Химия Украины и мира

Украина: LNG-терминал позволит стране снизить зависимость от российского газа

Украина намерена принять участие в реализации проекта “Южный газовый коридор”, через который каспийский и среднеазиатский газ будет поставляться в страны Европы. Данный проект является главным конкурентом российскому “Южному потоку”. Для Украины, которая давно и безуспешно пытается снизить зависимость от “Газпрома”, участие в нем и сотрудничество со странами Каспийского региона в целом могло бы стать панацеей для диверсификации путей и источников энергоснабжения.

Южный газовый коридор включает целую “обойму” газовых проектов: Nabucco, интерконнектор Турция – Греция – Италия (ITGI) в связке с Трансадриатическим газопроводом (TAP), “Белый поток” (который должен был проходить по дну Черного моря, но с учетом запланированных объемов инвестиций оказался малореальным), иранский и иракский коннекторы для поставок газа в Европу, Транскаспийский газопровод, а также Трансанатолийский газопровод (TANAP), который пройдет с Азербайджана на запад Турции, до границы с Болгарией или Грецией.

В строительстве последнего, по словам украинских властей, турецкая сторона и предложила участвовать Украине, вопрос создания консорциума для реализации TANAP находится на стадии подписания договоров. Еще в мае премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина готова как сделать вклад с финансовой стороны, так и поставлять все необходимое для газопровода оборудование: трубы, компрессоры и т. д. Анкара и Баку рассчитывают прокачивать по TANAP 16 млрд. куб. м газа ежегодно со второй фазы освоения месторождения Шах-Дениз, включая 6 млрд. куб. м для турецкого рынка. В дальнейшем пропускная способность трубы может вырасти до 60 млрд. куб. м. В 2011 г. президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Украины Виктор Янукович также подписали меморандум о поставке газа с месторождения Шах-Дениз в Украину. А недавно министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что Украина направила консорциуму по разработке Шах-Дениза предложение использовать украинскую ГТС и подземные хранилища газа при поставке газа с месторождения в Европу по Трансанатолийскому газопроводу.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич убежден, что Трансанатолийский газопровод будет точно реализован (в отличие, например, от “зависнувшего” Nabucco, который если и будет построен, то в урезанном варианте), поскольку в нем заинтересованы два крупнейших игрока – Азербайджан и Турция. По мнению эксперта, план участия Украины в проекте вполне реалистичный. При этом придется решить вопрос о том, как поставлять азербайджанский газ в Украину. Самый простой путь – это в реверсном режиме развернуть существующую трубопроводную систему через территорию Болгарии и Румынии. Последние с учетом членства в Европейском энергетическом сообществе должны зарезервировать нам такие мощности. С другой стороны, нельзя забывать о позиции “Газпрома”, который транспортирует газ в обратном направлении. К тому же стало известно, что “Газпром” подписал долгосрочный контракт на 30 лет с турецкими компаниями, чтобы загрузить западное направление и в 2013 г. выйти на объемы около 10 млрд. куб. м газа. Таким образом, российский монополист пытается защитить в регионе свои позиции транспортировщика газа. Независимый эксперт Валентин Землянский считает, что из-за “Газпрома” рассчитывать на реверс газа пока не стоит. “Поэтому Украине кроме того, что мы подали соответствующие заявки и готовы поставлять оборудование и специалистов для строительства TANAP, предстоит решить вопрос с румынами и болгарами, либо же строить иные маршруты транспортировки, что будет гораздо дороже”, – подчеркнул Д. Марунич.

Также в апреле премьер-министр сообщил, что Украина направила официальное предложение Туркменистану и Азербайджану о своем участии в проекте Транскаспийского газопровода для того, чтобы вложить средства до 10% общей стоимости проекта при условии, что газопровод будет соединен с СПГ-терминалом Кулеви в Грузии. Правда, из-за отсутствия других заявлений или официальных документов, подтверждающих такое предложение, эксперты предполагали, что Н. Азаров попросту оговорился. В таком случае это позволило бы увеличить объем перевалки через терминал в Кулеви с 10 до 20 млрд. куб. м газа в год, а Украина смогла бы получать туркменский газ, который тоже дешевле российского. Кстати, в 2011 г. Еврокомиссия определила Транскаспийский газопровод самой важной частью общеевропейского проекта “Южный транспортный коридор”. Предполагается, что Транскаспийский газопровод соединит туркменский и азербайджанский берега Каспия для экспорта газа в европейские страны. По маршруту Тенгиз (Казахстан) – Туркменбаши (Туркменистан) – Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзурум (Турция) планируется ежегодно транспортировать 20-30 млрд. куб. м газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд. евро. Но пока главная проблема с торможением строительства Транскаспийского коридора заключается в том, что до сих пор не разграничены вопросы Каспийского региона, а без этого его строительство начаться не может. Д. Марунич считает, что сейчас рано говорить о том, насколько этот проект реалистичен.

