Химия Украины и мира

Россия: рынок топлива-2012 – битва за цены и спрос

2012 г. на топливном рынке России начался в условиях жесткого административного регулирования. Власти сделали выводы из ситуации 2011 г., когда рост акцизов в новогодние праздники подстегнул розничные цены на бензин, и приняли меры. В январе тогдашний министр энергетики Сергей Шматко признал наличие договоренности с нефтяными компаниями о “заморозке” цен на топливо на уровне конца 2011 г. Стало ясно, что до мартовских выборов рынок будет стабилен по ценам. На этом фоне эксперты высказывали опасения относительно вымывания объемов топлива с внутреннего рынка на фоне роста экспорта, что в 2011 г. привело к масштабному дефициту. Но опасения в большей степени оказались напрасными, если кто и пострадал, то независимые операторы АЗС.

“Чиновники с одной стороны сдерживали цены на нефтепродукты, а с другой – “запирали” товар на внутреннем рынке, не позволяя нефтяным компаниям экспортировать топливо даже в случаях более высоких экспортных цен по сравнению с ценами российского рынка. Такая ситуация была, в частности, на рынке автомобильного бензина в начале 2012 г.: даже в условиях заградительных 90%-ных пошлин экспортировать бензин было выгоднее, чем продавать его на российском рынке”, – напомнил генеральный директор НП “Совет по товарным рынкам” Михаил Турукалов.

Если в начале 2011 г. снизить и держать цены нефтяников заставила “третья волна” антимонопольных дел, то в 2012 г. все прошло тихо и кулуарно. Позиция ФАС на топливном рынке заметно ослабла, говорят его участники.

Топливо в рознице начало постепенно дорожать с конца апреля, в столице первым из ВИНК ценник повысил “ЛУКойл”. А в начале июля стоимость бензина Аи-95 в Москве достигла психологического порога в 30 руб./л (не считая премиальные заправки под брэндом BP, где литр Аи-95 уже давно стоил свыше 30 руб.). Позже выяснилось, что 30 руб. – не предел. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), Аи-95 в столице подорожал за год в среднем более чем на 2 руб.- с 29,1 до 31,17 руб./л. И это несмотря на заявления главы ФАС Игоря Артемьева, что цены на бензин в московском регионе не должны перешагнуть 30-рублевую отметку. Самый популярный бензин Аи-92 в Москве стал дороже на 1,5 руб. – с 27 до 28,49 руб./л. В среднем по стране стоимость Аи-92 выросла с 26,37 до 28,1 руб./л, Аи-95 – с 28,28 до 30,63 руб./л. При этом на Дальнем Востоке уже не купить 92-й бензин дешевле 31,3 руб./л, а 95-й – дешевле 33 руб./л. На этом фоне не кажется странным предложение председателя союза нефтегазопромышленников РФ Геннадия Шмаля создавать сети бюджетных муниципальных АЗС, которые бы торговали топливом по доступным ценам для людей среднего и малого достатка.

В 2013 г. страну ждет новое повышение акцизов на бензин, правда с 1 января – только на топливо класса евро-3 и ниже, а на топливо класса евро-4 и выше – с 1 июля. Как на это отреагирует рынок и власти – увидим на стеллах АЗС. “По автомобильным бензинам роста на АЗС в самом начале года мы, по всей видимости, не увидим. Если увеличение и будет, то отслеживать его надо с апреля, следующий этап – июль”, – считает директор по стратегическому развитию ИАЦ “Кортес” Павел Строков.

Столичный передел

Цены на топливо растут все выше, а борьба за платежеспособный спрос автовладельцев становится все острее. В 2012 г. это стало очевидно на примере самого перспективного в стране топливного рынка – московского. Главной фигурой в процессе передела столичного рынка стала “Роснефть”. Летом компания заявила о намерении построить в Московской области нефтеперерабатывающий завод на 8-12 млн. т в крайне сжатые сроки. Госкомпания своим желанием построить НПЗ в Московской области никого не удивила. Она не имеет своих мощностей вблизи столичного региона, при этом у нее много АЗС, для которых приходится закупать топливо на стороне. Возить топливо в Московскую область с Самарской группы НПЗ невыгодно.

Проект “Роснефти” – прямая конкуренция Московскому НПЗ, возможно, и замена ему, сразу решил рынок. Впрочем, скоро стало ясно, что компания Игоря Сечина зайдет на столичный рынок, купив ТНК-ВР, одного из основных поставщиков топлива на АЗС Москвы. Теперь реализация проекта создания НПЗ в Подмосковье под сомнением: “Роснефти” проще модернизировать Рязанский и Саратовский заводы ТНК-ВР.

