90%, что является довольно оптимистическим прогнозом. UOP предлагает получать ароматику из нафты путем процесса платформинга, в результате которого производится широкая смесь ароматических углеводородов с последующим получением целевых продуктов на комплексе ароматики UOP. Компания разработала и внедрила ряд усовершенствований своих процессов, катализаторов и адсорбентов, что позволяет экономить энергию и существенно снизить себестоимость производства.
Профессор МИТХТ им. М. В. Ломоносова Андрей Тимошенко рассказал о современных технологиях ректификации. До 70% энергетических затрат приходится на процесс ректификации. Например, в США на этот процесс тратят 45 млн. условного топлива в год. Основная проблема процесса заключается в том, что любая ректификационная колонна имеет низкий коэффициент полезного действия и большая часть тепловой энергии рассеивается в окружающей среде, кроме того, ректификация характеризуется большими капитальными затратами. Изменение устройства ректификационной колонны или изменение технологической схемы процесса ректификации позволяет значительно снизить затраты энергии. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)