Химия Украины и мира

Украина: ООО «Стиролбиофарм» сумело пережить потерю материнского предприятия

Для многих ранее «Стирол» ассоциировался не с азотными удобрениями и аммиаком – главной продукцией предприятия. Потребители воспринимали его прежде всего как производителя витамина С. Фактически концерн был единственным среди 6 украинских химзаводов, имевшим мощное непрофильное производство.

В 2010 г. владелец Group DF Дмитрий Фирташ начал скупать химпредприятия. Стоявший на аммиакопроводе «Стирол» был одной из его первых целей. И хотя годом ранее Николай Янковский говорил о нежелании продавать предприятие, в сентябре 2010 г. все же сдался. Сумма сделки не разглашалась, но аналитики оценивали ее в $650-700 млн. Фармацевтическое производство осталось за экс-владельцем «Стирола». Желание оставить предприятие Николай Янковский объяснял тем, что «Стиролбиофарм» генерировал прибыль даже в разгар кризиса, завершив 2009 г. с выручкой более 75 млн. грн. К тому же ему, более пятидесяти лет проработавшему в украинской промышленности, явно не хотелось совсем отходить от дел. Возможно, свою роль сыграло и желание оставить какой-то бизнес в Украине сыну Игорю, до продажи возглавлявшему набсовет «Стирола». Да и Group DF не слишком интересовалась фармпроизводством – в компании Фирташа четко говорили, что непрофильный актив строящейся химической империи не нужен.

На рынке поговаривали, что лишенный материнской структуры «Стиролбиофарм» не сможет выжить на крайне конкурентном фармацевтическом рынке, где кроме отечественных гигантов уровня компаний «Фармак», «Артериум» или «Дарница» присутствует множество мировых производителей. Тем более, что по меркам рынка «Стиролбиофарм» – небольшое предприятие. По оценке аналитической компании «Морион», в рейтинге производителей госпитальных медикаментов и продаваемых в рознице лекарственных средств по объему производства «Стиролбиофарм» занимал в 2009 г. 20 место, а в конце III квартала 2012 г. – 29.

Самостоятельность в кредит

Расположенные рядом концерн «Стирол» и «Стиролбиофарм» визуально практически не отличаются – и там и там серые корпуса классической промышленной архитектуры, бетонные заборы – найти нужный вход помогают вывески. Впрочем, есть еще одна примета, выделяющая «Стиролбиофарм», – ветряки. И солнечные модули на крышах некоторых корпусов, которые хорошо видно в ясную погоду. Отделяясь от концерна, «Стиролбиофарму» в первую очередь нужно было создать собственную систему энергообеспечения, потому что всю электроэнергию, природный газ и пар для производства предприятие получало от «Стирола». После отделения эту зависимость решили существенно сократить. Николай Янковский говорил о том, что его целью было обрести максимальную независимость и производить все нужное для производства самому. На свое 15-летие, компания презентовала проект “зеленой” энергетики. Ветряная электростанция, солнечные модули и пиролизный котел, работающий на отходах производства и горючем мусоре (картоне, мешках, деревянной таре), позволили предприятию отказаться от газа и сократить покупки электроэнергии. В итоге сократить расходы на энергию на 20%-50%.

Экономия не помогла заводу стать полностью независимым. Во-первых, недостающую энергию по-прежнему приходится покупать у бывшей материнской компании. Кроме того, на территории Дмитрия Фирташа остался цех по производству закиси азота, используемой во время наркоза. Цех, в котором ее выпускают, слишком велик для переноса, кроме того, к нему подведены железнодорожные пути для поставки сырья и отгрузки продукции. Поэтому «Стиролбиофарму» приходится платить за его обслуживание «Стиролу», который также поставляет в цех аммиачную селитру.

Компании пришлось создавать и многие другие службы, после раздела оставшиеся на «Стироле», – маркетинг, финансы, службу развития, службу безопасности. В итоге на «Стиролбиофарме» трудоустроили еще примерно 60 человек из Горловки и других городов Донецкой области – с 2010 г. штат вырос до почти 270 человек. По словам заместителя финдиректора компании Эдуарда Савченко, с 2010 г. средняя зарплата увеличилась вдвое, хотя назвать ее точный размер он отказался. Впрочем, сотрудники Янковским довольны. По словам начальника отдела обеспечения качества Татьяны Лебедевой, когда начали говорить о продаже «Стирола», сотрудники компании опасались за свое будущее, но страхи рассеялись, когда они узнали, что остаются у прежнего владельца. Помимо «Стиролбиофарма» у Янковского остались и другие “дочки” концерна. Например, «Стиролинжпроект», который занимается строительством и монтажом.