Застолбить рынок намерен и “ЛУКойл”, заявивший о планах по строительству продуктопровода от своего Нижегородского НПЗ для поставок в московский регион. Ход “ЛУКойла” понятен: компания имеет недалеко от столицы высокотехнологичный завод на 17 млн. т, а в московском регионе – большую розничную сеть (по оценке самой компании, она закрывает 14% розничного рынка топлива Москвы и области). Планируется, что по продуктопроводу компания будет поставлять в московский регион 2 млн. т бензина в год, такой же объем производит Московский НПЗ.

В битву титанов неожиданно вмешалась независимая ГК “Трасса”. Она хочет построить НПЗ на 8 млн. т с глубиной переработки 95% за $2,5 млрд., сроки завершения проекта – 2025-2030 гг. Проект “Трассы” будет иметь шанс на реализацию, то у него найдутся соучредители в лице крупных компаний, считает рынок.

Очевидно, что московский топливный рынок будет двигаться в сторону разделения между крупными игроками, а независимым АЗС будет все тяжелее.

Стандартные споры

Не обошлось в 2012 г. и без традиционных разговоров о переносе сроков техрегламента по топливам. За последние несколько лет они пересматривались неоднократно. В начале сентября 2011 г. правительство перенесло срок допуска в оборот бензинов и дизельного топлива евро-2 до 31 декабря 2012 г., евро-3 – до 31 декабря 2014 г., евро-4 – до 31 декабря 2015 г. Осенью 2012 г. ФАС предложила Минэнерго вновь рассмотреть перенос сроков перехода на оборот топлива классов евро-3,4,5, а также возможность применения своповых операций, при которых РФ будет импортировать бензины, соответствующие техрегламенту, в обмен на мазут и дизтопливо. ФАС также предлагала рассмотреть возможность увеличения импорта качественных топлив с белорусских НПЗ. Министр энергетики РФ Александр Новак отмечал, что ведомство рассматривает вопрос о синхронизации требований техрегламентов РФ и Казахстана. Техрегламент Казахстана пересматривает переход на оборот топлива евро-3,4,5 на год позже, чем российский. Однако позиция Минэнерго осталась непоколебимой. По мнению ведомства, нефтяные компании смогут выполнять требования существующего техрегламента и дефицита не будет. Ведомство надеется также на существенное увеличение потока нефтепродуктов из Беларуси. Согласно энергетическому балансу России и Беларуси, РФ должна поставлять в эту страну 21,5 млн. т нефти в год. В ответ Беларусь должна направлять в Россию порядка 5,8 млн. т нефтепродуктов.

Рынок при этом говорит о возможном дефиците бензина на уровне 1 млн. т в 2013 г. после запрета евро-2. “Беларусь в 2012 г. так и не стала надежным поставщиком нефтепродуктов на российский рынок. Чиновники уверяют, что недостающие объемы будут поставлены из Беларуси. Посмотрим, смогут ли эти поставки покрыть ожидаемый разрыв между спросом и предложением со стороны российских НПЗ”, – отмечает М. Турукалов. Впрочем, по словам управляющего директора по срочному рынку СПбМТСБ Алексея Сергеева, на бирже регулярно продаются значительные объемы нефтепродуктов с белорусских заводов.

В 2011 г. запрет на реализацию топлива ниже евро-3 стал одним из факторов, спровоцировавших общероссийский топливный дефицит. Тогда был сделан шаг назад и топливо евро-2 вернули в оборот.

Back to фьючерс

Еще одним событием 2012 г. стал пуск срочного рынка нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Тема деривативов не новая для российского топливного рынка: еще в 2007 г. фондовая биржа РТС запустила торговлю фьючерсами на дизельное топливо с реальной поставкой, в 2010 г. расчетными фьючерсами на ДТ начала торговать биржа “Санкт-Петербург”. Но оба проекта оказались не очень удачными. У СПбМТСБ серьезные амбиции по развитию этого рынка и запуску новых инструментов, в том числе фьючерсов с поставкой на топливные карты в сотрудничестве с ТНК-BP. Сейчас на бирже обращаются поставочный контракт на летнее дизтопливо и четыре расчетных фьючерса на индексы СПБМТСБ – это фьючерсы на бензин Регуляр-92, авиакеросин, мазут и летнее дизельное топливо.