Ожидается, что поставки азербайджанского газа в Украину начнутся с 2 млрд. куб. м и постепенно достигнут 5 млрд. куб. м. Директор Института энергетических исследований напомнил, что в начале года его стоимость для Турции составляла $330. Российский газ для наших черноморских соседей стоил $405, а иранский – $500, так что Украине практически грех жаловаться на Россию. Учитывая транспортную составляющую и вложенные инвестиции, назвать азербайджанский газ дешевым для нашей страны нельзя, но он однозначно останется дешевле российского. По оценкам Д. Марунича, в нынешних реалиях газ из Азербайджана стоил бы на 15% меньше, чем российский, но какая ситуация будет через 5 лет – сложно предугадать.

Параллельно с Азербайджаном Украина изучает возможность поставок сжиженного газа из Катара. По словам премьер-министра Н. Азарова, на сегодня даже с учетом доставки в Украину катарский газ обойдется в 3 раза дешевле, чем российский. В апреле Госинвестпроект начал переговоры с катарскими и алжирской компаниями о поставках сжиженного газа. Но его транспортировка танкерами через пролив Босфор блокировалась правительством Турции, которое не хотело пропускать через Босфор танкеры со сжиженным газом для Украины, чтобы не перегружать пролив. А это – единственный путь поставок газа из Катара. Но на сегодняшний день Украина получила выводы американской юридической кампании Baker Botts, которые подтвердили, что согласно Конвенции Монтре, регулирующей режим использования пролива торговыми судами, грузовые суда, которые будут доставлять сжиженный природный газ для украинских LNG-терминалов, имеют право проходить Босфорский пролив беспрепятственно. При этом танкеры с СПГ обязаны платить только сборы, утвержденные в соответствии с Конвенцией, а также проходить санитарный осмотр до входа в турецкие проливы. По словам председателя Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислава Каськива, ограничения на проход проливом, согласно международному законодательству, могут применяться только для военных кораблей или если Турция будет находиться в состоянии войны. На этом фоне в СМИ появилась информация, что Украина и Турция пока только на словах, но согласовали вопрос о транспортировке танкеров со сжиженным газом на украинский рынок. Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о готовности пропускать ежемесячно 8 танкеров со сжиженным природным газом для Украины через проливы Босфор и Дарданеллы. Ожидается, что емкость каждого судна составит 150 тыс. т топлива.

Но реализовать все вышеуказанные проекты Украина не сможет без одной главной составляющей – LNG-терминала, так как есть вероятность, что на начальном этапе Азербайджан будет поставлять газ в Украину именно через него. Строительство терминала по приему 10 млрд. куб. м сжиженного газа в районе Южного на Черноморском побережье Украины (рядом с нефтяным терминалом ПАО “Укртранснафта” и морским торговым портом Южный) было пущено 26 ноября.

В сентябре 2011 г. конкурс на разработку ТЭО терминала выиграла испанская компания Socoin. Стоимость его подготовки обошлась в 285 тыс. евро. Изначально украинская сторона ориентировалась, что ТЭО будет разработано за полгода и обойдется в $1,5 млн. 8 августа Кабинет министров утвердил технико-экономическое обоснование строительства в Украине терминала по регазификации сжиженного природного газа. Доля государства в проекте составляет 25%. Стоимость строительства LNG-терминала составит 846 млн. евро. Кроме этого, на строительство подводящего канала потребуется 121 млн. евро, а на подключение к газотранспортной системе – 113 млн. евро. Средства на подключение к ГТС будут привлечены путем внесения инвестиционной составляющей в тариф на транспортировку газа. Строительство объекта займет 49 месяцев, стоимость услуг терминала после его пуска составит около $40/1000 куб. м. Ожидается, что после завершения строительства первой очереди LNG-терминала – к концу 2014 г. – Украина сможет получать до 2 млрд. куб. м сжиженного газа в год с доведением через год этого показателя до 5 млрд. куб. м, а через 3 года – до 10 млрд. куб. м. Таким образом, для загрузки LNG-терминала через 5 лет одного азербайджанского газа будет мало – во избежание энергетических рисков Украине понадобится как туркменский, так и катарский газ.

Южный газовый коридор является главной альтернативой проекту “Газпрома” “Южный поток”, который пред-полагает строительство газопровода через акваторию Черного моря из России в страны Южной и Центральной Европы в обход Украины. Поэтому данный проект уже давно стал головной болью для наших властей. Так, недавно министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что Украина рассматривает реализацию Россией проекта “Южный поток” как проблему для украинской газотранспортной системы, но принимает меры для возможной загрузки своей ГТС каспийским газом. Неизвестно, кто победит в конкурентной газовой борьбе России и Европы, но для Украины в данном случае лучше быть поближе к Европе. По крайней мере, в отношении газа это хотя бы дешевле. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version