Деньги пополам

Налаживание самостоятельной работы требовало существенных инвестиций. Плюс расширение производства: если в 2010 г. предельная мощность линий составляла 100 млн. таблеток и капсул в месяц, то сейчас – 200 млн.; компания строит линию по производству антибиотиков и работает над расширением ассортимента лекарств. По данным «Стиролбиофарма», в 2011 г. инвестиции в развитие составили 15 млн. грн. По словам Савченко, вложения чуть меньше чем наполовину покрываются реинвестированной прибылью – остальное обеспечивается средствами собственника. Сам собственник завода говорит, что полученные от продажи «Стирола» деньги дает собственному предприятию в кредит и уверен, что это правильная схема – только так деньги ценят и пытаются получить от них отдачу. О величине инвестиций можно судить по сумме кредитов – по словам Янковского, из 80 млн. грн., которые занимала компания, «Стиролбиофарм» погасил 50 млн. Правда, в итоге он эти данные не подтвердил. Финансирование новых проектов, в том числе и кредитное, продолжается и сейчас. Сотрудник финансового отдела упомянул, что недавно компании была открыта кредитная линия от нерезидента на $1 млн. под практически 10% годовых. О каком именно нерезиденте идет речь, выяснить не удалось.

Отдельно легче

Уход от “материнской” компании в целом улучшил работу завода. По словам Татьяны Лебедевой, многие решения стали приниматься быстрее, необходимость согласовывать их с “главным” офисом отпала, а многие службы и руководители стали “более доступными”. «Стиролбиофарм» не работает с аптеками напрямую. По словам директора аптечной сети TAS Валерия Гудзенко, они покупают горловские таблетки у крупных дистрибуторов. Например, производитель продает лекарства через днепропетровские БАДМ и «Вента», донецкую «ФРА-М», киевскую «Альба-Украина» помимо собственной сбытовой компании «Стиролоптфармторг». Дистрибуторы тоже позитивно отзываются о “новом” «Стиролбиофарме». “С ними теперь легче договариваться, цепочка принятия решений явно стала короче”, – рассказывает Инга Воронина, специалист отдела закупок компании «ФРА-М».

45% из примерно 50 наименований лекарств, которые выпускает компания, – рецептурные препараты. Но основную прибыль компания получает от таблеток, которые есть в аптечках большинства украинцев, – парацетамола, цитрамона, витамина С. По оценкам компании «Морион», именно в этих группах лекарств «Стиролбиофарм» сохраняет лучшие позиции, традиционно занимая места в первой пятерке. Но абсолютный хит компании – аспекард, оказывающий противовоспалительное и антитромботическое действие и используемый для профилактики некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы. От его продаж компания планирует получить до конца 2012 г. 17 млн. грн. при общем плане в 130,5 млн. Есть планы по расширению ассортимента, в частности по пуску в 2014 г. производства антибиотиков. В целом компания планирует до 2017 г. увеличить продажи до 451 млн. грн. с рентабельностью по EBITDA в 40%. Запланировано и увеличение доли экспорта. Сейчас она составляет около 10%, лекарства «Стиролбиофарма» продаются в Беларуси, России, Молдове, Латвии, Литве, Ливане и Йемене. В ближайшем будущем к этому перечню могут добавиться Грузия и Таджикистан.

Рост показателей и планы не успевают за рынком

По оценкам компании «Морион», если в 2009 г. «Стиролбиофарм» был на 60 месте в общем рейтинге выручки украинских и зарубежных компаний, работающих на отечественном рынке, то в 2012 г. его место было на 7 позиций ниже. По мнению экс-директора Государственного фармакологического центра Министерства здравоохранения Виктора Чумака, слабое место компании – отсутствие четкой специализации. “Больше всего преуспевают те производители, которые сосредоточены на выпуске конкретной продукции. Они могут не только выпустить нужное лекарство, но и правильно его позиционировать и предлагать”, – сказал он. По мнению Чумака, широкий ассортимент – это первый этап становления компании, потом нужно выбирать специализацию. Так что, возможно, «Стиролбиофарм» в будущем может повторить путь одного из гигантов украинского фармрынка – концерна «Фармак», который, несмотря на разнообразие ассортимента, последнее время специализируется на продукции для диабетиков. Или же мириться с падением доли рынка, даже несмотря на рост производства. (medpharmconnect/Химия Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version