По итогам года на срочном рынке заключено порядка 1,2 тыс. сделок на 115 тыс. т нефтепродуктов, сообщил А. Сергеев. На бирже отмечают, что все сделки реальные. В целом же объемы торгов на бирже упали по сравнению с 2011 г. “Объемы торгов нефтепродуктами по итогам 2012 г. составили более 9,2 млн. т. Это примерно на 20% меньше объема 2011 г., который составил около 11,5 млн. т”, – сказал А. Сергеев. Цифры показательны – на СПбМТСБ приходится порядка 90% биржевых торгов нефтепродуктами в РФ.

“Оптовый рынок в период административного сдерживания цен был нестабильным, биржевые торги изобиловали адресными и договорными сделками. Некоторые нефтяные компании всячески стремились найти предлоги, чтобы не торговать на бирже, или пытались продавать топливо “в нужные руки”. По итогам первого полугодия 2012 г. объем биржевых торгов составил 5,25 млн. т, сократившись на 19,2% по сравнению с первым полугодием 2011 г.”, – отмечает М. Турукалов. При этом цены на бирже шли вверх – нефтяники, вынужденные держать цены, весной пытались ростом биржевых котировок обосновать повышение стоимости топлива на внебиржевом оптовом рынке и в рознице.

Летом административное регулирование рынка начало сходить на нет, что благоприятно отразилось на биржевом рынке. Если в начале 2012 г. “рыночная” биржа нефтепродуктов ассоциировалась в основном с ТНК-ВР, то с середины года в активную торговлю снова включилась “Роснефть”, а в последние пару месяцев – “Газпром нефть”. По некоторым данным, “Башнефть” вскоре может значительно увеличить продажи нефтепродуктов на бирже, добавляет эксперт.

В сфере биржевой торговли нефтепродуктами в 2012 г. были и другие события: вышло постановление о регулярности и равномерности реализации нефти и нефтепродуктов на бирже, но умерла, судя по всему, идея единой торговой сессии (ЕТС). “За прошедший год сделано много позитивных шагов как в части антимонопольного, так и налогового законодательства, призванных сделать торговлю на бирже еще более привлекательной для нефтяных компаний, но до конца декабря не удалось полностью ввести эти документы в действие. Так, в частности, не выпущен совместный приказ ФАС и Минэнерго, определяющий требования к биржевым торгам нефтепродуктами”, – отметил А. Сергеев.

Потеря бойца

Говоря о топливном рынке, не обойти стороной ожидаемую сделку по покупке “Роснефтью” ТНК-ВР. ТНК-BP долгое время являлась основным продавцом нефтепродуктов на бирже. “На протяжении большей части 2012 г. основные объемы бензинов на биржевых торгах продавала в рынок именно ТНК-ВР. Такая же ситуация наблюдается по дефицитному зимнему дизельному топливу”, – напомнил М. Турукалов. По мнению эксперта, поглощение такого игрока как ТНК-ВР “создает серьезные риски для рынка нефтепродуктов”. В первую очередь они связаны с ухудшением снабжения независимых участников рынка высокооктановым бензином и зимним дизтопливом. Многие участники рынка опасаются, что “Роснефть” будет направлять производимый на НПЗ ТНК-ВР высокооктановый бензин на свои нефтебазы, а независимые трейдеры не смогут купить этот ресурс, добавляет он.

“Количество нефтяных компаний сокращается, налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающую отрасль растет, не давая шансов снижаться ценам на АЗС. Хотелось бы, чтобы в 2013 г. на фоне модернизации НПЗ и увеличения производства моторных топлив мы увидели изменение сбытовой политики нефтяных компаний и продвижение их в те регионы, которые ранее им были неинтересны по объемам реализации”, – сказал П. Строков.

Независимым игрокам остается надеяться только на скорое принятие совместного приказа ФАС и Минэнерго об объемах продаж нефтепродуктов на бирже и требованиях к торгам. Впрочем, и это не панацея: глава СПбМТСБ Алексей Рыбников ранее признавал, что половина сделок на бирже – договорные.

В последнее время жизнь независимых трейдеров нефтепродуктов осложнилась: ВИНКи, в 2011 г. активно скупавшие небольшие сети АЗС, все ожесточеннее борются за перспективные рынки сбыта топлива. Неудивительно, что независимые участники, такие как ГК “Трасса”, мечтают о собственной переработке. Впрочем, реализовать такие амбициозные проекты они смогут только, как отмечала сама ГК “Трасса”, “с божьей помощью”. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version